Реализация программы и её эффективность

 

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга трудных подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются трудные подростки.

Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива трудных подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения правонарушений, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.

В ДК "Рассвет" практически отсутствует организация досуга трудных подростков, здесь не проводятся ни тематические вечера, ни организуются праздники для жителей поселка, за исключением Нового года. Кружки и спортивные секции так же отсутствуют, имеется правда библиотека, но её посещают только младшие школьники и то очень мало. Организуются только дискотеки и то редко, в основном по праздникам. Одним словом в сельском Доме культуры "Рассвет" культурно-организационная работа почти не ведется, это связано с финансовым обеспечением и отсутствием квалифицированных кадров.

Изучив обстановку в сельском Доме культуры мы предложили проект мероприятий по организации досуга жителей и трудных подростков с. Садовое, которые не требуют больших финансовых затрат и специалистов. Эти мероприятия можно проводить неоднократно (Приложение Д).

Во время прохождения практики этот проект был частично апробирован, нами было организовано и проведено несколько досуговых мероприятий, одно из них было посвящено выходному дню, это спортивный праздник "Папа мама я – спортивная семья" (Приложение Е).

Это праздник семьи, ловкости, умения и конечно дружбы и взаимопонимания в семье. Мы не будем описывать весь праздник, а только лишь его заключительную часть. Завершение праздника проходило в приподнятом настроении и участников и зрителей. После почетного круга под гимн победителей и приглашение всех на чаепитие в сельском Доме культуры, которое предложили и организовали сами жители с. Садовое, так как у них в селе такого праздника для "всех" не было, они с удовольствием принимали участие в подготовке к празднику. Принимали участие все желающие "и стар и млад".

Так же нами был организован "День открытых дверей" в подразделении правоохранительных органов с.Садовое, встреча трудных подростков с практическими работниками. Для этого заранее были собраны вопросы, которые наиболее сильно волновали трудных подростков и на которые они хотели получить исчерпывающий ответ. Мы их разделили на группы: "Я и семья", "Я и сверстники", "Я и школа", "Я и милиция" (Приложение Ж). На все поставленные вопросы трудные подростки получили исчерпывающие ответы. Больше всех вопросов было задано по группе "Я и школа".

Так же в целях профилактики правонарушений проводилась беседа на тему "Основные законы бесконфликтного существования" (Приложение Д)

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить трудного подростка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

Посещая семьи, где были трудные подростки, представлялась не очень приятная картина. В силу ограниченности объема работы мы приведем лишь некоторые данные испытуемых социально-педагогических условий трудных подростков.

Так, Оля М., была занесена в банк данных, как неуправляемый подросток, часто срывала уроки, была груба с учителями и одноклассниками. В ходе анкетирования мы выяснили, что у нее умерла мама, отец с горя начал пить, часто его не бывает дома. Девочке не хватает отцовского внимания и теплоты. Мы решили навестить отца и поговорить с ним. После беседы отец стал часто заходить в школу, интересоваться успехами дочки, а в последствие стал членом родительского комитета. А Олю привлекали к общественной работе в классе и в школе. Девочка изменилась, стала посещать уроки, появился интерес к учебе.

Владимир К.пропускает занятия в школе без уважительных причин. В 7-м классе подросток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, контроль за поведением Володи со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на оптовом рынке, собирает бутылки, воруют, ребенок оставлен на попечение бабушки.

Подросток и семья были поставлены на учет к социальному педагогу, который осуществлял контроль за ситуацией в семье, консультировал и координировал деятельность служб и специалистов, участвующих в решении проблем семьи, информировал КДН о проделанной работе.

С родителями и подростком неоднократно проводились беседы, мальчик посетил консультацию психолога, через пригласительную комиссию был повторно оформлен индивидуальный план обучения, составлено расписание занятий. Формирование учебной мотивации строилось на основе интереса трудного подростка к истории и математике.

Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации, и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в работе с семьей. Ситуация стабилизировалась. Комиссия сняла семью с контроля, и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом.

Екатерина В. Екатерина злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предварительным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубо и, агрессивной, нецензурно выражается.

Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее возвращению в школу не предпринимает. Меры педагогического воздействия положительного результата не дают.

Семья была обследована специалистами Центра социальных услуг для молодежи. Установлено, что в семье сложные взаимоотношения между родителями, которые разведены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Екатерина замыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсутствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.

Мама и подросток прошли курс консультаций психолога. Девочка стала посещать клуб "Ровесник" г. Благовещенск. В школе смогли организовать дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях Екатерины, хотя серьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вернулась в школу, удовлетворительно закончила учебный год, нормализовались ее отношения с классом.

Денис О. злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в результате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее время пропуски уроков продолжаются.

Денис объясняет нежелание ходить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями.

В течение двух месяцев проводилась работа с классным руководителем, подростком, семьей. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях. Денис посещал занятия, но с началом новой четверти отказался вернуться в класс. В связи с этим подросток был устроен в СГПУ № 1, где условия обучения позволяли завершить обучение в 9-м классе, сочетая его с начальным профессиональным образованием. Денис приступил к занятиям, и ситуация стабилизировалась.

Александр В. Установлено, что он. употребляет наркотики с декабря 2004 г., Подросток находился под постоянным контролем инспектора ОППН, социального педагога. Именно социальный педагог помог маме установить взаимоотношения с психологом, специалистами Городского наркологического диспансера. В итоге Сергей прошел курс лечения от наркомании. Социальным педагогом мальчику были предложены варианты организации досуга в спортивных секциях.

Кирилл Ф., Кирилл употребляет алкогольные напитки, неопрятный внешний вид.

В настоящее время других замечаний подросток не имеет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

Основную работу с подростком вел социальный педагог. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употребление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Кириллу предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организации школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.

Михаил Ч. В семье сложилась критическая ситуация. Родители были предупреждены, что если ситуация не изменится, они будут лишены родительских прав. Миша и Григорий постоянно задерживались за попрошайничество, так как были постоянно голодны.

К работе с семьей подключили специалиста по социальной работе Центра социальных услуг. Она организовала помощь одеждой через благотворительный фонд, регулярно посещала семью и проводила беседы с матерью, убедила ее пройти консультацию психолога Центра и посетить вместе с Мишей врача-нарколога. Управление социальной защиты выделило материальную помощь в виде продуктов.

В Городское управление образования было направлено представление с целью решения вопроса об определении возможностей обучения для трудных подростков. Благодаря этому Женя и Гриша были устроены в школу-интернат, а для Миши был составлен план индивидуального обучения в школе по месту жительства.

Семья находилась под постоянным контролем инспектора ОППН и участкового инспектора милиции, благодаря чему в доме все реже собирались пьющие компании. Совместно с социальным педагогом они помогли детям определиться с организацией летней занятости. трудные подростки стали посещали детскую досуговую площадку по месту жительства.

Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила "группу поддержки" без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, приготовились молча слушать, как их будут ругать. учить, как правильно жить. Но прозвучали совсем неожиданные для семьи слова: "Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своей семье?" Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству социального педагога ДК, школы и семьи.

Визит в семью повторили через несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллюзий, что приход социального педагога с группой в одночасье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь, улучшиться материально-бытовые условия, трудные подростки станут "хорошими" все это требует вмешательства в такие семьи всех структур, которые в большей или меньшей степени ответственны за судьбы наших трудных подростков. И так посещение семей трудных подростков дали первые положительные результаты, если развивать далее социально-педагогическую работу с неблагополучными семьями трудных подростков, то можно достичь весьма ощутимых результатов. Проведенные повторные социзмерения по методикам первого этапа исследования дали так же положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньше выпивать, поэтому мы оставили это измерение без изменения. А вот взаимоотношения между взрослыми и трудными подростками заметно изменились (Рисунок7).



Рисунок 7 – Сравнительный анализ взаимоотношений между взрослыми и трудными подростками

 

Так, негативные отношения в неблагополучных семьях были отмечены в 13 случаях, вместо 20. Неустойчивые отношения приобрели в 18 семьях по сравнению с 15 семьями, и позитивные, устойчивые отношение установились в 6 семьях. Повторная диагностика по методике Ч.Д. Спилбергер показала, что у трудных подростков снизились показатели тревожности и негативного эмоционального переживания (Таблица 4).

 

Таблица 4 - Сравнительные результаты диагностики по опроснику исследования тревожности у трудных подростков

Уровень

эмоции

Тревожность [чел.(%)]

Негативные

эмоциональные переживания [чел.(%)]

Обычно

В кол-ве

Обычно

В кол-ве

до проведения мероприятий после проведения мероприятий до проведения мероприятий после проведения мероприятий   до проведения мероприятий после проведения мероприятий   до проведения мероприятий после проведения мероприятий  
Низкий 5 13,1 3 7,9 2 5,3 0 0 2 5,3 0 0 4 10,5 2 5,3
Средний 13 34,2 20 52,6 14 36,8 22 57,9 12 31,5 24 63,1 14 36,8 22 57,9
Высокий 20 52,6 15 39,5 22 57,9 16 42,1 24 63,1 14 36,8 20 52,6 14 36,8

 

Повторная диагностика по методике Ч.Д. Спилбергер показала, что у подростков снизились показатели тревожности и негативного эмоционального переживания (Таблица 5).

 

Таблица 5 - Сравнительные результаты диагностики по опроснику исследования тревожности у трудных подростков

Уровень

эмоции

Тревожность [чел.(%)]

Негативные

эмоциональные переживания [чел.(%)]

Обычно

В кол-ве

Обычно

В кол-ве

до проведения мероприятий после проведения мероприятий до проведения мероприятий после проведения мероприятий до проведения мероприятий после проведения мероприятий до проведения мероприятий после проведения мероприятий
Низкий 5 13,1 3 7,9 2 5,3 0 0 2 5,3 0 0 4 10,5 2 5,3
Средний 13 34,2 20 52,6 14 36,8 22 57,9 12 31,5 24 63,1 14 36,8 22 57,9
Высокий 20 52,6 15 39,5 22 57,9 16 42,1 24 63,1 14 36,8 20 52,6 14 36,8

 

Таким образом, из сравнительного анализа видно, что проведенные мероприятия с подростками, направленные на подавление предпосылок конфликтного поведения дали положительные результаты. Следовательно, организация досуговой деятельности трудных подростков социальными педагогами в сельском Доме культуры сельской местности помогает не только улучшить дело воспитания, но и изменить отношение трудных подростков к родителям, к школе, к улице, повысить уровень социализации, предупредить правонарушения. Активное, инициативное отношение ДК воспитательной работы к распределению досуга и свободного времени семьи помогут им включиться в активные, творческие формы деятельности.

На основании сделанных выводов в исследовании мы разработали ряд рекомендаций для социальных педагогов целенаправленного воздействия на личность трудных подростков:

1. Помните о внушаемости трудного подростка. Уважайте его тайну.

- подростку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений.

- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

- всегда учитывайте состояние трудного подростка;

- не унижайте трудного подростка;

- соблюдайте закон неприкосновенности личности.

2. Определяйте только поступки, только конкретные действия:

- не "ты плохой", а "ты сделал плохо"

- не "ты жестокий", а "ты жестоко поступил" и т.д.

3.  Трудные подростки требуют к себе внимания. Именно с общения начинается процесс воспитания трудных подростков, усвоения ими всего хорошего и полезного.

- старайтесь чаще проводить беседы с трудного подростками на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес,

- организовывайте совместный досуг трудных подростков и их семей как можно чаще;

-  о чем бы Вы ни говорили с трудного подростками, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правопорядка.

- если есть опасность приобщения к наркотикам трудного подростка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.

- будьте настоящим другом подростку, если у него возникли проблемы с поведением, наркотиками, помогите ему справиться с проблемами.

 


Заключение

 

Изучив материалы по данной проблеме можно сделать ряд выводов:

1) В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.

2) Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у трудных подростков из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

3) В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

4) Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному педагогу при выборе СПД необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности трудных подростков, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

5) Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных подростков.

6) Воспитательная работа с любой категорией трудных подростков требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания трудных подростков не решить. Социальному педагогу ДК перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.

В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения трудных подростков. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины трудных подростков:

- неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);

1) негативные взаимоотношения в семье;

2) отсутствие контроля со стороны родителей;

3) негативные эмоциональные переживания, тревожность;

4) отсутствие занятий по интересам;

5) невозможность организации семейного и личного досуга трудных подростков.

Для устранения выявленных проблем и причин поведения трудных подростков был разработана программа, направленная на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.

В результате исследовательской работы были даны рекомендации социальным педагогам ДК.

Таким образом, в проведенном исследовании гипотеза о том, что если в социально-педагогической деятельности в сельском Доме культуры с трудными подростками сделать акцент на подавление у трудных подростков предпосылки к негативному поведению, путем организации досуговой деятельности, то это приведет к стимулированию позитивного поведения трудного подростка.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе социальных педагогов не только ДК, но и других образовательных учреждений.

Наше исследование не исчерпывает проблему трудных подростков, дальнейшее исследование можно направить по теме: социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и их влияние на негативное поведение трудных подростков.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: