Конфликтная ситуация | Воздействие ситуации на ребенка | Приоритетное направление в коррекционной работе, методические приемы | ||||
Межличностные отношения «семья – ребенок» | ||||||
1 ситуация: Родители ограничивают самостоятельность ребенка. | Усиливается напряженность во взаимоотношениях с взрослыми в семье вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями. | Приоритетное направление: оздоровление и нормализация семейной сферы. Метод. приемы направлены на воспитание самостоятельности, ответственности, н-р: коллектив доверяет ученику наиболее значимое общественное поручение, в котором он сможет проявить себя. | ||||
2 ситуация: Высокие требования родителей к ребенку. | Неспособность соответствовать предъявленным требованиям родителей переживается как чувство собственной неполноценности. Дети становятся не уверенными в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителем.
| Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, помощь в адаптации в группе сверстников. Метод. приемы: стимулирования личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, самостоятельно-сти. | ||||
3 ситуация: гиперопека 4 ситуация: самоустранение родителей от воспитания ребенка (создается видимость благополучия семьи) | Эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности. | Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Метод. приемы: осуждение безнравственности, эгоисти-ческих установок и взглядов, переключение критики на самокритику. | ||||
5 ситуация: самоустранение родителей от воспитания ребенка (асоциальный образ жизни родителей) 6 ситуация: напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия к детям и другим членам семьи. | Наличие смысловых барьеров в общении с окружающими и дистантность способствуют изоляции ребенка в детском коллективе, формированию низкого социального статуса. | Приоритетные направления: в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами социальной защиты помощь в оздоровлении семьи, помощь в адаптации в группе сверстников, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Метод. приемы: для повышения статуса необходима поддержка коллективистических проявлений, включение учащегося в коллективные виды деятельности, стимулирование личного достоинства школьника. | ||||
Межличностные отношения «ученик – ученик»
| ||||||
7 ситуация: отвержение ребенка сверстниками | Наличие скованности в общении с окружающими способствует изоляции ребенка в детском коллективе. | Приоритетные направления: выявление психологом психологических причин изолированности, помощь в адаптации в группе сверстников. Метод. приемы: стимулирование личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, включение учащегося в коллективные виды деятельности. | ||||
8 ситуация: отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между родителями агрессивных детей и педагогами. | Родители самоустраняются от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка в школе. Ребенок чувствует себя ненужным в семье, чужим, это способствует формированию низкого социального статуса. | Приоритетные направления: выявление причин самоустранения родителей от воспитания; оздоровление и нормализация семейной сферы. Метод. приемы: вовлечение членов семьи в жизнь класса, школы. | ||||
«Межличностные отношения «ученик – учитель» | ||||||
9 ситуация: авторитарный педагог | Проблема ребенка загоняется внутрь, что способствует двойной морали: можно делать то, что хочешь, только нужно позаботиться, чтобы об этом никто не узнал. При таком стиле преподавания учитель манипулирует ребенком, используя свое превосходство. | Приоритетные направления: смена педагогической установки «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», воспитание у ребенка нравственного контроля. Метод. приемы: общение с ребенком, объяснение, обсуждение, словесное неодобрение, если поведение ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам, предложение возможных путей действия, похвала за хорошее поведение. | ||||
10 ситуация: высокая критика агрессивных детей со стороны учителя. | Агрессивные дети в течение урока получают значительно больше замечаний, чем другие учащиеся. Замечания, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка, к этой оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. | Приоритетные направления: психолог должен научить педагога правильным формам поведения в отношении агрессивного ребенка, т.е. необходима психологическая отработка профессиональных навыков. Метод. приемы: психологические тренинги. | ||||
11 ситуация: Ученик прогуливает уроки, и основная его жизнь протекает «на улице» в компании подростков – делинквентов. | У ребенка формируются различные формы неприятия взрослых, появляется безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. У ученика формируется мнение, что взрослые вмешиваются в их жизнь, не имея на это право. | Приоритетные направления: работа психолога в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами ранней профилактики правонарушений. Метод. приемы: формирование жизненных целей, профориентация, включение в социально значимую деятельность.
| ||||
12 ситуация: плохая успеваемость школьника. | Не умея самоутвердиться в сфере учения, неуспевающие школьники часто находят в качестве компенсаторных, замещающих разного рода агрессивные формы поведения. Типичные формы поведения: «классный шут», поведение «луддита», который рвет тетради отличников, ломает парты, поведение драчуна. | Приоритетные направления: Выявление психологом причин неуспеваемости (дефекты интеллектуального развития, неразвитость познавательных интересов и т.д.); помощь в адаптации в группе сверстников; помощь невролога (эта ситуация является основной причиной патологических реакций и невротических состояний).
Метод. приемы: стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности, создание товарищеских контактов, ограничение вульгарного стиля разговора, организация досуга. | ||||
Отечественный психолог Т.П. Смирнова, опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, выделила основные направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу [66,21] (таблица 2):
Таблица 2