Курсовой проект
по дисциплине экономическая теория на тему:
«Налоговая система Российской Федерации и проблемы ее совершенствования»
Выполнила: Проверил:
студент группы ИСЗ-701ф Ануфриков Сергей Павлович
Перова Яна Игоревна
Новосибирск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Сущность налоговой системы 4
1.1 Налоги в системе государственного регулирования
экономики 4
1.2 Налоговая система Российской Федерации 6
1.3 Налоговая политика государства 8
2. Анализ взаимосвязи налоговой системы и макроэкономических показателей 10
|
|
2.1 Анализ налогового пресса (отношение величины
налогов к ВВП) 10
2.2 Анализ налогового стимулирования инвестиционной
активности 13
2.3 Анализ налогового стимулирования малого бизнеса 15
3. Пути совершенствования налоговой системы в целях удвоения
ВВП 16
3.1 Снижение налогового пресса 16
3.2 Пути стимулирования инвестиционной активности 18
3.3 Пути стимулирования малого бизнеса 20
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Приложении А
Введение
Налоговая система сформировалась в условиях глубокого системного кризиса начала 90-х годов прошлого века, и предназначалась для обеспечения мобилизации в бюджет максимально большого объема ресурсов для обеспечения государственных функций и финансирования социальных обязательств. Основными ее характеристиками в этот период являлись высокий с одной стороны налоговый пресс и чрезмерность налоговых санкций, наличие многообразных льгот и индивидуальных преференций – с другой, что привело к нарушению базового принципа равенства налогообложения. Эти обстоятельства, осложненные нестабильностью налогового законодательства, послужили причиной того, что налоговая система стала тормозом для достижения к 2010 году удвоения ВВП.
|
|
Актуальность темы заключается в том, что изменение роли налоговой системы в экономике должно соответствовать стимулированию экономического роста, обновлению основ развития малого бизнеса.
Цель работы рассмотреть налоговую систему на данном этапе развития; выявить проблемы, препятствующие ее совершенствованию для удвоения ВВП к 2010 году.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
В главе 1 показать сущность налоговой системы.
В главе 2 проанализировать взаимосвязи налоговой системы и макроэкономических показателей.
В главе 3 выявить пути совершенствования налоговой системы в целях удвоения ВВП
По окончанию решения задач сделать заключение.
В работе были использованы статьи ведущих экономистов: Беликоева В. З., Полякова Г. Б., Малиса Н. И., Масловой Д. В., Панскова В. Г., Шишко А. В. и статистические данные
Сущность налоговой системы
Налоги в системе государственного регулирования экономики
Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантируется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ или товаров, их достаточно много: фундаментальные научные исследования, искусство, литература, культура в целом, народное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Все эти блага служат всем и каждому. Кроме того, их производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, от количества потребителей благ. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство названных общественных благ, государство берет на себя расходы по производству этих благ, а с граждан взимает налоги независимо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами.
Регулирующая функция государства теснейшим образом связана с его фискальной политикой, направленной на формирование государственного бюджета. Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны, которыми распоряжается правительство.
Госбюджет выполняет много функций, однако важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства. Госбюджет имеет стандартную структуру везде. В разных странах они отличаются лишь структурой доходов и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с физических лиц занимают до 60%, а в России – 10-12%. Так в структуре госбюджета можно увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.
Структура госбюджета состоит из двух больших разделов: доходов и расходов – сведенных в обыкновенный баланс. Доходы госбюджета обеспечивают: налоги на физические юридические лица, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы; доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности; поступления во внебюджетные или в целевые фонды (пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог переподготовки рабочей силы).
Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на: государственное управление, оборону; социально-экономические цели; хозяйственную деятельность; внешнеэкономическая деятельность. Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. Налогообложение надо, в первую очередь рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под последним понимается минимизация затрат, связанных перераспределением ВНП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше несет государство расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.
|
|
Прогрессивность системы налогообложения зависит от того, что облагается налогом: доход или потребление. Или в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело высшей государственной важности – сводить их к равновесию по мере возможности, развивать и совершенствовать систему налогообложения. В этом проявляется регулирующая функция государства.