Исторические условия зарождения и становления культуры майя

 

В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране, почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины, гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками из полудрагоценных пород камня. У ольмеков существовало иероглифическое письмо, весьма напоминавшее позднейшую письменность мая. Однако оно пока не расшифровано. Столь же развитой была ольмекская арифметика, о чем свидетельствует «прочитанная» дешифровщиками система чисел [12, стр. 86]. Без математических вычислений (как и без знания астрономии) создание мезоамериканского календаря оказалось бы невозможным. С Х в. до н.э. ольмекская цивилизация постепенно начала клониться к упадку. Все более ожесточенными становятся войны между городами, начинаются восстания подвластных племен. С северо-запада вторгаются сопредельные варвары – нагуа, сапотеки и прочие. Около 400 г. до н.э. древнейшей мезоамериканской культуре пришел конец. Уцелевшие ольмеки, как часто полагают, бежали на восток, где положили начало цивилизации майя.

Многочисленные памятники ольмекской культуры – застройки культовых центров и особенности их планировки, типы самих сооружений, характер оставленных ольмеками письменных и цифровых знаков и иные остатки материальной культуры – убедительно свидетельствуют о родстве с цивилизацией майя. Возможность такого родства подтверждается и тем, что поселения древних майя с вполне сложившимся обликом культуры появляются повсеместно в интересующем нас районе именно тогда, когда внезапно обрывается активная деятельность религиозных центров ольмеков, то есть где-то между III – I веками до нашей эры [15, стр. 91].

Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты – и живут сейчас – лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую майянской; исключение составляют ацтеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них. Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки.

Культура майя занимала огромное пространство – более 400 тыс. квадратных километров и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность – приблизительно 2,7 млн. человек. Собственно майя – индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны [3, с.21].

Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Опираясь на эти данные и на данные Эрика Томпсона, исследователь Дементио Соди [30, с.98] выделяет следующие периоды:

Формативный (доклассический) период продолжался с 500 г. до н. э. до 325 г. н. э. Он примерно соответствует позднему доклассическому и началу классического периода в других районах Мезоамерики. На этом этапе культура майя была зависимой. Хотя проявляются уже со всей очевидностью ее своеобразные черты, особенно в многочисленных фигурках с ярко выраженными этническими особенностями этого народа, чувствуется заметное влияние соседей, главным образом ольмеков. Керамика этого периода, относящаяся к различным стилям, получила название Мамом и Чиканель.

Классический период длился с 325 до 925 г. и подразделяется на ранний классический (325-625 гг.), период расцвета (625-800 гг.) и упадка (800-925 гг.). Как говорилось выше, такое точное деление удалось установить наряду с другими данными, благодаря четкой корреляции между календарем майя и европейским летосчислением. Керамические изделия классического периода получили название типов Цаколь и Тепев.

В течение раннего классического периода появляются типичные черты культуры майя: строительство храмов с использованием ступенчатого свода, культ времени, нашедший выражение в невероятно точном его отображении на стелах с высеченными иероглифами, которые не только говорят о хронологии событий, но и представляют собой литературные источники. На этом этапе полностью прекращается влияние других культур. Начало классического периода отмечено появлением первых дат на монументах, строительством зданий с майяйским сводом и изготовлением полихромной керамики специфических форм. Перекрытие в форме майяйского свода появилось в некоторых гробницах на несколько веков ранее, чем на зданиях классического периода. Классический период не только характеризуется предполагаемым появлением некоторых новых черт, но и является логическим результатом технического, экономического, социального, политического, религиозного и художественного развития общества майя. В земледельческой технике не произошло заметного прогресса, и палка-копалка продолжала оставаться основным или даже единственным орудием труда; прогресс состоял в том, что начали возводиться земледельческие террасы в горных районах с целью задержания дождевых вод и предупреждения эрозии, а также в прокладке оросительных каналов, отводивших воду от естественных источников (озер, лагун, ручьев, рек) или даже искусственных водохранилищ (впадин, покрытых глиной, простых запруд). Эти сооружения часто встречаются на Гватемальском нагорье и в Белизе. В попытке достигнуть большей интенсивности земледелия, чем так называемое подсечно-огневое, удалось сократить время, при котором участки земли находились под паром [3].

В период расцвета достигает своего апогея архитектура, скульптура, живопись, керамика, прикладное искусство, особенно резьба по камню, астрономия, математика, иероглифическая письменность и так далее. Это был период расцвета больших центров на всей территории майя. На юге при вероятном теотиуаканском господстве развивался Каминальгую (этап Эсперанса); иноземные правители возводили пирамиды, по стилю напоминающие пирамиды Теотиуакана. На памятниках центральной зоны, таких, как Вашактун и Тикаль, правители майя возводили большие комплексы из пирамид, храмов и дворцов и ставили стелы и алтари, на которых их изображали в пышных одеждах. Настенные росписи украшали храмы и могилы, где останки правителей помещались вместе с ценными дарами и принесенными в жертву людьми. Было начато изготовление новых форм керамики и появились оригинальные декоративные мотивы; были также восприняты теотиуаканские образцы, привнесенные из южной зоны. Северная зона, хотя и менее интенсивно, следовала потому же пути развития, о чем свидетельствуют находки в Цибилчальтуне, Ошкинтоке и Акансехе [3, с.166]. В то время как на протяжении предыдущего этапа культура майя развивается в горных районах, период расцвета приходится на равнинные районы, в горных же заметны черты упадка.

В этот период культура майя достигла апогея; максимально развились и производительные силы. Скорее всего это объяснялось не техническим прогрессом, а ростом числа рабочих рук, как и в предыдущем периоде. В те века почти вся территория майя, вероятно, была уже практически занята. Некоторые районы были даже перенаселены. Эксплуатация земель достигла, видимо, своего предела, при этом использовалось подсечно-огневое земледелие и ирригация там, где это было возможно. Возросла интенсивность обработки земель. В этих условиях майя были вынуждены прибегнуть ко всем пищевым ресурсам, находившимся в их распоряжении, дополняя пищу из маиса и фасоли корнеплодами, овощами и мукой, получаемой из плода рамона. В пищу шли также продукты рыбной ловли и охоты. Эксплуатация природы дополнялась сверхэксплуатацией человека. Этот период характеризуется настоящим расточительством производительных сил: природных ресурсов, человеческой энергии, технических и научных знаний и интеллектуальных и художественных способностей.

Наконец, в период упадка под влиянием других народов культура майя постепенно размывается до такой степени, что в конце его и в начале следующего короткого 50-летнего периода, названного Томпсоном Interregnum («Междуцарствием»), эта цивилизация вновь опускается до уровня формативного периода.

Мексиканский период продолжался с 975 г. до 1200 г. На этом этапе культура майя испытывает влияние выходцев из центрального нагорья, говорящих на языке науатль, а также тольтекской культуры. Усиливается и приток населения из этих районов. В какой-то мере этим можно объяснить ту часть легенды о Кетсалькоатле, где говорится о его отъезде из Мексиканского залива в красную и черную землю, страну мудрости, на плоту из переплетенных змей. По данным самих майя, именно в это время на полуостров Юкатан прибывают тольтеки во главе с Кукульканом, что на языке майя также означает Пернатый Змей (аналогично переводится Кетсалькоатль с языка науатль) [30, с.101].

Период ассимиляции мексиканской культуры. Этот период продолжался с 1200 по 1540 г. На этом этапе был создан целый ряд союзов между народами, подчиненными семействами майя и науатль, или мексиканцами. Последний из них, заключенный между городами Ушмаль, Чичен-Ица и Майяпаном, означал полный упадок цивилизации майя в результате кровопролитной войны. Прибывшие сюда испанцы столкнулись с бедным и расколотым государством, которое лишь в самой незначительной мере сохраняло следы былого величия.

Горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине XVI в., они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно, почему в конце IX в. н.э. были почти одновременно покинуты и разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи, и что послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников XVIII–IXX вв., которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.

Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город Тикаль придумали археологи, а «Паленке» по-испански – «крепость».

Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры, одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в Гондурасе), Тикаль, Киригуа, Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчитлан и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в X-XI вв. н. э.[15, стр. 221], главные центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

Многое еще остается неразгаданным в истории этой удивительной и неповторимой цивилизации. Взять хотя бы само слово «майя». Ведь неизвестно, что оно обозначает и как попало в лексикон. Впервые в литературе оно встречается у Бартоломе Колумба, когда он описывает встречу своего легендарного брата Христофора – первооткрывателя Америки – с индейской лодкой – каноэ, приплывшей «из провинции, называемой майя». По одним источникам периода испанской конкисты, название «майя» применялось ко всему полуострову Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды названию страны – «у луумил куц йетелкех» («страна индюков и оленей») [33, стр. 4]. По другим – оно относилось лишь к сравнительно небольшой территории, центром которой была древняя столица Майяпан. Высказывались также предположения, что термин «майя» был именем нарицательным и возник из презрительной клички «ахмайя», то есть «бессильные люди» [15, стр. 191]. Впрочем, есть и такие переводы этого слова, как «земля без воды», что, несомненно, следует признать простой ошибкой.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами. Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры [15, стр. 283].

Помимо междоусобных войн и природных катаклизмов, выдвигаются и другие теории упадка их культуры. Например, нерациональное использование природных ресурсов. Для изготовления штукатурки, несколькими слоями которой были покрыты все значительные сооружения цивилизации Майя, сжигали тысячи кубометров леса. Что плохо влияло на почву и питьевую воду. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно–экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.

В результате уникальная древняя цивилизация, дошедшая до средних веков в почти первозданном виде, является одной из самых загадочных, хотя и могла стать одной из самых изученных и понятых. В своем развитии цивилизация майя шла своим уникальным путем. Правителей, в общепринятом значении этого слова, у майя не было – вся полнота власти в государстве принадлежала жрецам, которые распространили свое влияние на все без исключения области жизни общества. Поразительно и то, что война не играла никакой значимой роли в жизни майя. При этом войны являлись неотъемлемой частью существования и развития многих величайших цивилизаций. Им были совершенно чужды какие-либо проявления воинственности и милитаризма. «Война, – отмечает американский археолог Ч. Галленкамп, – никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков» [15, стр. 173].

Величие цивилизации древних майя особенно ценно своей непохожестью на другие цивилизации. Пройти свой, непохожий ни на кого, путь от «диких» племен до великого народа – такое в древней истории встретишь нечасто. Большинство цивилизаций развивалось из-за усовершенствования орудий труда, что позволяло производить все больше и больше материальных благ, начинали развиваться наука и искусство, появлялась возможность вести войны, порабощать соседние народы и захватывая новые ресурсы. Майя пошли совершенно другим путем, и, тем не менее, создали великую цивилизацию. В истории майя до сих пор больше загадок и вопросов, чем ответов на них. Одна из причин этого в самобытности и уникальности этого удивительного народа. Историкам и археологам с большим трудом по крупицам удается восстанавливать картину жизни древних майя и законы, по которым развивалось их общество. Но если при изучении других цивилизаций достаточно обнаружить факт и ему найдется объяснение, то с цивилизацией майя происходит по-другому. Факты, обнаруженные учеными, по нескольку десятков лет остаются без объяснения. Возникает одна теория за другой, но ни одна из них не может дать полного и ясного ответа на возникающие вопросы. Процветание сотен ритуальных центров на Тихоокеанском побережье в Чьяпасеина-Гватемальском нагорье, а также в долине Мотагуа в Петене, в бассейне Усумасинты, на побережье Мексиканского залива и на всем Юкатанском полуострове говорит о необычайном росте численности населения в течение позднего классического периода. Строительство тысяч огромных пирамид, храмов, дворцов, святилищ, комплексов для игры в мяч свидетельствовало о невероятном расточительстве времени и сил. Это напоминало эпохи возведения египетских пирамид, вавилонских зиккуратов или кхмерских храмов. Майя создали искусство, которое во многих аспектах является самым утонченным на всем Американском континенте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: