В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных трудных подростковых групп, увеличению числа трудных подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних /16,с.230/.
По оценке Научного центра здоровья трудных подростков РАМН, к 13 годам почти половина трудных подростков уже попробовали вкус алкоголя, в 16 лет - 61,4% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют. По данным Минздрава России, в последние годы отмечается неуклонный рост числа трудных подростков как младшего, так и старшего трудных подросткового возраста, употребляющих наркотики. За последние пять лет частота впервые выявленной наркомании среди трудных подростков до 14 лет возросла в 20 раз, токсикоманий - в 15 раз /8,с.4/.
|
|
Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и "неблагополучных" семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети и трудные подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Для 48,4% трудных подростков наркоманов именно равнодушие взрослых является одной из основных причин приобщения к наркотикам /8,с.6/.
Социальное одиночество у трудных подростков, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало в настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье подростка, на его социализацию.
Важно отметить, что организация работы в сельской местности – это задача межведомственная, включающая в себя и вопросы воспитания, и социальной работы с определенными категориями трудных подростков. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений /38,с.111/.
Важнейшей функцией органов управления образованием в работе с подростками и трудного подростками в сельской местности в этих условиях выступает организация воспитательной деятельности.
Целями организации воспитательной деятельности трудного подростками в сельской местности в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:
|
|
- социально-педагогическая защита трудных подростков;
- предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав;
- формирование и развитие личностных качеств трудного подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
- увеличение степени самостоятельности трудных подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать
- возникающие проблемы;
- создание условий, в которых трудные подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
- адаптация или реадаптация трудных подростков в обществе;
- компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
- дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Базовыми учреждениями системы образования для организации работы в сельской местности традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования, включая трудных подростковые клубы по месту жительства и др. /38,с.115/.
Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные
направления деятельности ДК:
- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;
- привлечение трудных подростков, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростка, на ранних стадиях развития с целью предупреждения правонарушений;
- индивидуальное и групповое консультирование трудных подростков, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов,
- снятию стресса, воспитанию трудных подростков в семье и т.п.;
- выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав трудных подростков, семьи;
- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;
- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных трудных подростков;
- проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных);
- организация культурно-досуговой местных жителей и трудных подростков.
Профессиональный уровень обеспечивают специалисты, получившие
специальную подготовку и работающие в различных учреждениях социальной сферы, если их профессиональная деятельность и должностные обязанности имеют педагогическую или социально-защитную направленность. Оплата их труда производится из бюджета (государственного или муниципального) или из иных регулярных источников /38,с.117/.
Важную роль в социально-воспитательной деятельности в сельской местности занимают комплексные социальные программы работы с трудного подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
|
|
Всем известно, что воспитание начинается со дня рождения подростка. И если ребенок в дошкольном возрасте не усваивает основ правильного поведения, в школьном возрасте он потребует к себе большего внимания, воспитывать его приходится со значительными трудностями. Имя это в виду, А.С.Макаренко говорил: "На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет" /25,с.189/.
Отсюда следует сделать вывод: если родители сразу не воспитали у своих трудных подростков культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Для этого понадобятся многие годы. Не поможет в этом и чрезмерная требовательность родителей, если время упущено.
Естественно, что ошибки в воспитании рождают "трудных" трудных подростков. И если сами родители не обладают навыками культурного поведения, то их дети, как правило, останутся также некультурными.
В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий. Безволие - черта, присущая большей части подобных трудных подростков, однако наряду с отсутствием волевых черт характера постоянно ощущается обостренное стремление к самостоятельности, болезненное отношение к надзору, руководству взрослых. Особенно привлекательным оказывается общение со сверстниками, усиленное стремление к необычному, редкому, романтике, но без идеалов, без четких жизненных требований. Безнаказанность, к которой трудные подростки привыкают, как правило, в семье, а нередко и в школе, на улице приводит к развитию такого качества, как излишнее, неоправданное бравирование своими возможностями в любой ситуации /8, с.119/.
|
|
Немало еще встречается в нашей действительности таких примеров, когда подросток становится "трудным", безнадзорным, оставляет школу в связи с уходом из семьи одного из родителей или из-за проявленной по отношению к нему грубости со стороны старших членов семьи или воспитателей.
Особенно часто трудные подростки попадают под дурное влияние безнадзорных или отбывших наказание за совершенные преступления слабосильные трудные подростки, чьим воспитанием внимательно и чутко не занимаются родители и школа /8, с.120/.
Педагоги, психологи, медики давно доказали неоднородность подростков как по социально-психологическим особенностям, так и по проявлениям во взаимоотношениях, поведении и пр.
В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Известно, что клуб, а тем более в микрорайоне, - это не только объединение ребят в кружки, секции и по интересам, но это еще и массовые формы досуга.
Деятельность в кружках требует на определенном этапе выхода на массовую аудиторию с результатами своей работы, со своими успехами, достижениями. Это позволяет сравнить свои возможности с ожиданиями сверстников, почувствовать себя увереннее в правильном определении интереса.
Когда в клубе уверены, что сформировалась новая группа ребят, ставших участниками кружков, побывавших на слете, главными становятся систематические занятия, мероприятия, направленные, сходной стороны, на профилактику возможных правонарушений. А с другой - на расширение кругозора ребят, на углубление интересов, на овладение умениями и навыками.
Профилактическая работа с трудными подростками складывается из материалов правовой пропаганды и построена в русле военно-патриотического воспитания.
Характер районного сельского Дома культуры, вытекающий из особенности контингента участников, сказывается, прежде всего, в том, что наряду с чисто клубной деятельностью (кружки, секции, слеты, массовые мероприятия, самоуправление и пр.) ведется кропотливая индивидуально-педагогическая работа. Она имеет два основных направления: индивидуальное шефство над каждым трудным и индивидуальная работа с родителями трудных подростков.
Эту деятельность, организовывают клуб трудных подростков, работники милиции, органы народного образования, предприятия, культурно-просветительные учреждения. В работе с родителями трудных подростков проводятся массовые и групповые формы, но особое внимание уделяется индивидуальным беседам, встречам, обсуждениям, совместному продумыванию вопросам перевоспитания трудного подростка.
В работе с родителями трудных подростков можно проследить определенные ступени: от привлечения родителей к педагогическим встречам (не индивидуальным), к постоянной индивидуальной работе и затем к участию в разнообразных клубных мероприятиях, посвященных воспитанию трудных подростков в семье.
Таким образом, работа в сельском Доме культуры с трудными трудного подростками только тогда приводит к высокоэффективным результатам, когда она построена на основе системы руководства, в которую включаются все воспитательные каналы и возможности, когда эта работа выстраивается как целенаправленная деятельность ДК, система действенного шефства и методической помощи. Важную роль в социально-воспитательной деятельности в сельской местности занимают комплексные социальные программы работы с трудного подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.
2. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками в Доме культуры (на материале Дома культуры "Рассвет")