Синтетический учет операций по расчетному счету

Синтетический учет операций на расчетном счете бухгалтерия предприятия ООО «ТД Кондитер» ведет, в соответствии с планом счетов, на активном счете 51 «Расчетные счета».

Дебет счета 51 «Расчетные счета» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.

Для учета операций со счетом 51 «Расчетные счета» предназначен журнал-ордер № 2 «Расчетные счета», отражающий обороты по кредиту счета за месяц. По дебету счета ведется записи в ведомости №2. Все записи в журнале-ордере № 2 ведутся на основании выписок из банка с расчетного счета и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на основании которых списаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием ООО «ТД Кондитер».

Выписка из расчетного счета - это копия лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.

В выписке указывается:

- номер расчетного счета клиента;

- дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующей выписки);

- номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства;

- корреспондирующий счет - шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операции предприятия;

- суммы по дебету и кредиту;

- остаток наличия средств на дату выписки.

Выписка с приложением оправдательных документов передается предприятию ООО «ТД Кондитер» ежедневно.

Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, поэтому:

- по дебету отражаются расходные операции для банка, т.е. уменьшение своего долга (списания, выдача наличными);

- по кредиту - приходные операции для банка, т.е. поступления на расчетный счет предприятия.

Бухгалтер предприятия, обрабатывая выписки должен помнить об этом и записывать поступившие суммы и остаток по дебету счета, а списания - по кредиту.

В выписке из расчетного счета предприятия закодированы финансовые операции, оформленные банковскими документами.

Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено». На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются № счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетные счета», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке.

Бухгалтер проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

В журнале – ордере и в ведомости записи делаются по корреспондирующими счетам итогами по одной выписке банка. Условием для заполнения регистров является использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за период выписок из банка.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только начало и конец месяца. На протяжении месяца, для оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.

Итоговые обороты и сальдо по журналу-ордеру и ведомости переносятся в конце месяца в Главную книгу на счет 51 «Расчетные счета».

Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:

1. Получено на расчетный счет из кассы организации:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 50 «Касса»;

2. Поступили платежи от покупателей продукции, товаров, услуг, имущества организации, в том числе авансы под поставку товара:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

3. Получены краткосрочные кредиты и займы:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

4. Получены долгосрочные кредиты и займы:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

5. Получены суммы вкладов в уставный капитал:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 75 «Расчеты учредителями»;

6. Получена разная дебиторская задолженность, выручка за проданное имущество организации от покупателей имущества, оказанные услуги и выполненные работы от покупателей:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

7. Сумма, поступившая на расчетный счет излишне перечисленных налогов и сборов в бюджет:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

8. Сумма возврата излишне перечисленных отчислений и возмещения фондами:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и

обеспечению»;

9. Поступили денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

10. Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

Рассмотрим некоторые хозяйственные операции ООО «ТД Кондитер», затрагивающие расчетный счет. Предприятие ООО «ТД Кондитер» получило выручку от нескольких покупателей в сумме в сумме 430000 рублей наличными деньгами. Бухгалтером организации было выписано объявление на взнос наличными и денежные средства сданы в банк.

Бухгалтер сделает проводки:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 50 «Касса» - 430000 рублей.

Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:

1. Получены наличные деньги в кассу:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 51 «Расчетные счета»;

2. Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный

счет:

Дебет 52 «Валютные счета»

Кредит 51 «Расчетные счета»;

3. Оплата счетов и векселей поставщикам, перечисление аванса:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Кредит 51 «Расчетные счета»;

4. Перечисление ЕСН в Федеральный бюджет и в социальные фонды:

Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и

обеспечению»;

Кредит 51 «Расчетные счета»;

5. Перечисление налогов и сборов бюджет (по видам налогов и сборов):

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета»;

6. На сумму заработной платы, перечисленной работникам:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 51 «Расчетные счета»;

7. На сумму денежных средств, перечисленных учредителям организациям:

Дебет 75/1 «Расчеты с учредителями»

Кредит 51«Расчетные счета»;

7. Перечислено разным кредиторам:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и

кредиторами»

Кредит 51 «Расчетные счета».

Например, согласно платежному поручению № 20 от 09 марта 2006 года перечислен платеж налога на землю за 2005 год на сумму 424756 рублей. Бухгалтером ООО «ТД Кондитер» были сделаны следующие записи по счетам бухгалтерского учета:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета» - 424756 рублей.

Из банка получена выписка банка с приложением платежного поручения.

Помимо счета 51 «Расчетные счета», предусмотрено использование счета 55 «Специальные счета в банках».

На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К этому счету могут быть открыты субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и другие.

Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется Центральным банком РФ.

1. Зачисление денежных средств в аккредитивы (т. е. открытие аккредитива) отражается следующей проводкой:

Дебет 55/1 «Аккредитивы»

Кредит 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

2. Использование аккредитивов для оплаты счетов

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

или других подобных счетов

Кредит 55-1 «Аккредитивы»;

3. Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены (т. е. неиспользованная сумма аккредитива зачисляется на расчетный счет).

Дебет 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Кредит 55-1 «Аккредитивы».

Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведут по каждому выставленному аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.

1. Выданные чековые книжки отражают следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет 55-2 «Чековые книжки»

Кредит 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

2. По мере оплаты задолженности чеками их списывают следующими бухгалтерской проводкой:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 55 «Специальные счета в банках».

3. Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают:

Дебет 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Кредит 55- 2 «Чековая книжка».

Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.

1. Перечисление денежных средств во вклады отражают:

Дебет 55 «Депозитные счета»

Кредит 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи.

Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведут по каждому вкладу.

Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно.

Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и тому подобное на территории страны и за рубежом.

В ООО «ТД Кондитер» счет 55 «Специальные счета в банках» не используется.

Учет переводов в пути обусловлен необходимостью отражения в отчетности сумм оплаты фактически перечисленных (сданных в отделения связи для дальнейшего перечисления), но фактически не поступивших на расчетный счет предприятия.

Учет таких средств в ООО «ТД Кондитер» осуществляется на счете 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм (например, при сдаче выручки) являются квитанции учреждений банка, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно.

1. Из кассы перечислены денежные средства в банк (выручка и т.п.), отражаемые как денежные средства в пути (переводы):

Дебет 57 «Переводы в пути»

Кредит 50 «Касса».

2. Денежные средства, числившиеся в пути, зачислены на расчетный или валютный счет:

Дебет 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»

Кредит 57 «Переводы в пути».

Таким образом, синтетический и аналитический учет операций по расчетным и специальным счетам на предприятии ведется с использованием программного обеспечения, журналы-ордера и ведомости к ним заполняются автоматически, по мере разноски первичных документов. Кроме того, в автоматическом режиме заполняются также оборотно – сальдовые ведомости, карточки счета, анализ счета, журнал заполненных платежных поручений, журнал проводок.

Все это дает возможность своевременного и полного учета безналичных расчетов, а также возможность проведения анализа движения денежных средств на предприятии.

 



Заключение

 

В данной дипломной работе на тему «Учет движения денежных средств» были проведены подробные исследования методики бухгалтерского учета денежных средств в ООО «Торговый дом Кондитер». В работе подробно рассматриваются все вопросы, связанные с ведением кассовых операций и расчетного счета предприятия ООО «ТД Кондитер». Рассмотрен порядок оформления первичных кассовых документов: расходного и приходного кассовых ордеров, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств и других форм. Также рассмотрен порядок оформления и ведения операций по расчетному счету.

В ходе исследования были рассмотрены вопросы:

-нормативно – правового регулирования банковской деятельности и ведения кассовых операций;

-документального оформления и движения денежных средств в кассе;

-документального оформления и операции по расчетному счету и специальным счетам в банке.

В ходе изучения данных вопросов было установлено, что:

-расчеты наличными деньгами между организациями, осуществляемые через кассу, лимитируются законодательством;

-по согласованию с банком устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все сверхлимитные остатки сдаются в банк в установленные сроки;

-правила проведения кассовых операций, порядок выдачи и приема наличных денег, а также порядок оформления кассовых документов регламентируются специальной инструкцией ЦБ РФ;

-наличные деньги на командировочные и административно-хозяйственные расходы выдаются только работникам организации. Произведенные ими расходы имеют документальное подтверждение;

-расчеты между организациями производятся в безналичном порядке через их счета, открытые в банковских организациях Российской Федерации. Формы расчетных документов соответствуют установленным стандартам;

-формы расчетов между предприятиями установлены нормативными документами Банка России.

Для поставщика аккредитивная форма расчетов предпочтительнее других. Во-первых, она гарантирует ему оплату при исполнении им своих обязательств по поставке и защищает его от ненадежных и недобросовестных плательщиков, так как при этой форме деньги для расчетов зарезервированы в банке поставщика еще до осуществления им поставки материальных ценностей, работ, услуг. Кроме того, поставщик имеет возможность сразу после отгрузки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг получить деньги, сдав расчетные документы в банк по месту своего нахождения.

Для покупателя-плательщика, наоборот, эта форма расчетов невыгодна, поскольку фактически это предоплата и его денежные средства всегда замораживаются, а иногда и на длительный срок (если по условиям договора, например, аккредитив должен быть открыт до начала изготовления заказа).

Для поставщика с точки зрения надежности и быстроты получения денег выгодна 100%-ная предоплата платежным поручением, для плательщика предоплата также означает замораживание денежных средств, поэтому соглашаться на нее нужно только в случае крайней необходимости.

Расчеты требованиями для поставщика надежнее, чем поручениями с последующей оплатой за уже поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Но оплата требований поставщика возможна только при наличии денег на счете плательщика.

Для плательщика самой выгодной формой расчетов является оплата платежными поручениями за уже поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные ему услуги.

Если речь идет о предоплате, то предпочтительнее аккредитивная форма расчетов, чем 100%-ная предоплата платежным поручением, так как авансовый платеж не гарантирует покупателю исполнения обязательств поставщиком, а по аккредитиву деньги поставщику будут выплачены только после отгрузки им материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг.

По результатам исследования темы дипломной работы на материалах ООО «ТД Кондитер» нами были сделаны следующие выводы:

- порядок и ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с требованиями Положения о ведении кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40;

- все документы оформляются в организации в установленном законодательством порядке типовыми межведомственными формами первичной учетной документации;

- в кассе хранятся деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим банком;

- в результате проведенной инвентаризации недостачи или излишка ценностей в кассе не выявлено;

- в организации применяют форму безналичных расчетов платежными поручениями;

- денежная наличность сдается по объявлениям на взнос наличными.

На предприятии применяется журнально – ордерная форма счетоводства с использованием компьютерной программы 1С:Бухгалтерия, что позволяет значительно облегчить труд бухгалтера, а также предоставляет большие возможности для аналитической работы.

 



Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, чч.1,2 и 3.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, чч.1 и 2.

3. Кодекс РФ об административных нарушениях (с изменениями и дополнениями на 27 июля 2006 года)

4. Федеральный закон Российской Федерации №129-ФЗ от 21 ноября 1996г. «О бухгалтерском учете» (с изменениями на 30 июня 2003г.)

5. Федеральный закон Российской Федерации №1-ФЗ от 10 января 2002г. «Об электронно-цифровой подписи»

6. Положение Центрального банка Российской Федерации №2-П от 3 октября 2002г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2004г.)

7. Положение Центрального банка Российской Федерации №225-П от 6 мая 2003г. «О справочниках банковских идентификационных кодах участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть ЦБ РФ» (с изменениями на 8 августа 2006г.)

8. Положение Центрального банка Российской Федерации № 14-П от 05 января 1998 года «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (с изменениями на 31 октября 2002 года)

9. Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением СД ЦБР 22.09.1993 года № 40 (с изменениями от 26.02.1996 года)

10. Приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»

11. Приказ Минфина РФ №34н от 29 июня 1998г. «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

12. Приказ Минфина РФ №106н от 24 ноября 2004 г. «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налоговых сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

13. Указания Центрального банка Российской Федерации №1274-У от 24 апреля 2003г. «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» (с изменениями на 25 августа 2004г.)

14. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичных учетных документов по учету кассовых операций и результатов инвентаризации» (с изменениями и дополнениями на 3 мая 2000 года)

15. Аграновский А.В. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. –М.: Система ГАРАНТ, 2005.

16. Альбом бухгалтерских проводок: В 2-х ч. –М.: Бератор-Пресс, 2003.

17. Артемов В.В. Правомерное неисполнение инкассовых поручений // Право и экономика, №5, май 2006г., с.18-26

18. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003

19. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита/ Н.П. Барышников. Изд.4-е, перераб. и доп. –М.: ФИЛИНЪ, 1998

20. Бровкина Н.Д. Анализ отчета о прибылях и убытках // Экономический анализ, №6, июнь 2004г., с.45-54

21. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Свод хозяйственных договоров и документооборота предприятий с юридическим, арбитражным и налоговым комментарием: т.2. –М.:, Налоги и финансовое право, 2004

22. Бухгалтерский учет и отчетность предприятий и организаций. Справочное пособие под ред. Академика Карпова В.В, - М.:, Экономика и финансы, 2001

23. Вещунова Н.Л., Фомина Н.Л. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности,- М.:, Магис, 1998

24. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии, - М.:, КНОРУС, 2000

25. Дракина М.Н. Актуальные вопросы безакцептного и бесспорного списания денежных средств // Юридическая работа в кредитных организациях, №3, 3 кв. 2005г., с. 54-61

26. Иванов А.П., Быкова Ю.Н. Анализ показателей экономической эффективности компании в рыночной среде // Экономический анализ, №12, июнь 2006г., с.8-14

27. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности коммерческой организации // Экономический анализ, №13, июль 2006г., с.9-16

28. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие/ Н.П. Кондраков: Учебное пособие, -4-е изд. перераб. и доп. – М.:, ИНФРА, 2003

29. Михайлов М.Н. Ошибки налогоплательщиков при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджет // Налоговый вестник, №3, март 2006г., с. 28-31

30. Огиренко Е. Сложности в заполнении платежек в 2006 году // Главбух, №6, май 2006г., с.25-28

31. Практическая энциклопедия бухгалтера, том 1 «Корреспонденция счетов», под ред. В.И. Мещерякова, -М.:, ЗАО «Издательство Главбух», 2002

32. Ракова Е. Отдайте вашу выручку // Расчет, №9, сентябрь 2006., с.33-35

33. Сатин Д. Не превысить лимит кассы // Расчет, № 3, март 2005 г., с. 12-14

34. Справочник корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Под редакцией А.С. Бакаева, -М.:, ИПБ-ИНФРА, 2002

35. Федорова Н.В. Аккредитивы – практика и перспективы // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, №11, ноябрь 2005г., с. 37-42

36. Фомина Т. Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, № 6, июнь 2005 г., с. 16-21

37. Шишкоедова Н.Н. Методика финансового анализа предприятий // Экономический анализ, №3, февраль 2005г., с.48-53

38. Шредер Н.Г., Радачинский В.И. Производство: бухгалтерский учет и налогообложение, -М.:, Юстицинформ, 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: