Тенденции и проблемы функционирования системы обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации и Республики Татарстан

 

На 1 января 2007 года структура системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации была представлена 91 территориальным фондом ОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, 276 страховыми медицинскими организациями и 90 их филиалами (всего 366, включая филиалы СМО) (таблица 1).

В системе обязательного медицинского страхования работали также 8457 самостоятельных лечебно-профилактических учреждений и 19760 учреждений, входящих в состав других ЛПУ.

 

Таблица 1 – Структура системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 1 января 2007 года

Субъект РФ

ТФОМС

Филиалы ТФОМС

СМО

Филиалы СМО

Всего из них: выполняющие функции страховщиков
Российская Федерация 91 857 403 384 102
Центральный ФО 18 196 18 86 21
Северо-Западный ФО 11 67 25 71 15
Южный ФО 13 172 99 49 18
Приволжский ФО 16 144 128 52 23
Уральский ФО 6 99 51 50 7
Сибирский ФО 16 151 71 49 13
Дальневосточный ФО 10 28 11 27 5
Байконур 1 - - - -

 


Динамика изменений организационной структуры системы ОМС за период 1998-2006 годы представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Динамика организационной структуры системы ОМС в РФ, 1998-2006 гг.

 

Представленная на рисунке 1 динамика организационной структуры обязательного медицинского страхования отражает тенденции проводимого в системе здравоохранения реформирования, которое отразилось на развитии медицинских страховых организаций. В 2006 году резко сократилось число больничных касс, и средства по обязательному медицинскому страхования стали мобилизоваться через страховые организации. Поэтому в 2006 году количество страховых организаций увеличилось до 617, для сравнения в 2005 году их насчитывалось 277. Отсюда следует, что развивается именно страховой рынок, что в свою очередь приближает российскую модель здравоохранения к зарубежным стандартам.

Филиалы территориальных фондов ОМС в 2004 году функционировали на территориях 58 субъектов Российской Федерации, а в 2006 году в 56 субъектах. Филиалы ТФОМС с функциями страховщиков осуществляли работу на территориях в 2004 году 31 субъекта Российской Федерации, а в 2006 году – 12 субъектов. Страховые медицинские организации и их филиалы работали в 70 субъектах Российской Федерации (таблица 2).


Таблица 2 – Динамика числа субъектов Российской Федерации, в которых функционировали учреждения и организации ОМС, 1998-2006 гг.

Учреждения и организации системы ОМС

Число субъектов РФ

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Филиалы ТФОМС – всего 67 69 71 63 63 62 58 55 56
из них: филиалы, выполняющие функции страховщиков 32 35 39 37 36 35 31 27 12
СМО (филиалы СМО) 63 61 61 62 60 64 70 84 88

 

Динамика числа субъектов, в которых функционировали учреждения и организации обязательного медицинского страхования за 1998-2006 год не имела резких скачков, за исключением опять таки 2006 года (рисунок 2). Данный скачок, как же упоминалось выше, произошел в связи с реформированием системы здравоохранения. Данная реформа основана на реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" [[38]].

 

Рисунок 2 – Динамика числа субъектов Российской Федерации, в которых функционировали учреждения и организации ОМС, 1998-2006 гг.

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) в рамках своей компетенции осуществляет финансовое обеспечение ряда мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

1. Дополнительные денежные выплаты медицинским работникам первичного звена.

Государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в настоящее время осуществляют 72,8 тыс. врачей и 81,4 тыс. медсестер.

Объем финансовых средств, предназначенных для осуществления денежных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, за февраль 2007 г., рассчитанный на основании бюджетных заявок территориальных фондов обязательного медицинского страхования составил 1 356 429,6 тыс. рублей с учетом средств, возращенных учреждениями здравоохранения на счета территориальных фондов ОМС за январь 2007 г. (157 569,8 тыс. рублей).

Таким образом, для выплат за февраль 2007 г. (с учетом выплат по районным коэффициентам) предназначено 1 513 999,4 тыс. рублей. По информации, поступающей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из территориальных фондов обязательного медицинского страхования, по состоянию на 19 марта 2007 г. медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, выплачено 365 493,2 тыс. рублей.

2. "Родовый сертификат".

В соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" на оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, ФОМС в Фонд социального страхования Российской Федерации, по состоянию на 19 марта 2007 г., перечислил 1 857,8 млн. рублей.

3. Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы. С целью финансирования дополнительной диспансеризации граждан, работающих в отраслях бюджетной сферы, а также дополнительной оплаты амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2007 году, по состоянию на 19 марта 2007 г. производится обработка и свод сведений, представленных территориальными фондами ОМС по проведенной диспансеризации работников бюджетной сферы за 2006 г. и по дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в 2006 году [[39]].

Численность застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию составила 138579,6 тыс. человек. Охват населения обязательным медицинским страхованием в 2005 году в среднем по России составил 96,8% (в % к постоянной численности населения (данные Госкомстата России)).

Из общего числа застрахованных по ОМС граждан Российской Федерации работающие (55681,6 тыс. чел.) составили 40,2%. В 7 субъектах Российской Федерации в структуре застрахованных работающие граждане превысили 50%: Чукотский АО – 69,7%, Ямало-Ненецкий АО – 59,2%, Эвенкийский АО – 51,7%, Магаданская область – 55,6% и др. В Чеченской республике, республиках Дагестан и Ингушетия работающие граждане составили менее 20% в структуре застрахованных по ОМС граждан.

Из общего числа застрахованных работающих граждан 95,4% были зарегистрированы по месту проживания.

Численность застрахованного неработающего населения по обязательному медицинскому страхованию составила 82898,1 тыс. чел. (59,8% от общего числа застрахованных по ОМС).

Из общего числа застрахованных неработающих граждан 30,2% составили дети до 16 лет (25047,5 тыс. чел.) и 36,8% – пенсионеры (30483,8 тыс. чел.).

Страхование по обязательному медицинскому страхованию на территории Российской Федерации осуществляется филиалами (с функциями страховщиков) территориальных фондов ОМС и страховыми медицинскими организациями.

Филиалами территориальных фондов ОМС по обязательному медицинскому страхованию было застраховано 29597,6 тыс. человек, что составило 21,4% от общей численности застрахованного по ОМС населения. Страховыми медицинскими организациями – 108982,1 тыс. человек или 78,6%.

Из общего числа граждан, застрахованных территориальными фондами ОМС (филиалами), 34,8% составили работающие и 65,2% – неработающие граждане [[40]].

Доходы территориальных фондов ОМС в 2006 году составили 218,3 млрд. руб., из них поступления средств ОМС в ТФОМС – 209,7 млрд. руб. (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Динамика поступлений средств ОМС в территориальные фонды ОМС в 1999-2006 гг.


Представленная динамика поступлений средств обязательного медицинского страхования в территориальные фонды ОМС за 1999-2006 гг. отражает рост данных поступлений. Общая сумма в 2006 году составила 255,9 млрд. руб., в 2005 году – 225,6 млрд. руб., в 2004 году – 185,3 млрд. руб. Следовательно, в 2006 году увеличение поступлений по сравнению с 2005 годом произошло на 13,43%, по сравнению с 2004 годом – на 38,10 %. Данные цифры отражают эффективность проводимых реформ на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в среднем по России в структуре поступлений средств ОМС в территориальные фонды основную долю средств составили налоговые поступления – 62,1% и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 30,4% (за 2005 год данные показатели составили 61,0% и 31,3%, соответственно).

Территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2004 году было израсходовано средств на сумму 198,7 млрд. руб., в 2005 году – 219,3 млрд. руб., а в 2006 году – 243,8 млрд. руб. (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Расходование средств территориальными фондами обязательного медицинского страхования за 2004-2006 гг.

 

Представленная динамика расходования средств обязательного медицинского страхования территориальными фондами отражает рост данного показателя. В 2005 году этот показатель увеличился по сравнению с 2004 годом на 10,4%, в 2006 году по сравнению с 2005 годом – на 11,2%. Таким, образом, с каждым годом потребность в средствах обязательного медицинского страхования увеличивается.

 

Рисунок 5 – Структура расходов средств ОМС территориальными фондами ОМС в 2006 году (процент к доходу ТФОМС)

 

Основная часть средств ОМС территориальными фондами в 2006 году была израсходована на финансирование территориальной программы ОМС и составила 231,9 млрд. руб. (95,1% к доходам ТФОМС) (рисунок 5).

Таким образом, сфера здравоохранения развивается достаточно эффективно в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

В I полугодии 2006 года поддерживался высокий уровень иммунизации населения, что позволило обеспечить снижение заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. В январе-июне 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года произошло снижение общего числа инфекционных заболеваний на 6%. Число заболевших вирусными гепатитами снизилось на 30,8%, эпидемическим паротитом –на 15,6%, дифтерией – на 41,9%. Заболеваемость вирусным гепатитом А уменьшилась на 39,4%.

Несмотря на рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией (в январе-июне 2006г. зарегистрировано 15,3 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, что на 2,9% больше, чем соответствующий период 2005 года), проводимая работа по противодействию ее распространения позволила удержать эпидемию сконцентрированной, в основном, в уязвимых группах населения, сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" началась с 1 января 2006 года. Данный проект внес определенные коррективы, касающиеся расходов бюджета по врачебной медицинской помощи (ВМП) на одного пролеченного больного. Если в 2005 году данный показатель составлял 53 тыс. руб., то в 2006 году он составил уже 83 тыс. руб. (рисунок 6)). В дальнейшем прогнозируется данный показатель на уровне 102,9 тыс. руб. в 2007 году, 112,8 тыс. руб. в 2008 году, 120,5 тыс. руб. в 2009 году.

 

Рисунок 6 – Динамика роста расходов федерального бюджета по ВМП

 

С 1 января 2006 года мероприятия Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения положили начало повышению качества услуг в сфере здравоохранения:

- введен полицевой учет врачебных кадров первичного звена здравоохранения;

- установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь;

- приведены в соответствие с нормативами численности обслуживания населения врачебные участки;

- осуществляются поставки медицинского оборудования в учреждения здравоохранения для приведения их оснащенности в соответствие с табелем (стандартом) оснащения;

- разработаны единые стандарты оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, федеральных специализированных медицинских учреждениях.

В 2007 году планируется дооснащение 6060 автомобилями скорой медицинской помощи, вездеходами, в т.ч. реанимобилями и реанимобилями с кювезом – 380 шт. Динамика затрат за приобретение специальных транспортных в 2006 году и планируемый объем в 2007 году представим на рисунке 7.

Представленная на рисунке 7 динамика отражает планируемый в 2007 году рост как по показателю оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений, включая женские консультации, так и по показателю оснащения автомобилями скорой медицинской помощи, в т.ч. реанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничных тягачей подразделений и учреждений скорой медицинской помощи.

 

Рисунок 7 – Динамика оснащения автомобилями скорой медицинской помощи и другими специализированными транспортными средствами учреждений здравоохранения России


В рамках проекта в 2006 году проведены следующие мероприятия.

Проведен анализ кадрового потенциала лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения с целью определения потребности в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики. Разработаны методические рекомендации по обеспечению амбулаторно-поликлинических учреждений медицинскими кадрами.

Для принятия необходимых мер по организации дополнительной подготовки врачей первичного звена здравоохранения разработаны учебные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики, фельдшеров, акушерок, медицинских сестер врача общей практики. Подготовлена программа профессионального образования указанных медицинских работников по вопросам дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации.

По состоянию на 1 июля 2006 года учреждениями здравоохранения оказано услуг по медицинской помощи:

- на амбулаторно-поликлиническом этапе (женские консультации и пр.) 586 912 женщинам;

- в период родов (родильные дома) 535 687 женщинам.

С января по июнь 2006 года по данным Фонда социального страхования Российской Федерации были получены родовые сертификаты при рождении 538 366 детей.

В службе родовспоможения увеличился ранний охват диспансерным наблюдением беременных женщин в женских консультациях с 70 до 74,5%. Количество посещений беременными женских консультаций увеличилось в среднем с 7 до 9 посещений за период наблюдения. В практику женских консультаций внедрена новая форма работы – активный патронаж беременных. Финансирование лекарственного обеспечения в родильных домах увеличилось на 21%.

В целях обеспечения увеличения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи проведена следующая работа:

- утвержден Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях;

- разработаны и утверждены 298 стандартов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

- рассчитаны нормативы финансовых затрат в соответствии со стандартами на пролеченного больного (впервые средства федерального бюджета не индексируются федеральными специализированными медицинскими учреждениями от общего объема средств предыдущего периода, а выделяются на пролеченного больного ("деньги идут за больным") в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;

- началось формирование базы данных по листу учета (ожидания) больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

На реализацию государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях за 1 полугодие 2006 года из федерального бюджета перечислено 4007,9 млн. руб., на лечение 56 189 больных [[41]].

В рамках развития здравоохранения на территории Российской Федерации в Республике Татарстан также осуществляется обязательное медицинское страхование.

В 2006 году деятельность органов и учреждений здравоохранения республики Татарстан была направлена на реализацию стратегической задачи поставленной Президентом Республики Татарстан и Правительством – обеспечение населения доступной, технологичной и эффективной медицинской помощью.

Консолидированный бюджет здравоохранения на 2006 год в сумме 10 млрд. 48 млн. рублей позволил обеспечить бесплатность основных видов медицинской помощи и выполнить установленный государственный заказ. Динамика консолидированного бюджета за 2004-2006 гг. представлена на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Динамика консолидированного бюджета за 2004-2006 гг.

 

В 2006 году получили стационарную помощь 894 тысячи больных, в поликлиниках 46 млн. посещений, выполнено 1 млн. 255 тысяч выездов для оказания скорой помощи. Проведено 238 тысяч оперативных вмешательств, 2 млн. 216 тысяч ультрозвуковых исследований и около 80 млн. лабораторно-диагностических исследовании.

Достижения сферы здравоохранения – это результат межсекторальной координации и сотрудничества министерств и ведомств в области охраны и укрепления здоровья населения, совместной работы с учеными медицинского университета и медицинской академии, Академии наук Республики Татарстан.

Необходимо отметить содействие в решении задач развития здравоохранения республики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Более 50 млн. рублей было получено по Федеральной адресной инвестиционной программе на строительство 8 учреждений здравоохранения. Общей задачей является расширение в дальнейшем участие в ФАИП, используя все связи, в первую очередь возможности депутатского корпуса Государственной Думы от республики. Поддержка Минздравсоцразвития обеспечила получение республикой гранта на 8,9 млн. долларов от Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией "Глобальное объединение усилий против СПИДа".

Необходимо остановиться на отдельных проблемах, определяющих дальнейшее развитие здравоохранения.

Впервые с 1999 года в республике сократилась смертность населения. В 2006 году по сравнению с 2005 годом умерло на 918 человек меньше, родилось на 404 ребенка больше.

Произошло снижение смертности по двум лидирующим причинам: от болезней системы кровообращения, травм, отравлений и несчастных случаев.

Общая заболеваемость населения снизилась на 2%, а временная нетрудоспособность в случаях на 13 %.

Стабилизировалась эпидемическая ситуация по туберкулезу, а заболеваемость снизилась на 7,0%, среди детей – на 20,0 %.

На 7,4% уменьшилась заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, на 30% заболеваемость ВИЧ-инфекцией и на 23% инфекционная заболеваемость.

Полученные результаты в значительной мере являются итогом реализации целевых программ.

Около 40,0 миллионов рублей израсходовано на закупку наборов для диагностики ВИЧ и вирусных гепатитов. Из федерального бюджета на реализацию программы борьбы с туберкулезом получено 15,8 миллионов рублей, основная часть которых направлено на приобретение медикаментов.

Программа "Вакцинопрофилактика" профинансирована на 108,6 млн. рублей, в том числе 45,6 миллиона рублей из средств федерального бюджета.

Шестой год в республике реализуется межведомственная комплексная программа профилактики наркотизации населения, расходы по которой составили около 66 миллионов рублей, в том числе в истекшем году – 24 миллиона 400 тысяч рублей.

Организовано 11 реабилитационных отделений наркологической службы на 80 коек в городах Казань, Набережные Челны, Бугульма, Нижнекамск, Зеленодольск, Альметьевск. В целом по России их насчитывается всего 25.

Устойчивую тенденцию к снижению имеет учтенная заболеваемость алкоголизмом, которая в 2006 году уменьшилась на 18,0%.

Однако темпы снижения по отдельным заболеваниям минимальны.

Не удалось в полной мере реализовать программы предупреждения заболеваний, имеющих социальный характер, в первую очередь предупреждения онкологической заболеваемости и артериальной гипертонии.

Наиболее важной является проблема онкологической заболеваемости. Этот вопрос был недавно обсужден на заседании коллегии Минздрава. В 2006 году рост онкопатологии продолжился. Треть пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях болезни. В 2006 году запущенность злокачественных новообразований возросла на 2,5%. Следовательно, есть основание говорить о недостаточной профилактической работе среди населения, онкологической настороженности.

К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется стереотип пренебрежительного отношения к здоровью. Большинство наших граждан обращается за медицинской помощью поздно, когда уже необходимы серьезные вмешательства врачей.

Сегодня сделан реальный шаг к появлению мотивации заинтересованности в сохранении собственного здоровья. С 2007 года работодатели, а, следовательно, и сами работники, участвуют в компенсации расходов за первые два дня по временной нетрудоспособности. Это должно стать весомым аргументом в пропаганде здорового образа жизни.

Здоровье населения во многом зависит от эффективности системы здравоохранения, в первую очередь внебольничной помощи.

В связи с монетизацией льгот возросла нагрузка на поликлиническую службу. Однако, традиционная поликлиника по существу не готова к выполнению дополнительной работы. Недоукомплектованность врачами, отсутствие компьютеров на рабочих местах, сохранение прежних организационных технологии, в первую очередь крайне неэффективное использование рабочего времени врача, привели к очередям. От черезмерной нагрузки при тех же уровнях заработной платы начались увольнения медицинского персонала. В этих условиях крайне важен быстрый переход на систему общей врачебной практики. Это – контрактная система оплаты труда, система единого лечащего врача, замена участковой медицинской сестры на фельдшера, максимальная ориентация на прием больных в поликлинике и компьютеризация рабочего места.

В рамках Республиканской программы "Общая врачебная практика" в центры общей врачебной практики трансформированы 42 поликлиники. Обучено около 656 врачей и 400 средних медицинских работников. Первые результаты работы врачей общей практики доказывают правильность решений. Почти в 2,0 раза возрос охват подлежащего населения диспансерным наблюдением, в 2,2 раза – профосмотрами на выявление глаукомы, более чем в 2,0 раза увеличилась выявляемость больных артериальной гипертонией, в 2,5 раза – сахарного диабета.

Врачи общей практики взяли на себя часть неотложной помощи. В результате число вызовов скорой помощи сократилось на 9,7%, количество амбулаторно обслуженных пациентов на 10,9%.

Дополнительное лекарственное страхование при амбулаторном лечении льготных категорий населения в сочетании с общей врачебной практикой должны существенно сократить объемы стационарной помощи и позволит провести ее дальнейшую реструктуризацию.

Необходима на территории Республики Татарстан поддержка в компьютеризации поликлиник и их приоритетном оснащении медицинским оборудованием. Информационные технологии в сочетании с новыми организационными технологиями позволят существенно повысить уровень амбулаторно-поликлинической помощи. Отрасль здравоохранения становится важной составляющей экономики республики и работает на условиях оплаты за услугу. Это способствовало оптимизации всей структуры здравоохранения, создания экономических механизмов управления и позволило повысить функциональную эффективность отрасли.

За прошедшие 8 лет при росте количества получивших больничное лечение, в республике сокращено около 10 000 тысяч круглосуточных стационарных коек. Это четверть коечного фонда республики. Число самостоятельных больничных учреждений сократилось на 26%. Оказание медицинской помощи по многим направлениям выведено на межтерриториальный уровень, в этих целях организовано 123 межрайонных центра и отделений. В 2006 году на 34% увеличилось число коек в дневных стационарах.

В результате на 0,75 дня сократилась средняя длительность лечения в дневных стационарах, на 0,9 дня – на круглосуточной койке, на 7% возрос оборот койки.

Проводимая реструктуризация позволила направить финансовые средства на повышение зарплаты, на покрытие возрастающих расходов на коммунальное содержание и более чем на 100 млн. рублей сокращена кредиторская задолженность медицинских учреждений.

Однако в целом при росте затрат на здравоохранение и проводимой реструктуризации, вот уже в течение ряда лет тарифы на питание и медикаменты при стационарном лечении остаются неизменными. А эти расходы все больше накладываются на плечи больных и их родственников. Необходимо за счет более эффективного использования ресурсов повысить долю средств направляемых на лечение конкретного больного.

С 2004 года учреждения здравоохранения перешли в муниципальную собственность. Их необходимо финансировать из собственных средств, которых крайне недостаточно. Аппарату Минздрава и его территориальным органам совместно с администрациями городов и районов надо 2007 год максимально использовать для создания оптимальных городских и сельских структур здравоохранения, внедрения в их деятельность основных элементов современного хозяйственного механизма.

Одной из уникальных правительственных программ поддержки рождаемости в республике стала организация на базе Республиканской клинической больницы экстракорпорального оплодотворения. Сегодня достигнута эффективность в 50 процентах случаев. В среднем по России этот результат в 2 раза ниже.

Выполнено 35 операций трансплантации почек и яичка, в том числе в прошедшем году 16 пересадок почки.

Ежегодно около двумстам больным проводятся операции эндопротезирования крупных суставов.

А это означает, что услуги здравоохранения становятся конкурентоспособными на уровне страны, наравне с конкурентоспособной продукцией наших ведущих товаропроизводителей Созданные центры могут и должны успешно работать по привлечению для лечения больных из других регионов, тем самым обеспечивая себя ресурсами для дальнейшего развития. Для внедрения современных медицинских технологии надо выходить на долговременные программы сотрудничества с ведущими европейскими и федеральными клиниками.

Лекарственное обеспечение является важнейшей составляющей оказания медицинской помощи населению.

В республике функционируют 1070 аптечных учреждений. В 2006 году в целом на "Медикаменты" было направлено более 1,5 миллиарда рублей, в том числе 485 миллионов – на льготное лекарственное обеспечение.

Удалось решить вопросы обеспечения инсулинами и противотуберкулезными препаратами, снять остроту проблемы по лекарствам для больных гемофилией, муковисцедозом и гипофизарным нанизмом.

Федеральная программа дополнительного лекарственного страхования предусматривает ежемесячное поступление в республику лекарственных препаратов на сумму 108 миллионов рублей. За январь уже выписано около 95 тысяч рецептов и отпущены медикаменты на сумму 25 миллионов 665 тысяч рублей. Из средств республиканского бюджета больным реализованы медикаменты почти на 11 миллионов рублей.

Важнейшей задачей органов и учреждений здравоохранения является налаживание механизма льготного лекарственного обеспечения. Было принято решение о переходе в ряде поликлиник на электронную версию рецептурного бланка. Уже разработана программа, подготовлены шаблоны заполнения рецептов по непатентованным наименованиям лекарств. Дано указание об установлении времени первичного приема больных 20 минут, а повторного 18 минут. Подготовлена программа переподготовки медицинских сестер по специальности фельдшер, что позволит расширить список лиц, имеющих право выписки льготных рецептов в поликлиниках.

Таким образом, новые механизмы льготного лекарственного обеспечения и более чем в четыре раза увеличение их финансирования, а так же внедрение общей врачебной практики должны существенно повысить результативность амбулаторно-поликлинической помощи.

Важнейшим разделом деятельности органов и учреждений здравоохранения является развитие внебюджетных направлений. Финансовые средства от платных медицинских услуг стали существенным дополнением к бюджету медицинских учреждений и способствовали их финансовой устойчивости. С 1997 года объем финансовых средств, полученных медицинскими учреждениями от внебюджетной деятельности, возрос в их консолидированном бюджете с 2 до 9,0 процентов. В 2006 году медицинскими учреждениями республики платных медицинских услуг оказано на сумму более 911 млн. рублей или на 26% больше чем в 2005 году. Около 436 миллионов рублей, или 47,9% заработанных средств по внебюджету, направлено на оплату труда, что позволило повысить зарплату медицинского персонала в среднем на 10 процентов.

В республике высокими темпами идет рост структур частного здравоохранения. На конец 2006 года лицензии на занятие частной медицинской практикой имеют 1 268 субъектов частного здравоохранения, что на 11,2% больше чем в 2005 году. Это не только расширение доступности медицинских услуг, но и уменьшение нагрузки на бюджет.

Дальнейшему расширению рынка медицинских услуг и повышению их качества должно способствовать развитие добровольного медицинского страхования, совершенствование нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования и участие в реализации программ по представлению гражданам бесплатной медицинской помощи страховых медицинских компаний [[42]].

Таким образом, проблем в здравоохранении достаточно много и необходимо объединить усилия ученых-медиков, медицинских работников, организаторов здравоохранения, общественных организации в их решении, чтобы обеспечить население ресурсоэффективной и качественной медицинской помощью.

 


2.2 Анализ регулирования системы ОМС на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

 

Управление здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района Министерства здравоохранения Республики Татарстан является территориальным подразделением Министерства здравоохранения Республики Татарстан, реализующим функции здравоохранения в районе, городе республиканского подчинения Республики Татарстан, в том числе на межведомственном уровне.

Управление подчиняется главе Совета Нижнекамского муниципального района и Министерству здравоохранения Республики Татарстан.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российский Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан, решениями Государственного Совета Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, другими нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Управление осуществляет в пределах своей компетенции на территории координацию деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, созданных в установленном порядке в отраслях, видах деятельности, установленных положением.

В систему Управления входят: центральная районная больница, городские больницы и участковые больницы, врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, деятельность которых связана с реализацией функции здравоохранения, а также учреждения и иные организации, обеспечивающие их деятельность (рисунок 5).

Централизованная бухгалтерия подчиняется начальнику Управления здравоохранения г. Нижнекамска Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Основными задачами Управления являются:

- обеспечение реализации государственной политики в области охраны здоровья населения г. Нижнекамска Республики Татарстан;

- организация системы профилактических мероприятий, медицинской помощи населению, проведения медицинской реабилитации;

- охрана здоровья матери и ребенка;

- обеспечение реализации государственной политики в области фармацевтической деятельности;

- координация деятельности по гигиеническому воспитанию и образованию населения;

 

Рисунок 5 – Система Управления здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района

 

- обеспечение координации и взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения.

Управление несет ответственность за осуществление функции управления здравоохранением, в том числе:

- управление лечебной деятельностью;

- управление профилактической деятельностью;

- управление экстренной медицинской помощью при чрезвычайных ситуациях.

Управление взаимодействует с территориальными органами:

- Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан при осуществлении следующих функций:

1) социально-экономическое программирование;

2) управление информатизацией (кроме средств связи);

3) управление деятельностью в области прикладных исследований;

- Министерства финансов Республики Татарстан при осуществлении функции управления государственным финансированием;

- Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан при осуществлении функции управления гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями;

- Министерства труда и занятости Республики Татарстан при осуществлении функции управления здравоохранения трудом;

- с Республиканской и территориальной больничными кассами при осуществлении функции управления обязательным медицинским страхованием;

- Министерства социальной защиты Республики Татарстан при осуществлении следующих функций:

1) управление социальным обслуживанием защищаемых государством категорий населения;

2) управление системой реабилитации и обеспечением жизнедеятельности инвалидов;

3) управление предоставлением льгот, пособий, компенсаций;

- Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан при осуществлении функции контроля за состоянием животного мира (кроме охотничьих животных, объектов рыболовства).

Управление осуществляет также следующие функции:

- прогнозирование лечебной и профилактической деятельности, экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- планирование (участие в формировании концепции, планов бюджетной обеспеченности, программ развития) лечебной и профилактической деятельности, экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- бюджетирование (организация финансирования планов, программ, утвержденных в установленном порядке) лечебной и профилактической деятельности, экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- учет (исполнения программ, планов, состояния объектов) лечебной и профилактической деятельности, экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- контроль (контроль за реализацией программ, планов, утвержденных в установленном порядке) за лечебной и профилактической деятельностью, экстренной медицинской помощью при чрезвычайных ситуациях;

- регулирование (подготовка по результатам контроля и надзора регулирующих воздействий по реализации программ, планов) лечебной и профилактической деятельности, экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- информационное обеспечение лечебной и профилактической деятельности, экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Управление имеет право:

- запрашивать в установленном порядке у государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений и предприятий системы здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на управление функций;

- осуществлять контроля за метрологическим обеспечением учреждений здравоохранения района;

- участвовать в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, в учреждении организаций для поддержки развития здравоохранения;

- проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию, с участием представителей ведомственного здравоохранения;

- проводить информационно-рекламные и пропагандистские мероприятия, связанные с реализацией функций, определенных настоящим Положением;

- создавать экспертные, консультационные и информационно-аналитические советы, комитеты и комиссии по вопросам охраны здоровья населения, утверждать положения о них и их состав.

Управление должно:

- осуществлять анализ и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений на основе утвержденных форм государственной отчетности;

- осуществлять контроль за учетом, сохранностью и эффективностью использования государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятиями, организациями и учреждениями;

- разрабатывать территориальные программы по обеспечению населения медицинской помощью;

- осуществлять контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи;

- создавать в установленном порядке запасы медицинского имущества, лекарственных, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и технических средств для использования их при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществлять в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных отделу здравоохранения учреждений, организаций и предприятий;

- осуществлять технический надзор за безопасной эксплуатацией медицинского и технического оборудования на предприятиях, в учреждениях и организациях здравоохранения района;

- вести государственное статистическое наблюдение в области правоохранения, требовать ведения необходимой учетной документации во всех учреждениях здравоохранения района независимо от организационно-правовой формы и своевременного представления отчета в установленные сроки.

Управление взаимодействует в установленном порядке с территориальными органами управления министерств, госкомитетов, ведомств, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями путем получения, направления в регламентном режиме и по запросу бесплатной информации, необходимой для выполнения задач в области здравоохранения.

Основу нормативно-правовой базы функционирования Управления здравоохранения исполнительного комитета муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" является федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

При исследовании системы охраны здоровья женщин и детей основными федеральными законами явились:

- Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 № 256-ФЗ;

- Федеральный закон "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 219.12.2006 № 255-ФЗ;

- и другие.

Система принятия управленческих решений в Управлении здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района основывается на показателях здоровья населения.

Среди важнейших фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений на государственном уровне, названы организационно-экономические, в том числе:

− обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;

− реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения, внедрение новых механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов;

− завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и страховому финансированию медицинских организаций;

− постепенная легализация соучастия населения в оплате медицинской помощи;

− проведение реструктуризации сети медицинских организаций;

− обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений и расширение спектра медицинских организаций различных организационно-правовых форм собственности;

− изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников;

− создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.

Указанный перечень проблем носит общий характер. Их решение направлено на создание условий для предоставления гражданам медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современным достижениям медицинской науки и технологии, ресурсам, располагаемым государством и гражданами. Более конкретные обязательства со стороны государства формулируются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. В этих документах фиксируется набор лечебных и профилактических услуг, который в совокупности представляет один из элементов социального стандарта в области здравоохранения. На основе федеральной программы формируются территориальные, с учетом которых планируются бюджетные расходы на здравоохранение и определяются потребности в финансировании за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование направлено на финансирование Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Данная программа разрабатывается ежегодно. Система обязательного медицинского страхования г. Нижнекамска и Нижнекамского района функционирует на основании данной программы.

Рассмотрим основные показатели функционирования системы обязательного медицинского страхования г. Нижнекамска и Нижнекамского района (см. приложения А, Б, В) на основании таблицы 3,.

 


Таблица 3 – Показатели функционирования системы обязательного медицинского страхования г. Нижнекамска и Нижнекамского района за 2004-2006 гг.

Наименование показателя

2004

2005

2006

Всего по ОМС Всего по ОМС Всего по ОМС
Количество врачей 660 660 700 700 683 683
Средний медицинский персонал 2343 2343 2403 2403 2553 2553
Круглосуточный стационар, койки 2239 1704 2488 1984 2573 2070
Дневной стационар, койки 455 327 469 344 275 250
АПУ, койки 69 35 51 17 54 20
Стационар на дому, койки 9 9 6 6 - -

 

Таким образом, представленные в таблице 3 показатели (см. приложение Г) отражают, что количество врачей не зависит от вида медицинского страхования, так же как и количество среднего медицинского персонала. Стационары же, кроме стационара на дому, по программе обязательного медицинского страхования используются не в полном объеме. В 2004 году по ОМС круглосуточный стационар от всего объема коек составил 76%, в 2005 году – 80%, в 2006 году 81%. Дневной стационар по программе ОМС в 2004 году составлял 72%, в 2005 году – 73,3%, в 2006 году – 91%. АПУ по программе ОМС в 2004 году составило 51%, в 2005 году – 33,3%, в 2006 году – 37% (рисунок 9).

 

Рисунок 9 – Динамика доли стационарных коек по системе обязательного медицинского страхования


Представим показатели функционирования системы обязательного медицинского страхования г. Нижнекамск и Нижнекамского района за 2004-2006 гг. в виде графика (рисунок 10).

 

Рисунок 10 – Показатели функционирования системы ОМС г. Нижнекамск и Нижнекамского района за 2004-2006 гг.

 

Рисунок 10 в целом отражает рост представленных показателей среднего медицинского персонала, коек круглосуточного стационара, а по остальным показателям наблюдается небольшое снижение.

Средства ОМС по Нижнекамскому району и г. Нижнекамск в структуре бюджета здравоохранения на 2004-2006 гг. представим в динамике на рисунке 11.

 

Рисунок 11 – Динамика средств ОМС по Нижнекамскому району и г. Нижнекамску в структуре бюджета здравоохранения на 2004-2006 гг.


Представленная на рисунке 11 динамика средств ОМС по Нижнекамскому району и г. Нижнекамск в структуре бюджета здравоохранения на 2004-2006 гг. показывает, что в 2005 году было уменьшение средств на 20993,7 тыс. руб., а в 2006 году этот показатель по сравнению с 2005 годом увеличился на 71921,3 тыс. руб. Данная тенденция способствует укреплению материальной базы системы здравоохранения г. Нижнекамск и Нижнекамского района, что позволяет в большей степени и с большей эффективностью оказывать медицинские услуги населению, предусмотренные программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Необходимо рассмотреть динамику болезненности населения Нижнекамского района в период за 2002-2006 гг. (рисунок 12).

Представленная на рисунке 12 динамика болезненности населения (см. приложение Д) наглядно отображает, что в Нижнекамском районе проблемными являются органы дыхания населения, что, скорее всего, связано с неблагополучной экологической средой района. Данная тенденция имела рост в 2005 году, но в 2006 году она снизилась на 8,9%.

На втором месте стоят болезни системы кровообращения, которые имеют постоянно растущую тенденцию: в 2003 году увеличение больных составило 18%, в 2004 году – 1,8%, в 2005 году – 23,8%, в 2006 году – 6,2%. Опять таки в 2005 году наблюдался резкий рост показателя болезней системы кровообращения, за которым последовал столь же резкий спад.

На третьем месте находятся болезни костно-мышечной системы, которые до 2005 года имели тенденцию к увеличению, а в 2006 году данный показатель остался неизменным на уровне 158,9 человек на 1000 населения.

 


Рисунок 12 – Болезненность населения Нижнекамского района в период за 2002-2006 гг.

 

Проведенный анализ отражает всеобщую тенденцию повышения эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в сфере регулирования здравоохранения в целом.

На выделенные средства ОМС оказывается помощь больным, показатели количества которой представим на рисунке 13.

 

Рисунок 13 – Динамика количества больных, получивших медицинскую помощь по ОМС за 2004-2206 гг.

 

Представленная динамика количества больных, получивших медицинскую помощь по ОМС за 2004-2206 гг., показывает, что к 2006 году показатель прошедших лечение на круглосуточном стационаре снизился по сравнению с 2004 годом с 61394 до 58971 человека, на дневном стационаре также наблюдается снижение по сравнению с 2004 годом с 10986 до 10578 человек, на произошло увеличении АПУ с 671 до 1134 человек.

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования следует, что система функционирования обязательного медицинского страхования в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе функционирует весьма эффективно, что подтверждают данные о снижении количества больных, данные об увеличении сумм в бюджете на ОМС.

2.3 Исследование муниципальных аспектов регулирования системы ОМС на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

 

В рамках исследования муниципальных аспектов регулирования системы обязательного медицинского страхования на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" было проведено анкетирование среди населения Нижнекамска, в котором участвовали 150 человек. Выборка была произведена случайным методом отбора.

Целью исследования явилось выявление проблем и путей решения в системе обязательного медицинского страхования как модели регулирования сферы здравоохранения.

Гендерная структура респондентов представлена на рисунке 14.

 


Рисунок 14 – Гендерная структура респондентов

 

Исходя из представленной структуры основную часть опрошенных (76,47%) составили женщины, а остальную часть мужчины (23,53%).

Исходя из рода занятий и социального положения представим структуру респондентов на рисунке 15.

 

Рисунок 15 – Структура респондентов по роду занятий и социальному положению

 

Представленная на рисунке 15 структура респондентов показывает, что основную часть опрошенных составляют техническая интеллигенция (35,29%) и служащие (20,59%).

Первым был задан вопрос "Как бы Вы оценили нынешнее положение дел в сфере здравоохранения в целом?". Ответы представлены на рисунке 16.


Рисунок 16 – Ответы на вопрос: "Как бы Вы оценили нынешнее положение дел в сфере здравоохранения в целом?"

 

Представленные ответы на рисунке 16 отражают неутешительную картину восприятия населением Нижнекамска нынешнего положения дел в сфере здравоохранения. Так 52,94% ответили, что положение дел на среднем уровне, 29,41% – на уровне ниже среднего и 11,76% – на высоком уровне.

Происходящие реформы и модернизации системы ОМС должны естественным образом изменить положение дел в здравоохранении. Взгляды населения на эту сторону реформирования представлены на рисунке 17.

 

Рисунок 17 – Ответы на вопрос: " Изменилось ли за последний год положение в сфере здравоохранения?"

 

41,18% респондентов считает, что за последний год положение дел в сфере здравоохранения не изменилось, 26,47% все же считает, что положение немного изменилось.

Отношение к сфере здравоохранения соответственно взаимосвязано с проблемами в системе обязательного медицинского страхования в основном. Представим динамику проблем Нижнекамской системы здравоохранения на рисунке Е.1 (приложение Е).

Представленная динамика (рисунок Е.1, приложение Е) отражает в качестве основной проблемы (50%) безответственность медицинского персонала. На втором месте стоит платность услуг (47,06%), на третьем (44,12%) – запись к специалисту. Проблемы недоступности лекарств и наличия оборудования / медикаментов также достаточно в существенной степени беспокоят население Нижнекамска. Данная проблематика требует принятия мер в системе развития и регулирования сферы здравоохранения, при этом необходимо привлекать и средства обязательного медицинского страхования в обязательном порядке.

Качеством медицинского обслуживания, получаемого гражданами, вызывает скорее недовольство (55,88%). В одинаковом количестве разбились как скорее довольные граждане данными услугами, так и совсем недовольные – по 17,65%. Причем полностью довольных совсем не оказалось.

Интересным является факт, что 50% опрошенных нижнекамцев впервые слышат о приоритетном национальном проекте "Здоровье", который внедряется уже с 1 января 2007 года. 23,53% опрошенных немного слышали о данном проекте, и только 17,65% информированы о нем и знают его суть. В соответствии с уровнем знания о национальном проекте и получены ответы по информированности о его реализации в Нижнекамском районе. 58,82% респондентов не знают, реализуется ли этот проект в Нижнекамском районе, 23,53% знают о его реализации, при этом 2,94% считают, что не реализуется данный проект на территории муниципального образования.

В процессе опроса были выявлены мнения о том, какие результаты проекта "Здоровье" наиболее реальны. Полученные результаты представлены на рисунке Ж.1 (Приложение Ж) и показывают, что 50% опрошенных считают, что первичная медицинская помощь (на уровне участковых врачей) станет боле доступной и качественной (сокращение очереди к врачу, более удобное время приема врача, повышение качества диагностирования заболевания на ранних стадиях и т.п.). Мнения разделились одинаково (по 26,47%) относительно ответа о повышении квалификации участковых врачей и затруднениями в ответе. Третье место (по 17,65%) в ожиданиях нижнекамцев заняли снижение сроков ожидания диагностических исследований и обеспечение прозрачности очереди на получение высокотехнологичной помощи за счет введения системы "листов ожидания".

Таким образом, опрошенные имеют надежду на получение более квалифицированной помощи, особенно на стадиях её ранней необходимости.

38,24% опрошенных считают, что в ближайшем будущем реализуемый проект "Здоровье" немного улучшит ситуацию в сфере здравоохранения, 29,41% считают, что существенных изменений не произойдет, но 8,82% все-таки убеждены в возможности улучшения сложившейся ситуации.

Население по-разному воспринимает национальный проект. Суждения, с которыми согласились опрошенные, представлены на рисунке 18.

 

Рисунок 19 – Согласие респондентом с представленными суждениями о проекте "Здоровье"

 

Исходя из данных представленных на рисунке 18, следует, что большинство респондентов (35,29%) считают проект обычной программой для решения давно назревших социальных проблем, которой дали новое название. 23,53% считают, что данный проект является принципиально новой программой, направленной на улучшение здоровья населения и повышение качества медицинского обслуживания.

Итак, проведенное исследование выявляет недостатки в системе функционирования ОМС, которая непосредственным образом отражается на сфере здравоохранения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" в целом. Основными проблемами в сфере здравоохранения являются безответственность медперсонала, платность услуг и запись к специалисту.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, то есть независимо от источника финансирования медицинских услуг качество их предоставления не изменилось.

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: