Анализ развития субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан

 

В реформировании казахстанской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.

Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых).

 В казахстанской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы: [3,с.54]

  Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности казахстанской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как казахстанскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новом Казахстане в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии казахстанского малого бизнеса.

1993- 95 год - годы шоковой терапии - характеризовались самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого бизнеса. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

В то же время в 1992 г. в общей структуре казахстанского малого бизнеса произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого бизнеса. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ малого бизнеса продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого бизнеса в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа малых предприятий в 1993-95 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого бизнеса стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у казахстанского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию казахстанского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в казахстанской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все, же работавших хозяйственных связей.

В целом ситуация 1993-95 г. может быть охарактеризована общепринятым термином "грюндерство". Малый бизнес был составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всему Казахстану в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходом от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законам социальной психологии в их приложении к очевидной для Казахстана ситуации кардинального общественного перелома.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к концу 1996 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии казахстанского малого бизнеса. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ субъекты малого бизнеса продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малых предприятий в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого бизнеса стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малого предпринимательства следует отнести и его участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов, полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию был наложен явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до половины доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных частных мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.

Если в Казахстане еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого на малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике страны стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Алматы на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные малые предприятия, не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе казахстанских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности субъектов малого бизнеса. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых малых предприятиях в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в настоящее время распространение получили холдинги, т.к. именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно скрывают реальную хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа малых предприятий, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности привели к тому, что очередной - шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства изменил соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Предпринимательство может проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю малого бизнеса приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский малый бизнес движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев. По данным официальной статистики, вклад малых предприятий в ВВП Казахстана в 2008 году составил 28 % [30,с.134].

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 1 млн. субъектов малого предпринимательства, из которых действующими являются 91%, на них трудятся около 2 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республики составляет около 30% (Таблица 1).

 

Таблица 1 Доля малого бизнеса в ВВП

2005

2006

2007

2008

Доля МСП в ВВП, %

40,5

35,8

34,6

31,2

Доля малого бизнеса в ВВП, %

36,4

31,8

30,8

28,0

Доля среднего бизнеса в ВВП, %

4,1

4,0

3,8

3,2

Примечание - По данным Агентства Республики Казахстан по статистике


Анализ тенденций в малом бизнесе свидетельствует, что развитие данного сектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

По состоянию на январь 2010 года в республике насчитывалось 741088 активных малых предприятий (рост на 105,3 % по сравнению с январем 2009 года). Таблично данные представлены в приложении. С учетом плотности населения лидерами по их количеству являются Алматы и Астана, а также Атырауская и Мангистауская области. Крестьянских хозяйств больше всего в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. В общей сложности численность занятых в малом бизнесе на данный момент превышает 1,9 млн. человек [30,сю134].

С 2000 по 2009 годы в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей выросла в 1,4 раза. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос почти в 4 раза, в соответствие с рисунком 1.

 


Рисунок 1. Динамика развития малого бизнеса РК за 2000-2009 годы

 

Примечание – По данным Агентства РК по статистике

 

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием казахстанских малых предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".

Казахстанский малый бизнес в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого бизнеса. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществлялась на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков. Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малого бизнеса неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах. Малый бизнес занял нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%, в соответствие с рисунком 2.


Рисунок 2. Структура выпуска продукции по видам деятельности в 2009 году, в процентах

Примечание – По данным Агентства РК по Статистике

 

Рисунок 3. Численность занятых на предприятиях малого бизнеса в разрезе регионов (по состоянию на 1 января 2008 года)

 

Основным видом деятельности малых предприятий в Казахстане остается торговля, но в последнее время набирает вес и сельское хозяйство и строительство (рисунок 4).


Рисунок 4. Структура выпуска продукции по субъектам в 2009 году, в процентах

Примечание – www.stat.kz

 

Основными производителями среди малых предприятий в 2009 году стали юридические лица в основном товарищества с ограниченной ответственностью, в последнее время наметилась тенденция увеличения индивидуальных предпринимателей в структуре малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели республики составляют самую инициативную, молодую и самостоятельную часть казахстанских бизнесменов [32,с.35].

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период "перестройки" и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить "большую" экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

 

Таблица 2. Число зарегистрированных и действующих субъектов малого бизнеса, 2000-2006 года на начало периода.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Зарегистрированные субъекты малого бизнеса, ед. - - 365499 452007 541073 643035 739122
Зарегистрированные предприятия, ед. 76743 87995 102182 116924 130779 145087 157568
Зарегистрированные индивидуальные предприниматели, ед. - - 144257 197213 260937 321838 394672
Зарегистрированные крестьянские хозяйства, ед. - 105170 119060 137870 149357 176110 186882
Удельный вес зарегист-ванных субъектов малого бизнеса в общем количестве зарегистрированных хозяйствующих субъектов по республике, в % - - 87,1 88,6 89,8 90,8 91,4
Действующие субъекты малого бизнеса, ед. - - 289496 366434 431503 497871 569127
Действующие предприятия, ед. 63422 67059 77398 87173 93494 103291 115126
Действующие индивидуальные предприниматели, ед. - - 119038 169781 215116 247688 297234
Действующие крестьянские хозяйства, ед. - 76373 93060 109480 122893 146892 156767
Удельный вес действующих субъектов малого бизнеса в общем кол-ве действующих хозяйствующих субъектов по РК, в % - - 86,4 88,3 89,3 90,1 90,7

 

Из данных табл. 2 следует, что доля действующих предприятий (т.е. предприятий, готовых к осуществлению хозяйственной деятельности) снизилась за пятилетний период с 79,2% до 77,0%.В структуре всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов Казахстана на 1 января 2006 года доля субъектов малого бизнеса составляла 90,8%, в том числе предприятия малого бизнеса – 21,0%, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские хозяйства – 69,8%. В структуре всех действующих хозяйствующих субъектов на 1 января 2009 года на долю субъектов малого бизнеса приходилось 90,1%, на долю предприятий малого бизнеса – 19,3%, на долю индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские хозяйства – 70,8%.

По состоянию на 1 января 2009 года численность занятых во всей сфере малого бизнеса достигла 1385,3 тысяч человек, что составляет 19,5% от общей численности занятых в республике, в том числе на предприятиях малого бизнеса – 7,4%, индивидуальных предпринимателей (включая крестьянские хозяйства) – 12,1%. Сталкиваясь с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены.

На 1 января 2009 года, по данным областного управления статистики, в г.Алматы и Алматинской области зарегистрировано 10199 юридических лиц категории субъектов малого предпринимательства, что составляет 107% к итоговому показателю 2008 года. Из них действующих – 7429 (73% от зарегистрированных). В отраслевом разрезе зарегистрированные малые предприятия отражены на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Зарегистрировано в г.Алматы и Алматинской области субъектов малого предпринимательства на 1 января 2009 года

*Данные областного управления статистики, 2008 год.

 

Численность занятых на предприятиях малого бизнеса – 45600 человек – на 13,5% больше аналогичного показателя периода 2007 года.

Среднемесячная заработная плата одного работника предприятия малого бизнеса составила в 3 квартале 2009 года 20652 тенге – 121% к показателю данного периода 2008 года. [8],с.119]

 


Рисунок 6. Среднемесячная зарплата работника предприятия малого бизнеса по видам экономической деятельности

*Данные областного управления статистики, 2008 год.

 

За 2009 год в сфере малого бизнеса Алматинской области создано 11288 новых рабочих мест (за 2006 год – 9453).

Проведенный анализ формирования и развития малого предпринимательства в РК свидетельствует о его динамическом развитии. Для более точной оценки деятельности субъектов малого бизнеса необходимо проанализиолвать инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: