Приоритетное направление в психокоррекционной работе по снижению агрессивного поведения в зависимости от межличностных конфликтных отношений агрессивного ребенка

Конфликтная ситуация

Воздействие ситуации на ребенка

Приоритетное направление в коррекционной работе, методические приемы

Межличностные отношения «семья – ребенок»

1 ситуация:

Родители ограничивают самостоятельность ребенка.

Усиливается напряженность во взаимоотношениях с взрослыми в семье вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями.

Приоритетное направление: оздоровление и нормализация семейной сферы. Метод. приемы направлены на воспитание самостоятельности, ответственности, н-р: коллектив доверяет ученику наиболее значимое общественное поручение, в котором он сможет проявить себя.

2 ситуация:

Высокие требования родителей к ребенку.

Неспособность соответствовать предъявленным требованиям родителей переживается как чувство собственной неполноценности. Дети становятся не уверенными в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителем.

Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, помощь в адаптации в группе сверстников. Метод. приемы: стимулирования личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, самостоятельно-сти.

3 ситуация:

гиперопека

4 ситуация:

самоустранение родителей от воспитания ребенка (создается видимость благополучия семьи)

Эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности.

Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Метод. приемы: осуждение безнравственности, эгоисти-ческих установок и взглядов, переключение критики на самокритику.

5 ситуация:

самоустранение родителей от воспитания ребенка (асоциальный образ жизни родителей)

6 ситуация:

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия к детям и другим членам семьи.

Наличие смысловых барьеров в общении с окружающими и дистантность способствуют изоляции ребенка в детском коллективе, формированию низкого социального статуса.

Приоритетные направления: в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами социальной защиты помощь в оздоровлении семьи, помощь в адаптации в группе сверстников, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Метод. приемы: для повышения статуса необходима поддержка коллективистических проявлений, включение учащегося в коллективные виды деятельности, стимулирование личного достоинства школьника.  

Межличностные отношения «ученик – ученик»

7 ситуация:

отвержение ребенка сверстниками

Наличие скованности в общении с окружающими способствует изоляции ребенка в детском коллективе.

Приоритетные направления: выявление психологом психологических причин изолированности, помощь в адаптации в группе сверстников. Метод. приемы: стимулирование личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, включение учащегося в коллективные виды деятельности.  

8 ситуация:

отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между родителями агрессивных детей и педагогами.

Родители самоустраняются от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка в школе. Ребенок чувствует себя ненужным в семье, чужим, это способствует формированию низкого социального статуса.

Приоритетные направления: выявление причин самоустранения родителей от воспитания; оздоровление и нормализация семейной сферы. Метод. приемы: вовлечение членов семьи в жизнь класса, школы.

 «Межличностные отношения «ученик – учитель»

9 ситуация: авторитарный педагог

Проблема ребенка загоняется внутрь, что способствует двойной морали: можно делать то, что хочешь, только нужно позаботиться, чтобы об этом никто не узнал. При таком стиле преподавания учитель манипулирует ребенком, используя свое превосходство.

Приоритетные направления:

смена педагогической установки «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», воспитание у ребенка нравственного контроля.

Метод. приемы:

общение с ребенком, объяснение, обсуждение, словесное неодобрение, если поведение ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам, предложение возможных путей действия, похвала за хорошее поведение.

10 ситуация: высокая критика агрессивных детей со стороны учителя.

Агрессивные дети в течение урока получают значительно больше замечаний, чем другие учащиеся. Замечания, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка, к этой оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее.

Приоритетные направления:

психолог должен научить педагога правильным формам поведения в отношении агрессивного ребенка, т.е. необходима психологическая отработка профессиональных навыков.

Метод. приемы:

психологические тренинги.

11 ситуация: Ученик прогуливает уроки, и основная его жизнь протекает «на улице» в компании подростков – делинквентов.

У ребенка формируются различные формы неприятия взрослых, появляется безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. У ученика формируется мнение, что взрослые вмешиваются в их жизнь, не имея на это право.

Приоритетные направления:

работа психолога в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами ранней профилактики правонарушений.

Метод. приемы:

формирование жизненных целей, профориентация, включение в социально значимую деятельность.

 

12 ситуация: плохая успеваемость школьника.

Не умея самоутвердиться в сфере учения, неуспевающие школьники часто находят в качестве компенсаторных, замещающих разного рода агрессивные формы поведения. Типичные формы поведения: «классный шут», поведение «луддита», который рвет тетради отличников, ломает парты, поведение драчуна.

Приоритетные направления:

Выявление психологом причин неуспеваемости (дефекты интеллектуального развития, неразвитость познавательных интересов и т.д.); помощь в адаптации в группе сверстников; помощь невролога (эта ситуация является основной причиной патологических реакций и невротических состояний).

Метод. приемы: стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности, создание товарищеских контактов, ограничение вульгарного стиля разговора, организация досуга.

         

Отечественный психолог Т.П. Смирнова, опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, выделила основные направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу [66,21] (таблица 2):

 

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: