Соционическое структурирование группы

Учитывая законы энерго-информационного обмена, можно создавать временные творческие коллективы под определенные цели.

"Клубные" группы хороши для "мозгового штурма", причем, каждый клуб ориентирован на продуктивную дискуссию только в своей сфере - "управленцы" сильны в организационных вопросах; "гуманитариям" нет равных в проблемах, связанных с воспитанием, культурой, духовностью; "социалы" - специалисты по созданию комфортных условий труда и отдыха, рекламе, социальной защите интересов человека; и, наконец, "сайентисты" - прекрасные аналитики и прогнозисты. Группам так называемого "кольца прогресса" доступно решение более широкого круга задач. Атмосфера в них действительно творческая, заряжающая каждого участника энергией и желанием внести свою лепту в общую работу. По такому принципу можно создавать методические объединения преподавателей, только в данном случае придется учитывать ряд дополнительных факторов, связанных с возрастом, опытом работы и другие.

Концепция соционических малых групп

Концепция соционических малых групп — темпераментных групп, групп установки на вид деятельности, колец социального заказа и квадр — в процессе обучения. Рассмотрим два направления: либо структурирование на контактные группы, либо структурирование самого учебного материала и проведение дискуссии с учетом разнообразия соционических типов учащихся.

Организационной единицей образования является группа учащихся одного возраста в несколько десятков человек, поведение которой регламентировано внутриучебным распорядком. Дидактической единицей системы является занятие — отрезок времени, в течение которого происходит изучение указанной в программе темы, а также контроль усвоенных учащимися знаний. Педагогическая соционика предлагает контактно-групповую систему обучения и воспитания. Она предполагает активную добычу знаний, дружественно настроена к новому, а также вырабатывает у учащихся умение конструктивно взаимодействовать с инакомыслящими.

Структурной единицей процесса обучения в новой системе становится не совокупность регламентированных едиными правилами учащихся, представляющий собой фактически аморфное трудноуправляемое целое, а малая группа, состоящая из 4—5 студентов с четко обозначенными неформальными коммуникативными функциями.

Такая группа в психологии и социологии носит название контактной, так как в ней реализуются непосредственные, лицом к лицу контакты, имеющие тенденцию к интеграции в единое целое на основе взаимного дополнения. В контактной группе, чтобы она была достаточно стабильной, поддерживающей свой гомеостаз нужно выделить естественным, ненавязчивым путем 4 коммуникативных роли, а именно лидера, доводчика, синтезатора и гармонизатора.

Лидер — наиболее авторитетный в решении организационных и представительских целей участник группы. Доводчик должен отличаться рационализмом, последовательностью, умением довести начатое до логического завершения. Роль синтезатора выполняет наиболее нестандартно мыслящий студент, отличающийся повышенной тягой к синтезу — объединению в целое разнородных тенденций и фактов. Гармонизатор вносит в общегрупповую атмосферу сплачивающее начало, мягко отлаживает межличностные отношения, согласует ценности.

Задание, поставленное перед группой преподавателем (либо другой группой), решается коллегиально. В его выработке принимают участие все члены контактной группы в соответствие со своей специализацией. Второй этап контактного метода предполагает организацию коммуникации между 3—4 малыми группами, на которые в данное время разделена большая группа. Для удобства общения групп между собой и с преподавателем парты или столы в аудитории должны быть расставлены не сплошными рядами, а каре или буквой «П» с достаточно широкими проходами между местами групп.

внутригрупповое общение --> межгрупповое общение

Организация занятий ставит своей целью приобретение учащимися опыт общения в разных группах, составленных как по принципу сходства, так и по принципу противоположности. Среди всего разнообразия возможных контактных групп рекомендуется остановиться прежде всего на группах эквифинальных, то есть тех, к которым сводится в пределе процесс структурирования поначалу аморфных коллективов.

Две разновидности из этого набора формируются по принципу сходства и называются поэтому функционально-специализированными — это темпераменты и установки. Два других сорта групп образуются по принципу противоположности, в них решаются комплексные, многосторонние задачи, требующие не только выдвижение и разработку идеи, но и ее материализацию. Такие группы относятся к функциональнополным. Речь идет о кольцах (заказа или ревизии) и квадрах. Развертывание процесса коммуникации в этих группах (групповая динамика) заслуживает отдельного рассмотрения.

ЭКВИФИНАЛЬНЫЕ КОНТАКТНЫЕ ГРУППЫ

функционально-специализированные

функционально-полные

сенсорная Интуитивная логическая этическая
темперамент Установка кольцо квадра

 

Преимущество предлагаемого порядка ведения занятий по сравнению с обычной работой в аудитории (одиночной, иногда парной) усматривается в интегрирующем, кооперативном эффекте, который она обеспечивает. Причем в этом можно убедиться воочию. Тем самым мы приближаемся к искомой многими педагогами и психологами «золотой середине» — оптимальному сочетанию обезличенно-массового подхода, с одной стороны, и малотехнологичного узко-индивидуального, с другой.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: