Теоретические и правовые концепции евро африканского сотрудничества

 

20 ноября 1996 года была опубликована так называемая «Зелёная книга», подводившая итоги 25-летия Ломейских конвенций. 23 июня 2000 г. на 25-й встрече АКТ-ЕС на уровне министров в столице Бенина г. Котону был подписан новый договор о партнёрстве между ЕС и странами АКТ, определявший принципы сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет. Договор получил название «Договор Котону». Под документом поставили свои подписи не только представители 15 государств ЕС и 71 страны АКТ, но и 6 островных государств Тихоокеанского региона — Островов Кука, Республики Науру, Республики Палау, Республики Маршалловы острова, Ниуэ, а также Федеративных штатов Микронезии, приглашенных принять участие в договоре в качестве новых участников. Из 78 стран группы АКТ Договор Котону не подписала только Куба.

Одной из основных целей договора является постепенная и гармоничная интеграция стран АКТ в систему мировой экономики на базе консолидации процессов Федеративных штатов Микронезии региональной интеграции внутри самой группы АКТ. Базовые принципы сотрудничества — уважение прав человека, демократических норм, верховенства закона, а также режим справедливого правления — дополнены в договоре политическим диалогом между партнерами, который является теперь основным фактором для предоставления финансовой помощи ЕС. Важными новациями являются дифференциация помощи, привлечение гражданского общества к сотрудничеству, поощрение частного сектора, а также поддержка проектов, связанных с охраной окружающей среды и добычей полезных ископаемых. Договор предусматривает поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму, который не будет более базироваться на односторонних преференциях, а будет постепенно формировать систему, основанную на принципах взаимности. Этапами этого процесса должны стать региональные соглашения об экономическом сотрудничестве, которые, вступив в силу в 2008 году, подготовят создание свободных экономических зон в 2020 году. Однако менее развитые страны АКТ, не готовые к подписанию региональных соглашений, будут продолжать пользоваться выгодами преференциального режима.

1 апреля 2003 г. Договор Котону вступил в силу. Страны АКТ остаются в качестве одного из приоритетных направлений внешнеполитической линии Евросоюза в новом многополюсном мире. В Африке ЕС намерен продолжать сотрудничество с Западноафриканским экономическим и валютным союзом, Сообществом развития стран Южной Африки, Экономическим сообществом стран Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Поддерживается диалог ЕС с Африканским союзом. В целом, политика Европейского союза в отношении развивающихся стран претерпевает в настоящее время существенные изменения, которые можно условно разделить на 4 категории:

1) радикальный пересмотр администрирования внешней помощи, особое внимание уделяется усилению координации и эффективной реализации программ помощи. Для этих целей в январе 2001 года был учреждён специальный орган — Центр сотрудничества по оказанию европейской помощи (англ. EuropeAid Co-operation Office), который занимается координацией всех программ внешней помощи и содействия Евросоюза;

2) переориентация программ помощи ЕС, которые становятся похожи на проекты других международных доноров, таких, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, то есть основное внимание в них уделено политическому диалогу, управлению и стабильному развитию;

3) усилия по приведению политики развития Евросоюза в соответствие с правилами ВТО;

4) новая стратегия открытия рынка для самых бедных стран: в сентябре 2000 года Европейская комиссия предложила 48 беднейшим странам беспошлинный выход их товаров на европейский рынок к 2005 году. Эта инициатива под названием «Всё, кроме оружия» (англ. «Everything But Arms») начала реализовываться в 2001 году. [22, 4]

На сегодняшний день в группу АКТ входят 78 государств, 38 стран АКТ включены ООН в список 48 наименее развитых стран мира. Из 78 стран АКТ только Либерия и Эфиопия не являются бывшими колониями государств—членов ЕС. Не все бывшие колонии европейских стран входят в группу АКТ (например, бывшие британские колонии Индия и Пакистан). Отдельное соглашение с Европейским союзом имеет ЮАР, не являвшаяся полноправным участником Ломейских конвенций.

Страны Карибского бассейна представляют собой сложившуюся геополитическую группировку относительно благополучных стран. Особенность Карибской группы стран заключается в их географической близости и экономической зависимости от США. Все эти страны вошли в созданную в 1995 году Ассоциацию Карибских государств (АКГ), развитие которой происходит в рамках интеграционного процесса в Западном полушарии.

Восемь стран Тихоокеанского региона являются самой разнородной группой среди стран АКТ. Самой крупной страной является Папуа-Новая Гвинея с населением 5 млн человек, что составляет 70 % населения всех стран Тихоокеанского региона. Эти страны, представляющие собой островные государства, обладают небольшим экономическим потенциалом и ориентированы на экспортную торговлю. Папуа-Новая Гвинея с 1989 года участвует в Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Другие государства этого региона, при поддержке Австралии и Новой Зеландии, тоже постепенно ориентируются на азиатский мировой экономический центр. [14, 59]

Государства АКТ управляются генеральным секретариатом со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия). Ещё одно представительство открыто в Женеве (Швейцария).

Основными органами АКТ являются:

- Совет министров АКТ;

- Комитет послов АКТ;

- Парламентская ассамблея АКТ;

- Совместная ассамблея АКТ-ЕС, состоящая из одного избираемого представителя от каждой страны, участвовавшей в IV Ломейской конвенции, и равного числа членов Европейского парламента. Это консультативный орган, собирающийся два раза в год;

- Совет министров АКТ-ЕС, куда входят министры от стран ЕС и АКТ, а также представитель Комиссии, принимающий решения;

- Комитет послов АКТ-ЕС, состоящий из постоянных представителей всех стран — членов ЕС, представителя Европейской комиссии и глав миссий государств АКТ в ЕС и выполняющий исполнительные и управленческие функции;

- Центр развития предпринимательства;

- Технический центр сельского хозяйства и земледелия.

Генеральным секретарём стран АКТ в 2005 году назначен Джон Kaputin из Папуа-Новая Гвинея. [14, 61]

Экономика стран африканского континента формировалась главным образом в результате деятельности колониальных администраций и частных иностранных компаний как приложение к экономике метрополий. Современное ее состояние определяется влиянием разнообразных внешних факторов.

Природные ресурсы. Африка - до сих пор еще недостаточно изученный в геологическом отношении континент - содержит в своих недрах немало полезных ископаемых мирового значения. Среди других континентов Африка занимает:

- первое место по запасам марганца, бокситов, хромитов, кобальта, ванадия, металлов платиновой группы, золота, алмазов;

- второе - по запасам меди, урана, бериллия, асбеста, графита;

- третье - по запасам нефти, газа, железной руды. [22, 18]

Для Африки характерны значительные и большей частью высокорентабельные разработки добычи титана, вольфрама, тантала, лития, висмута, ниобия, цезия, т.е. особенно ценных и важных для высоких технологий сырья, а также олова, драгоценных минералов и других ископаемых. Сохраняются значительные темпы роста разведанных месторождений полезных ископаемых.

Уровень развития и структура экономики. Африканский континент является одним из наименее развитых и наименее динамичных в структуре экономики регионов мира. Общий удельный вес ВВП стран Африки к мировому, составляет почти 1,5%. Средний уровень ВВП на душу населения в странах Южной Африки достигает лишь 340 долл., что немного больше соответствующего показателя для Южной Азии и ниже, чем во всех других регионах третьего мира в три - шесть раз. Из 43 стран мира с особенно низким уровнем экономического развития (ВНП на душу населения не превышает 600 долл. на год) имеют 32 государства - это страны Тропической и Южной Африки, а среди 20 наибеднейших - 16 из этого субрегиона. В два-четыре раза лучшие показатели имеют страны Северной Африки: Египет, Марокко и Тунис. Наиболее развиты такие страны, как Алжир и Ливия, которые вместе с другими обладателями ценных видов сырья (Ботсвана, Ангола, Намибия, Габон) являются лидерами на континенте по размерами национального дохода (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Основные экономические показатели некоторых стран Африки в 2009 году [22, 17]

 

  ВВП (млрд. долл.) Население (млн. чел.) ВВП на душу населения, долл. Основные отрасли Основные партнеры по экспорту Основные партнеры по импорту
Алжир 255,3 35,2 7244 Нефть, газ, железо, цинк, с/х США, Италия, Франция, Испания Франция, Италия, Германия
Ливия 88,13 6,37 14192 нефтепродукты, природный газ Италия, Германия, Испания, Турция, Франция Италия, Германия, Южная Корея, Великобритания, Тунис, Турция
Египет 329,8 77,42 4836 сырая нефть и нефтепродукты, хлопок, текстиль Италия, США, Испания, Саудовская Аравия США, Китай, Италия, Германия, Саудовская Аравия
Марокко 136,7 33,24 4349 фосфаты и удобрения, продукты и напитки, минералы Испания, Франция, Бразилия, США, Бельгия, Италия Франция, Испания, Италия, Китай, Германия, Саудовская Аравия, Молдавия
Тунис 88,67 10,38 8255 Туризм, с/х, нефть, газ Испания, Франция, Бразилия, США, Бельгия, Италия США, Китай, Италия, Германия, Саудовская Аравия
Лесото 5,11 2,02 2700 Алмазы, шерсть, одежда ЮАР ЮАР

Сельское хозяйство. Аграрный сектор является важнейшей областью материального производства большинства африканских стран. Здесь сосредоточенно почти 64% экономически активного населения. На Африку приходится 12% обрабатываемых земель мира и 26% пастбищ и лугов. Кроме того, существуют значительные резервные земельные ресурсы, пригодные для сельского хозяйства. Но производительность этой экономической области остается на очень низком уровне. Удельный вес континента в мировом производстве основных сельхозпродуктов составляет 3-4%.

Добывающая промышленность. Добывающая промышленность является одной из наиболее развитых и технически оснащенных областей хозяйства стран африканского континента, прежде всего, вследствие высокой активности иностранного капитала. Фактически добывающая промышленность развивалась и, в значительной мере, развивается сейчас не столько как составная часть экономики стран Африки, сколько как элемент хозяйства потребителей соответствующего сырья. В этом секторе экономики существует высокая концентрация производства, относительно быстрое развитие первичной переработки сырья и соответствующая инфраструктура.

Топливно-энергетический комплекс. Реальные запасы топливно-энергетического сырья на континенте представляют свыше 60 млрд.т. условного топлива, которое делает Африку среднеобеспеченную в этом отношении. Среди африканских стран 13 являются нефтедобывающими. Большими запасами нефти обладают Нигерия, Ливия, Египет, Ангола, Габон, Конго, а также Камерун, Заир и Тунис, которые на этом виде сырья, базируют свою экономическую стратегию. Удельный вес стран континента в мировом экспорте нефти колеблется в последние годы в пределах 15-20 %. [22, 21]

Обрабатывающая промышленность. Развитие обрабатывающей промышленности в странах Африки наиболее выразительно демонстрирует экономическую отсталость континента. По объему производства газа удельный вес африканских стран составляет лишь 10% общих показателей среди стран «третьего мира». Средний показатель удельного веса обрабатывающей промышленности на континенте в 12-13 % от ВВП. При этом, по отдельным странам он колеблется от довольно высоких - в 25% в Зимбабве, Замбии, Маврикию, до почти символических – 4 - 5% в Сомали, Уганде, Нигерии, Гвинеи, Анголе.

Транспорт. Транспортная инфраструктура Африки в основном формировалась в колониальный период и была ориентирована на обслуживание экономических и геополитических интересов монополий. На современном этапе ее развитие большей частью также определяется необходимость обслуживания экспортных перевозок. До сих пор не решена проблема обеспечения транспортом и другими видами связи между соседними государствами, не существует единой континентальной системы коммуникаций, а ее субрегиональные элементы начали лишь формироваться. Большинство железнодорожных маршрутов, значительное часть шоссейных путей изолированы и соединяют лишь районы разработки месторождений полезных ископаемых, ориентированных на экспортное производство промышленных комплексов, и наибольшие административные центры с портами. Сложный рельеф, значительные расстояния предопределяют большую капиталоемкость транспортного строительства на африканском континенте. Это замедляет и дополнительно затрудняет развитие территорий, в большинстве случаев побуждает к привлечению иностранного капитала.

Социально-экономические проблемы. Низкий уровень экономического развития абсолютного большинства африканских стран и значительная неравномерность распределения прибылей среди отдельных слоев населения приводит к социальным проблемам большого масштаба. Особенно серьезно угрожает неблагоприятная динамика социально-экономических процессов, вызванная продолжительным отставанием основных показателей развития экономики от темпов роста населения. [22, 22]

В современных условиях обязательным требованием ускорения развития является расширение и интенсификация внешних и прежде всего внешнеэкономических связей. Очевидно, социально-экономические проблемы африканского общества не могут быть решенные без объединения усилий стран континента и глубокой интеграции в мировую экономику.

Интеграционные процессы. Африка, страна весьма специфическая относительно интеграционных процессов. Это связано, с одной стороны, с крайне низким уровнем экономических взаимосвязей (3-5 % общего объема внешней торговли), взаимной конкуренцией на рынках сырья и продукции тропического земледелия, а также в вопросах финансирования, а с другой, - жизненной необходимостью объединения ресурсов, преодоления последствий искусственного деления континента. Поэтому закономерно, что в Африке возникло много разнообразных интеграционных группировок, в том числе развитие деятельности Организации африканского единства (ОАЕ). Координация и согласование политики членов ОАЕ в экономической сфере является одним из закрепленных в Уставе целей этой общеконтинентальной организации.

Иностранный капитал. Иностранный капитал в значительной мере создавал фундамент экономики африканских стран и имел доминирующие позиции во всех современных сферах производства. После обретения независимости народов Африки наблюдалось широкомасштабное вытеснение иностранного капитала (как государственного, так и частного) и вместе с тем коммерциализация его деятельности. Слабость национального капитала, относительная ограниченность его сугубо предпринимательского потенциала в современных условиях определяет необходимость его сочетания с капиталом иностранным. До сих пор сохраняется приоритет капитала бывших метрополий. Это фиксируется довольно развитой системой преференциальных соглашений и соответствующих организационных структур. Таким образом, значительные экономические позиции в Африке сохраняют Англия и Франция, а также Бельгия. Как уже отмечалось, Африка не принадлежит к наиболее привлекательным относительно капиталовложений регионам. В последние годы чистый приток капитала на континент стал минимальным. Отдельной важной формой соучастия иностранного капитала в развитии Африканского континента являются кредиты. В связи с низкой кредитоспособностью подавляющего большинства стран региона, широкое распространение приобрели, прежде всего, государственные кредиты, которые предоставляются как на двусторонней основе, так и через международные программы помощи. Особое значение приобрели кредитные программы МВФ и МБРР. Внешние поступления стали важной и постоянно присутствующей частью государственных бюджетов немалой группы африканских стран. Особенно это касается наименее развитых стран, таких как Угар, Уганда, Мали, Буркина Фасо, Судан, Гвинея, Танзания. Значительную помощь получают так же Египет, Нигерия, Алжир, Марокко, Тунис, Камерун. [22, 23]

Европейский союз проявляет значительный интерес к сотрудничеству на Африканском континенте. Переговорный процесс происходит в рамках саммитов.

Так, С 7 по 9 декабря 2007 года в Лиссабоне прошел второй саммит Евросоюз–Африка. В нем приняли участие представители 52 государств – членов Африканского союза, а также Марокко и 27 стран ЕС. Задача переговоров была - закладка основы для долгосрочного стратегического сотрудничества с учетом изменений, произошедших со времени предыдущего саммита в Каире в 2000 году и выработка механизмов сотрудничества при решении глобальных проблем.

В ходе встречи были одобрены два документа, которые легли в основу взаимодействия ЕС и Африки, – Единая стратегия и План действий, обсуждению также подлежали такие вопросы, как мир и безопасность, демократия и права человека, торговля, инфраструктура и развитие экономики, миграция, энергетика и изменение климата.

По данным европейского комиссара по развитию и гуманитарной помощи Луи Мишеля, Европа сейчас является главным торговым партнером Африки и одновременно крупнейшим импортером ее сельскохозяйственной продукции. На долю европейских компаний приходится 68% прямых иностранных инвестиций в экономику стран континента. Тем не менее, пока доля ЕС в экономике Африки составляет всего 5%.

ЕС стремится к установлению с Африкой отношений нового типа, свободных от отголосков колониального прошлого и намерен вкладывать средства в инфраструктуру, прежде всего в области энергетики.

Большое внимание было уделено проблеме взаимной торговли. Это связано с тем, что ВТО потребовала до конца 2007 года пересмотреть действующие соглашения, дающие бывшим колониям преференции при доступе на рынки стран Евросоюза. Новое соглашение, предложенное в Брюсселе, носит коллективный характер и предусматривает, что африканские страны постепенно откроют свои рынки для товаров из Европы в обмен на доступ на рынки ЕС. Однако этот вариант встретил возражения со стороны Сенегала, Нигерии и Южной Африки. Экономисты полагают, что теперь ЕС попытается пойти по пути заключения отдельных торговых соглашений с каждой из стран континента.

Значительное внимание было уделено проблеме незаконной миграции, которая в последнее время принимает все более угрожающие масштабы. В том числе потому, что глобальные изменения климата самым негативным образом сказываются на сельском хозяйстве Африки. А также по причине неутихающих вооруженных конфликтов в Судане, Чаде, Центрально-Африканской Республике, Нигере, Мали, Кот-д’Ивуаре, ДРК и Сомали. Кроме того, отмечено, что ЕС, в настоящее время, озабочен возрастающей ролью Китая, Индии и Бразилии на Африканском континенте. [29, 31]

Таким образом, для европейцев в ходе предстоящих переговоров наибольшее значение имел вопрос расширения экономических связей со странами Африки и создании Средиземноморского союза, в который вошли бы страны юга Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: