Подбор преподавателя к группе

Предлагается различать четыре уровня дисциплины:

- первый уровень: низкая дисциплина.

Учащиеся постоянно переговариваются друг с другом, заняты посторонними делами, не выполняют даже обычных указаний преподавателя, а если все же включаются на некоторое время в работу, то неспособны концентрироваться на предмете глубоко.

- второй уровень: аморфная дисциплина.

Учащиеся мало переговариваются друг с другом, что делает группу уже не такой бурной, но не выполняют привычных указаний преподавателя, то и дело отвлекаются на свои личные дела, не могут более или менее продолжительное время концентрироваться на учебных заданиях. Аморфность - это неспособность удерживать приданную форму.

- третий уровень: средняя дисциплина.

Учащиеся переговариваются друг с другом, но все же занимаются тем, что им предлагает преподаватель, на посторонние дела отвлекаются мало, работают в целом равномерно.

- четвертый уровень: высокая дисциплина.

Во время занятия учащиеся внимательно слушают преподавателя, конспектируют основные положения изучаемого материала, между собой не переговариваются, стабильно выполняют те задания, которые им дает преподаватель.

Как свидетельствует опыт, большинство групп находятся на первом и втором уровнях дисциплины. В группе с каким уровнем дисциплины способен обеспечить удовлетворительный учебный процесс тот или иной социотип преподавателя?

1. В группе с высокой дисциплиной лучше всего преподают социотипы с флегматическим темпераментом (Драйзер, Достоевский, Максим Горький, Робеспьер).

2. При средней дисциплине лучше всего преподают социотипы с холерическим темпераментом (Гюго, Гамлет, Штирлиц, Джек Лондон).

3. При аморфной дисциплине хорошо взаимодействуют социотипы преподавателей с меланхолическим темпераментом (Дюма, Есенин, Габен, Бальзак).

4. При низкой могут успешно работать только социотипы преподавателей с сангвиническим темпераментом (Наполеон, Гексли, Жуков, Дон Кихот).

А теперь о второй возможности соционического обеспечения учебного процесса - как собрать такую группу, в которой могли бы меняться различные преподаватели без особых нарушений контакта с ним.

Если вы хотите гарантировать в учебной группе устойчивую дружественную рабочую атмосферу, обеспечьте в ней равновесие (равное представительство) всех четырех соционических темпераментов!

Интегральный тип группы

Знание преобладающего темперамента позволит вам определить уровень учебной дисциплины. В нашем примере среди учащихся преобладают гибко-разворотливые типы. Отсюда следует сделать однозначный вывод, что дисциплина будет низкой.

Если вы сами относитесь к гибко-разворотливым социотипам, то у вас есть все шансы найти общий язык с такой группой. Но если вы по социотипу человек сдержанно-уравновешенный, то вам можно лишь посочувствовать. В силу объективных законов коммуникаций шумная, недисциплинированная группа вас отвергнет.

Особо тяжелыми являются группы, темпераментный состав которых близок к однородному. То есть получается крайность - либо группа очень шумная, подвижная и неуправляемая, либо очень спокойная, замедленная, безынициативная. Дело в том, что в однородных по темпераменту группах быстро падает работоспособность, неизбежно происходит раскол на враждебно настроенные друг к другу части.

Быстрее других распадается группа линейно-напористых типов (экстрарационалов). Дольше держатся гибко-разворотливые (экстраиррационалы). Еще дольше - восприимчиво-адаптивные, скрывающие противоречия внутри себя. И дольше всех способна держаться группа социотипов сдержанно-уравновешенного (интрорационального) темперамента. Но и она при длительных контактах «выжимает» все соки из работающих в ней студентов.

В специализированных группах, к которым относится и темпераментная, рекомендуется чаще действовать поодиночке, на далеких коммуникативных дистанциях. Индивидуальные формы работы следует предпочесть коллективным.

Соционическая методика сплочения группы

Не секрет, что многие из них существуют как конгломераты отдельных группировок. Обучать и воспитывать такую группу как целое нельзя, он не обрел свой интегральный социотип. Для того чтобы синтегрировать его, нужно провести соционический тренинг перегруппировок.

Перегруппировки проводятся, например, по юнговским признакам. То есть группа последовательно делится надвое - на рацио-иррационалов, логиков-этиков и экстравертов-интровертов и сенсориков-интуитов. В ходе тренинга каждый участник получает возможность пообщаться в самых разных группах практически со всеми другими учащимися, получить опыт позитивного общения. Ведущий отмечает для себя и акцентирует внимание на позитивных изменениях и повторяет перетасовку каждый раз, как только возвращается прежняя нежелательная структура неформальных связей.

Для придания функциональной устойчивости новой структуре группы ведущий должен раскрыть четырех лидеров. Первый лидер - «силовик», он же неформальный лидер (СЛЭ или СЭЭ), второй - интеллектуальный (ИЛЭ или ИЭЭ), третий - эмоциональный (ЭИЭ или ЭСЭ) и четвертый - деловой, он же формальный лидер (ЛСЭ или ЛИЭ). Если четырех лидеров удастся синтезировать в одно целое, студенческий коллектив станет цельным и способным к решению любых задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: