Обеспечение требований недискриминационности на рынках газа

Обеспечение требований недискриминационности на рынках газа является необходимым условием дальнейшего развития рыночных отношений в данном секторе рынка. Акцент в программах Правительства Российской Федерации по структурным реформам ставится, в частности, на решении вопросов обеспечения требований недискриминационности доступа на рынки и недискриминационности оказания соответствующих услуг. Такие требования должны соотноситься с конкурентным законодательством.

Опыт применения антимонопольного законодательства свидетельствует о том, что в ходе структурных реформ необходимо расшить «узкие места», в отношении которых требования недискриминационности имеют решающее значение для развития конкуренции. Это сферы деятельности естественных монополий, сферы, сопряженные с деятельностью субъектов естественных монополий, инфраструктурные сферы деятельности, построенные на специализированных мощностях, создать которые по причинам экономического и технологического характера проблематично как для отдельных участников рынка, так и для их объединений, и от услуг которых зависят перспективы развития конкуренции на сопряженных товарных рынках.

Требования недискриминационности должны касаться как недискриминационного доступа на рынок и к инфраструктурным сферам, так и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях. Решение вопроса об обеспечении этих требований в электроэнергетике принималось с учетом опыта применения антимонопольного законодательства, связанного с нарушением этого законодательства субъектами естественных монополий.

Основные проблемы обусловлены неравномерным распределением информации между субъектом естественной монополии и контрагентами данного хозяйственного общества (то есть те, кто собирается получить услугу, имеют меньший объем информации при переговорах по сравнению с хозяйствующим субъектом, предоставляющим услугу). Любые задержки в переговорах (например, при рассмотрении вопроса в уполномоченном органе власти или в суде) в меньшей степени вредны поставщику услуги, чем его контрагентам. В то же время неурегулированность взаимоотношений с отдельными контрагентами не может оказать существенного влияния на экономику инфраструктурной компании. Вместе с тем, задержка или сбой в получении инфраструктурных услуг может обернуться существенными убытками или стать основанием ухода с рынка таких контрагентов. Остается значительная неопределенность относительно исхода переговоров с инфраструктурной компанией. В период договорной кампании перспективы ее исхода во многом зависят от «доброй воли» собственника инфраструктуры. Если же переговоры перешли в плоскость судебных разбирательств, то говорить о возможности конструктивных договоренностей становится практически невозможным. Те же компании, которые могут сравниться с субъектом естественной монополии по уровню принадлежащей им переговорной силы, имеют возможность заключать договоры на условиях, предполагающих более или менее равномерное распределение прав и обязанностей между сторонами.

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства (например, злоупотреблений доминирующим положением) в антимонопольных органах и затем в судах может занимать достаточно продолжительное время. Поэтому необходимо создание механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, что было сделано в результате принятия пакета законов по электроэнергетике. В законодательство Российской Федерации было внесено две принципиальные поправки;

1. В статью 8 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» было включено положение, в соответствии с которым субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом «О естественных монополиях», на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

2. В Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в пункт 3 статьи 27) было внесено положение о том, что антимонопольный органможет выдавать предписания, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, которые по возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации, позволяющей им сопоставить условия обращения товара и (или) доступа на рынок, и (или) публиковать указанную информацию, а также экономические, технические и иные требования.[13]

Отраслевая специфика требований недискриминационности на том или ином рынке может быть отражена в соответствующем законе. При этом правила доступа утверждаются Правительством Российской Федерации. То есть федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации могут устанавливаться требования, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий (экономические, технические, информационные). Это означает, что для сферы электроэнергетики могут быть установлены одни требования, я железнодорожного транспорта - другие, для рынков газа - третьи.

В целях развития российского газового рынка необходимо внедрение единого режима доступа ко всем газовым сетям от производителя до конечного потребителя, создание детализированных правил, регламентирующих все существенные аспекты доступа и предоставления соответствующих услуг. Это потребует корректировки существующей нормативной базы, регламентирующей режим доступа.

Существенное значение для развития конкуренции имеет вопрос о порядке предоставления и использования информации. Сами возможности конкуренции во многом зависят от доступности информации. Ограничение доступа к информации служит одной из наиболее распространенных форм злоупотребления доминирующим положением и одновременно - наиболее опасной, поскольку оно создает стратегические барьеры для входа потенциальных конкурентов.

Вопрос о роли доступа к информации - один из важнейших в реорганизации газового рынка. Вместе с тем, представляется, что вопросы регламентации доступа должны быть специально зафиксированы в основополагающих документах развития газового рынка. Требования доступа к информации в сфере газоснабжения, как и на любом рынке, могут служить предметом неоднозначной трактовки. С одной стороны, для развития конкуренции потребители и поставщики газа, добывающие компании должны работать в единой информационной среде. С другой стороны, требование полного раскрытия информации очень часто вступает в противоречие с принципом конфиденциальности коммерческой информации, а также ограничением, касающимся закрытой информации по соображениям безопасности.

Таким образом, в рамках позиции МАП России по доработке Концепции развития рынка газа одно из основных предложений заключается именно в необходимости совершенствования правил недискриминационного доступа и недискриминационного оказания соответствующих услуг. Это может быть оформлено в виде изменений и дополнений в Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Открытого акционерного общества «Газпром» и в Положение об обеспечении доступа организации к местным газораспределительным сетям. По форме такой документ может быть аналогом Сетевого кодекса, применяемого в Великобритании.

Если установленные формализованные и детализированные правила не выполняются, то в этом случае в процесс включаются соответствующие государственные органы, в том числе и антимонопольные, которые на основании указанных правил могут оперативно выдавать решения и предписания, направленные на нормализацию ситуации.

 

2.2 Инвестиционные процессы как основа развития нефтег а зовых предприятий в условиях глобализации мировой экономики - зарубежный опыт

 

В настоящее время экономическая глобализация как качественно новый этап интернационализации и связанная с ней либерализация мирохозяйственных связей стали главными факторами мирового развития, усиливающими взаимовлияние национальных хозяйств друг на друга. Развитие современных технологий, компьютерной техники, электронных телекоммуникаций, современных видов транспорта приблизили страны и континенты друг к другу и создали предпосылки для формирования глобальной экономики, институциональную основу которой составили международные экономические и финансовые организации.

Глобализация, в современном представлении, означает объединение всех народов и государств мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных взаимосвязей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.[14]

Главным фактором или движущей силой глобализации в сырьевом секторе экономики является устойчивый рост спроса, производства и потребления природных ресурсов, и в то же время - территориальная неравномерность их размещения, истощение невозобновляемых ресурсов, высокая контрастность в экономическом развитии различных стран.

Если действие международных организаций по регулированию рынков является первой особенностью глобализации, то второй её особенностью или составной частью можно назвать деятельность транснациональных корпораций по добыче и переработке сырья. Развитие и поддержка таких корпораций - дело не только предприятий, но и государств. Они как бы дополняют рынок и осуществляют доступ к ресурсным возможностям стран, не располагающих собственными добывающими мощностями.

Как показывает зарубежный практический опыт, хозяйствующие субъекты развитых стран мира могут за сравнительно короткие сроки обеспечить высокую конкурентоспособность производства товаров и услуг путем использования новейших открытий в различных сферах человеческой деятельности и занять лидирующие позиции на мировых рынках за счет привлечения альтернативных источников финансирования, рационального использования инвестиций и применения прогрессивных инструментов управления инвестиционной деятельностью.

При этом масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом предопределяют результаты хозяйственной деятельности на различных уровнях, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность отраслей экономики и отдельных предприятий. Таким образом, инвестиционная сфера, первой реагирующая на возникновение несоответствия между общественными потребностями и экономическими возможностями их удовлетворения, обеспечивает базу будущих структурных преобразований, делает акцент на максимизацию вовлечения в производство сырьевых и человеческих ресурсов.

Поскольку одним из основных средств обеспечения экономического роста в целом является непосредственно инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, то исследование проблем финансирования всегда находится в центре внимания экономической науки. Комплексный подход к изучению инвестиции предполагает рассмотрение положений, выработанных в этой области, выявление возможностей их применения в конкретных экономических условиях. Немалую роль при этом играет изучение расширяющегося многообразия форм инвестиций.

Любой путь развития экономики предполагает создание более совершенных производственных систем, что, как правило, напрямую связано с инвестиционной активностью, в конечном итоге реализующуюся через инвестиционный процесс

Поэтому в современных условиях крайне важным является исследование возможности управления инвестициями и, в частности, инвестиционными программами для эффективного решения различного рода целевых задач. Необходимо признать, что функция управления инвестициями является объективным, естественным видом деятельности в процессе управления производством акционерными обществами, малыми и средними предприятиями и т. д. С развитием рыночных отношений и различных форм собственности, изменением государственных функций управления экономикой появилась объективная необходимость в исследовании эффективности инвестиционного процесса, направленного на повышение конкурентоспособности, обеспечение стабильности и устойчивости предприятия, производства и воспроизводства материальных ценностей, получение дохода хозяйствующими субъектами. В результате проблемы управления инвестициями приобрели ранг приоритетных в экономической науке, а вопросы формирования инвестиционного управления организациями - научную и практическую значимость.

Человечеству необходимо инвестировать в энергетическую сферу 16 трлн. долл. ДО 2030 г. для сохранения текущего уровня энергообеспечения. Такие данные содержатся в докладе Международного энергетического агентства (IEA) «Перспективы инвестиций в мировую энергетику», сообщает американский еженедельник Oil & Gas Joumal. При сохранении имеющихся тенденций именно такая сумма, составляющая около 1 % мирового ВВП, потребуется для увеличения производства энергии в соответствии с мировыми потребностями, а также для поиска и использования альтернативных источников энергии.[15]

Инвестиции в газовый сектор в рассматриваемый период достигнут 3,1 трлн. долл. или 105 млрд. долл. в год. Более половины из этой суммы будет направлено в разведку и разработку месторождений, отмечается в документе. IEA прогнозирует, что инвестиции в транспортировку, распределительные сети, подземные хранилища газа и мощности по сжижению газа составят 1,4 трлн. долл. Большая часть газовых инвестиций позволит увеличить производственные мощности для покрытия мирового спроса на газ, который к 2030 г. увеличится вдвое. Причем, половина инвестиций будет сделана странами-членами ОЭСР.

Стратегические приоритеты крупнейших зарубежных компаний носят сходный между собой характер. Для крупных нефтяных компаний рост бизнеса представляет больший интерес, чем рост доходности как таковой. Причины этого следующие:

- нефтегазовым компаниям приходится все время доказывать свою способность к росту;

- поисково-разведочные работы сопряжены со значительным риском, главным образом обусловленным непредсказуемостью геологических характеристик запасов, техническими проблемами и не стабильностью цен. Факторы риска принимаются в той мере, в какой это позволяют ожидаемые экономические показатели освоения запасов. Но риски несут в себе гораздо большую угрозу, если высокая потенциальная прибыльность реально не сулит существенной материальной отдачи.

Наряду с этим, компании оптимизируют инвестиционные портфели по географическому и функциональному принципу.

Основным направлением оптимизации инвестиционных портфелей majors стало «перетряхивание» активов, связанных с добычей нефти и газа. Такая стратегия отмечается, начиная примерно с 2002 г. Крупные нефтяные компании все чаще продают свои месторождения. Если раньше нефтяные компании были одержимы идеей наращивания показателей, связанных с количеством извлеченных баррелей, то теперь они отказываются от столь одностороннего подхода и стремятся к балансу между объемами и прибылью.

В числе потенциальных покупателей активов естественно ожидать крупные независимые компании, а также национальные и полугосударственные нефтяные компании в разных странах, которые стремятся наращивать свой вес.

Задачи снижения затрат и повышения прибыльности по-прежнему стоят в приоритетах стратегического развития компаний. Так ConocoPhillips предполагает сократить капитальные затраты на 25% по сравнению с суммарными затратами каждой из компаний, ныне составляющих единую. В планах компании повышение доли прибыли на капитал до 12-14% в течение нескольких следующих лет, а также сокращение размера задолженностей по отношению к суммарному капиталу компании до 34% с нынешних 39%. В планах компании также рационализация активов путем избавления от наименее прибыльных на сумму до 4 млрд. долл..[16]

Стратегические приоритеты ВР ориентированы преимущественно на масштабы операций, второе и третье место делят приоритеты повышения эффективности и внеэкономические (экологические) приоритеты.

Конкретно в ВР практика такова, что под термином «проект» понимаются в первую очередь действия, относящиеся к производственной и сбытовой стороне бизнеса, а под термином «изменения» - действия, связанные с организацией управления компанией. Перечень необходимых изменений в компании формируется на основе анализа существующих возможностей и рисков для компании в целом. В зависимости от ситуации и сложности проблемы, это может быть обычный текущий экспресс-анализ, либо специальные процедуры SWОТ-анализа. Основная цель изменений - повышение совокупной эффективности бизнеса, выраженной в финансовых показателях (чистая прибыль, прибыль на акцию и т. д.).

Как правило, стратегия американских нефтяных компаний направлена на расширение масштабов операций, рост продаж и прибыли. Однако в реальных условиях следование такой стратегии может быть ограничено многочисленными факторами, основными из которых являются: насыщенность рынка, конкуренция, возможность попадания под действие антимонопольного законодательства при попытках вытеснения с рынка конкурентов, нанесение ущерба окружающей среде и др. Ослабить действие подобных ограничивающих факторов можно с помощью проникновения на новые географические рынки.

Таким образом, современными тенденциями в формировании стратегии и стратегических приоритетов крупнейших зарубежных нефтегазовых компаний являются следующие:

- активизация деятельности в секторе иpstream, освоение новых нефтегазоносных районов за рубежом;

- избавление от неэффективных месторождений;

- концентрация усилий на наиболее прибыльных проектах;

- группировка проектов по территориальному (региональному), продуктовому и функциональному признакам;

- интенсификация работы по газовым проектам;

- ужесточение финансовой и инвестиционной дисциплины.

Следует отметить, что некоторые из вышеуказанных приоритетов уже сейчас характерны для крупных компаний газовой отрасли. Так, принятая несколько лет назад немецким концерном Ruhrgas концепция преобразования в интегрированную европейскую газовую компанию себя оправдала, и ее реализация продолжится. Экспансия Ruhrgas охватила уже дюжину европейских стран, где средства предприятия вложены в различные проекты и приобретение долевого участия их местных газовых компаниях (так, сейчас немцы проявляют большой интерес к предстоящей приватизации норвежского нефтегазового гиганта Statoil), а также заключены контракты на поставки газа иностранным заказчикам. Одновременно страны Персидского залива, хотя там себестоимость нефтедобычи и ниже в дватри, а то и в восемь раз российской, уделяют все большее внимание развитию газового сектора. В него все чаще вкладываются дополнительные доходы от экспорта нефти.

Зарубежные инвестиции в газовый сектор приветствуют даже те страны, которые в любом иностранном проникновении видят угрозу своей экономике. О планах удвоить объемы газодобычи заявил Иран. По оценкам Тегерана, мировой спрос на газ будет увеличиваться ежегодно на 3,2%. Аналогичные планы строит Катар, по запасам природного газа занимающий третье место в мире после России и Ирана. Разработку новых газовых месторождений активными темпами ведет Алжир, который наряду с Россией и Норвегией является основным поставщиком «голубого топлива» в Европу. К газовому сектору интерес проявляет даже Ирак, намеревающийся приступить и к экспорту попутного газа, ранее сжигавшегося. Наконец, Саудовская Аравия, являющаяся безусловным лидером по производству нефти (12% мирового производства) и входящая в первую десятку производителей газа, взялась за разработку трех гигантских газовых месторождений: одного возле Красного моря на северо-западе и двух в пустыне Руб-эль- Хали. Для их освоения королевство, обычно неохотно пускающее к себе иностранных инвесторов, заключило контракты с ведущими западными компаниями (ExxonMobil, Royal DutchJShell, British Petroleum, Phillips, Shell, TotalFinaElf, Сопосо), объединившимися в три консорциума. Общая стоимость контрактов превышает 25 млрд. долларов, и это самые большие иностранные капиталовложения в энергетическую отрасль королевства после ее национализации в 1975 г.

Европейские компании, такие, как TotalFinaElf, ENI, Statoil, Agip активно участвуют в реализации проектов по добыче и транспортировке газа в африканских странах. Анализ алжирских, нигерийских, египетских и ливийских газодобывающих проектов с участием европейских компаний показывает, что к 2010 г. поставки сетевого африканского газа на европейский рынок могут достичь 50 млрд. м3. ЕххопМоЬil, Total, ВР, Marathon и Chevron Техасо имеют СПГ-проекты в Анголе и Экваториальной Гвинее и, следовательно, смогут поставлять газ на рынки США и Европы.

Глобализация газового рынка невозможна без инвестиций в производство, хранение и транспортирование сжиженного природного газа (СПГ). Последние десятилетия производство СПГ за рубежом стремительно растет. Сейчас это уже масштабный бизнес, обеспечивающий значительную часть международной торговли газом. Рынок СПГ неминуемо будет полностью конкурентным, что обеспечивается особенностями этого товара. Технология СПГ позволяет оперативно менять объемы производства и поставок газа в зависимости от рыночной конъюнктуры, делая ценообразование более гибким. Появляется возможность легко сглаживать сезонные и суточные колебания спроса, при этом контракты на излишки продукции при необходимости могут торговаться на бирже. Из-за прогнозируемого спада газодобычи в Канаде, который будет сочетаться с ростом спроса на газ в США, значительно увеличатся потребности в поставках СПГ на североамериканский рынок. Помимо технологических преимуществ, создание СПГ-объектов превосходит трубные проекты и по ряду инвестиционных характеристик. Для их реализации, например, требуется меньший стартовый капитал и не столь продолжительные сроки строительства (около трех лет). Если для начала прокачки газа по трубопроводам необходимо полностью завершить создание газопроводной нитки, то мощности по производству сжиженного газа можно вводить в строй постепенно, а поставки начинать после вложения 50% средств. Первая коммерческая перевозка сжиженного природного газа состоялась в 1965 г., но глобальный характер производство СПГ стало приобретать лишь с начала 90-х. С тех пор мировая торговля СПГ ежегодно возрастала на 5-10%, а по темпам роста потребления сжиженный газ сильно обогнал традиционные энергоносители и стал превращаться во все более серьезного конкурента трубопроводного газа. К настоящему времени почти четверть международной торговли газом приходится на поставки в форме СПГ, благодаря чему доля трансграничной трубопроводной торговли в последние годы постоянно сокращалась - приблизительно на 1 % в год. Как ожидается, к 2010 г. мировое производство СПГ вырастет в разы и, по разным прогнозам, достигнет 200-400 млн. тонн. Сейчас в мире действует около 60 заводов по сжижению и регазификации, возводится 25 новых, а еще 80 проектов находится на стадии рассмотрения. В 2007 г. объем мирового производства СПГ достигнет 195 млн. тонн в год, а к 2010 г. - более 400 млн. тонн. Если в 2003 г. в мире работало около 120 танкеров-метановозов, то в 2004 г. их стало сразу на 30 больше, кроме того, были размещены заказы на 55 судов, которые будут спущены на воду в 2005-2007 годах. Пока мировой рынок СПГ сильно концентрирован: около 70% потребления приходится на Японию, Южную Корею и США; почти такую же долю поставок обеспечивают пять стран-производителей - Индонезия, Малайзия, Алжир, Катар, Тринидад и Тобаго. Только в США планируется потребление до 50 млн. тонн СПГ к 2010 г.

газовый рынок россия инвестиция моделирование




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: