Методики обучения с учетом личных типов студентов и интегральных типов студенческих групп

Подобный обучает, противоположный воспитывает

[iii]«Золотое правило» соционики: подобный обучает, а противоположный воспитывает. Поэтому лучше всего информация усваивается от преподавателя, имеющего тождественный учащемуся тип интеллекта. Но такой педагог не демонстрирует альтернативных моделей поведения, а значит, не порождает противоречий, которые ведут к изменениям. Эту задачу автоматически, помимо своей воли, решает преподаватель с противоположным учащемуся типом интеллекта. Но его учащемуся очень трудно понять, поскольку его мышление протекает в совершенно иных категориях!

Диалектическое единство этих противоположностей достигается только в сплоченной преподавательской диаде. Соционика рекомендует закреплять за группой двух педагогов. Они должны быть интегрированы в дуальную, полудуальную, активационную и социозаказную пару (диаду). Именно эти отношения гармонично синтезируют особенности во многом противоположных типов. Такая диада, входя во взаимодействие с группой, одновременно и обучает, и воспитывает его.

Антитетическая дискуссия на занятии

Если основной дидактической единицей занятия является изучаемая тема, представляющая собой просто сегмент наперед известной и готовой к заучиванию суммы знаний, то контактно-групповой подход берет в качестве организующего обучение центра какую-либо узловую проблему междисциплинарного характера.

Эта проблема подается преподавателем или анализируется учащимися не менее, чем с четырех точек зрения. Одна грань касается доминирующего в точных науках формально-математического метода. Уравновешивание происходит через выделение в проблеме ее гуманитарноаксиологических аспектов. Следующий шаг касается трансляции (перевода) проблемы в образно-фантазийную плоскость. И, наконец, рассматривается ее прикладной, практический аспект для условий реального места и времени.

В этом, собственно, и заключается принцип антитетики (тезис — антитезис — синтез — антисинтез). Охват проблемы с четырех главных сторон — логической, этической, интуитивной и сенсорной — приближает нас в пределе к целостному пониманию. Причем все направления признаются эквивалентными. Ставить в начало цепочки шагов, т. е. выбирать в качестве тезиса, вы вольны любую установку. Лишь бы не происходила ее абсолютизация.

Антитетическая дискуссия воспитывает антидогматизм, уважение к чужым убеждениям, диалектический плюрализм. Учащихся, воспитанных по такой системе, трудно будет оболванить «единственно верными» учениями и идеологиями.

При антитетическом подходе происходит переориентация с объекта на отношения (релятивная соционика), с фигуры на фон (гештальтпсихология), с предмета на процедуру (Сеймур Пейперт). Иными словами, акцент в обучении теперь ставится не на знания что, а на знания как.

Истинная интеллектуальность заключается вовсе не в знании большого количества фактов, а в высоком уровне рефлексии — умении осознавать и улучшать приемы собственного мышления. Эта закономерность выведена в результате изучения особенностей психологии одаренных детей.

Еще раз убеждаемся, что будущее в воспитании личности — за умением воспринимать мир плюралистически, многоаспектно и осуществлять на этой основе интеграцию знания. Философия диалектического плюрализма позитивно влияет не только на обучение, но также и на воспитание целостной личности, подготовленной к жизни в цивилизованном мире — ненасильственном и динамичном. Социализация естественным образом протекает в малых группах: семья, близкие друзья, школьный класс. И здесь на первое место вновь выдвигается проблема отношений.

Социализация идет как процесс интериоризации (впитывания, ассимиляции, освоение через перенесение внутрь себя) интертипных отношений. Вот для чего необходимо опять таки создать учащемуся типологически разнообразную среду. Иначе зачастую происходит следующее. Столкнувшись с неизвестной для себя психологией, человек склонен воспринимать ее как враждебную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: