При составлении тематических контрольных работ желательно обратить внимание на перечисленные ниже типы заданий, которые традиционно вызывают затруднения даже у сильных учащихся

· При повторении законов и формул для расчёта различных физических величин следует обратить внимание на причинно-следственные связи между входящими в них величинами. Например, учащиеся должны понимать, что ёмкость конденсатора или сопротивление резистора (проводника) определяются геометрическими размерами и материалами и не зависят от заряда и напряжения между обкладками конденсатора (соответственно – силы тока и напряжения в цепи).

 

· Большой удельный вес в КИМах по физике имеют задания с использованием графиков. В стандартных задачниках они встречаются достаточно редко. Поэтому необходимо изучать графическую интерпретацию каждой формулы. В заданиях такого типа требуется, как правило, умение читать графики функций (находить значения по оси абсцисс или ординат, коэффициент пропорциональности для линейных функций и т.п.), соотносить символическую запись закона (формулы) с соответствующим графиком, преобразовывать графики из одной системы координат в другую и т.д.

Пример 10

На графике показана зависимость проекции импульса рх тележки от времени. Какой вид имеет график зависимости проекции силы Fх, действующей на тележку, от времени?

Пример 11

На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии ребёнка, качающегося на качелях. В момент, соответствующий точке А на графике, его потенциальная энергия, отсчитанная от положения равновесия качелей, равна:

1) 40 Дж; 2) 80 Дж; 3) 100 Дж; 4) 120 Дж.

 

Пример 12

На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Период колебаний равен:

1) 2 с; 2) 4 с; 3) 6 с; 4) 10 с.

Пример 13

На рисунке приведён график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре. На каком из графиков правильно показан процесс изменения энергии магнитного поля катушки?

· Следующим типом заданий являются «качественные вопросы», в которых проверяется понимание экзаменующимися сути различных явлений. Они являются камнем преткновения как для слабых учеников, так и для сильных; в то же время их удельный вес в КИМах год от года растёт. При подготовке к экзаменам желательно, повторяя различные физические явления, обратить внимание на:

– узнавание явления, т.е. определение его названия по описанию физического процесса;

– определение условий протекания различных опытов, иллюстрирующих те или иные явления;

– примеры проявления различных явлений в природе и жизни и применения их в технике.

Пример 14

В трёх опытах на пути светового пучка ставились экраны – с малым отверстием, с тонкой нитью и с широкой щелью. Явление дифракции происходит:

1) только в опыте с малым отверстием в экране; 2) только в опыте с тонкой нитью; 3) только в опыте с широкой щелью в экране; 4) во всех трёх опытах.

Пример 15

Теплопередача всегда происходит от тела с:

1) большим запасом количества теплоты к телу с меньшим запасом количества теплоты;

2) большей теплоёмкостью к телу с меньшей теплоёмкостью;

3) большей температурой к телу с меньшей температурой;

4) большей теплопроводностью к телу с меньшей теплопроводностью.

Пример 16

Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено:

1) интерференцией света; 2) отражением света; 3) дисперсией света; 4) дифракцией света.

Пример 17

На какой стадии полёта в космическом корабле, который становится на орбите спутником Земли, будет наблюдаться невесомость?

1) На стартовой позиции с включённым двигателем;

2) при выходе на орбиту с включённым двигателем;

3) при орбитальном полёте с выключенным двигателем;

4) при посадке с парашютом с выключенным двигателем.

Пример 18

При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?

1) при низкой, т.к. при этом высока скорость испарения пота;

2) при низкой, т.к. при этом мала скорость испарения пота;

3) при высокой, т.к. при этом высока скорость испарения пота;

4) при высокой, т.к. при этом мала скорость испарения пота.

· Экзаменационные варианты по физике включают большое количество иллюстративного материала. Различные задания с «картинками» используют, например, при проверке:

– правила левой руки, правила буравчика, правила Ленца и т.п.;

– принципа суперпозиции для сил в механике или для напряжённости электростатического поля;

– построения изображений в зеркалах, линзах, оптических приборах и т.п.;

– понимания схем электрических цепей и т.д.

Пример 19

На рисунке приведена демонстрация опыта по проверке правила Ленца. Опыт проводится со сплошным кольцом, а не разрезанным, потому что:

1) сплошное кольцо сделано из стали, а разрезанное – из алюминия;

2) в сплошном кольце не возникает вихревое электрическое поле, а в разрезанном – возникает;

3) в сплошном кольце возникает индукционный ток, а в разрезанном – нет;

4) в сплошном кольце возникает ЭДС индукции, а в разрезанном – нет.

Пример 20

Постоянный магнит вводят в замкнутое алюминиевое кольцо на тонком длинном подвесе. Первый раз – северным полюсом, второй раз – южным. При этом:

1) в обоих опытах кольцо отталкивается от магнита;

2) в обоих опытах кольцо притягивается к магниту;

3) в первом опыте кольцо отталкивается от магнита, во втором – кольцо притягивается к магниту;

4) в первом опыте кольцо притягивается к магниту, во втором – кольцо отталкивается от магнита.

Пример 21

32. В электрической цепи, изображённой на рисунке, ползунок реостата перемещают вправо. Как изменяются при этом показания идеальных вольтметра и амперметра?

 

1) Показания обоих приборов увеличиваются;

2) показания обоих приборов уменьшаются;

3) показания амперметра увеличиваются, вольтметра – уменьшаются;

4) показания амперметра уменьшаются, вольтметра – увеличиваются.

· Сложными для учащихся оказываются задания на границы применения основных законов и теорий. Хотя в методике преподавания физики указывается на необходимость изучения для каждого закона (или теории) границ применения, на практике этому вопросу уделяется недостаточно внимания. При подготовке к экзаменам целесообразно сделать отдельный тест только по заданиям такого типа в применении, по возможности, ко всем основным законам и теориям.

Образец вариантов из ЕГЭ 2006

· Плотность

· Керосина..................................................................................................... 800 кг/м3

· Парафина..................................................................................................... 900 кг/м3

· Удельные величины

· Теплоёмкость воды.................................................................... 4,2 . 103 Дж/(кг . К)

· Теплоёмкость свинца......................................................................... 130 Дж/(кг . К)

· Теплота парообразования воды......................................................... 2,3 . 106 Дж/кг

· Теплота плавления свинца................................................................. 2,5 . 104 Дж/кг

· Теплота плавления льда...................................................................... 3,3 . 105 Дж/кг

· Молярная маcса

· Воздух................................................................................................. 29 . 10–3 кг/моль

· Молибден........................................................................................... 96 . 10–3 кг/моль

· Энергия покоя

· Ядро гелия ........................................................................................ 3727,4 МэВ

· Ядро лития ......................................................................................... 5601,5 МэВ

· Ядро лития ......................................................................................... 6533,8 МэВ

· Ядро бериллия .................................................................................. 8392,8 МэВ

· Ядро бора ........................................................................................... 9324,4 МэВ

· Ядро кислорода ............................................................................... 15830,6 МэВ

ЗАДАЧИ

· А 5. Четыре одинаковых листа фанеры толщиной L каждый, связанные в стопку, плавают в воде так, что уровень воды соответствует границе между двумя средними листами. Если в стопку добавить ещё один такой же лист, то глубина погружения стопки листов увеличится на:

1) L /4; 2) L /3; 3) L /2; 4) L.

·

· А 8. В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает «прыжок» к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?

1) малую сжимаемость; 2) текучесть; 3) давление на дно сосуда; 4) изменение объёма при нагревании.

· А 9. Лёд при температуре 0 °С внесли в тёплое помещение. Температура льда до того, как он растает:

1) не изменится, т.к. вся энергия, получаемая льдом в это время, расходуется на разрушение кристаллической решётки;

2) не изменится, т.к. при плавлении лёд получает тепло от окружающей среды, а затем отдаёт его обратно;

3) повысится, т.к. лёд получает тепло от окружающей среды, значит, его внутренняя энергия растёт, и температура льда повышается;

4) понизится, т.к. при плавлении лёд отдаёт окружающей среде некоторое количество теплоты.

· А 24. Реакция термоядерного синтеза идёт с выделением энергии, при этом: А) сумма зарядов частиц-продуктов реакции точно равна сумме зарядов исходных ядер; Б) сумма масс частиц-продуктов реакции точно равна сумме масс исходных ядер. Верны ли эти утверждения?

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) не верны ни А, ни Б.

· А 25. К подвижной вертикальной стенке приложили груз массой 10 кг. Коэффициент трения между грузом и стенкой равен 0,4. С каким минимальным ускорением надо передвигать стенку влево, чтобы груз не соскользнул вниз?

1) 4 . 10 –2 м/с2; 2) 4 м/с2; 3) 25 м/с2; 4) 250 м/с2.

·

· А 26. Пластилиновый шар массой 0,1 кг летит горизонтально со скоростью 1 м/с. Он налетает на неподвижную тележку массой 0,1 кг, прикреплённую к лёгкой пружине, и прилипает к тележке. Чему равна максимальная кинетическая энергия системы при её дальнейших колебаниях? Трением пренебречь. Удар считать мгновенным.

·

1) 0,1 Дж; 2) 0,5 Дж; 3) 0,05 Дж; 4) 0,025 Дж.

· А 27. Экспериментаторы закачивают воздух в стеклянный сосуд, одновременно охлаждая его. Температура воздуха в сосуде понизилась в 2 раза, а его давление возросло в 3 раза. Во сколько раз увеличилась масса воздуха в сосуде?

1) в 2 раза; 2) в 3 раза; 3) в 6 раз; 4) в 1,5 раза.

· А 28. К источнику тока внутренним сопротивлением 0,5 Ом подключили реостат. На рисунке показан график зависимости силы тока в реостате от его сопротивления. Чему равна ЭДС источника тока?

·

1) 12 В; 2) 6 В; 3) 4 В; 4) 2 В.

· А 29. Последовательно соединены конденсатор, катушка индуктивности и резистор. Если при неизменной частоте и амплитуде напряжения на концах цепи увеличивать ёмкость конденсатора от 0 до , то амплитуда тока в цепи будет:

1) монотонно убывать; 2) монотонно возрастать; 3) сначала возрастать, затем убывать; 4) сначала убывать, затем возрастать.

· А 30. Сколько - и -распадов должно произойти при радиоактивном распаде ядра урана и конечном превращении его в ядро свинца?

1) 10 - и 10 -распадов; 2) 10 - и 8 -распадов; 3) 8 - и 10 -распадов; 4) 10 - и 9 -распадов.

· В 1. Небольшой камень, брошенный с ровной горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту, упал обратно на землю через 2 с в 20 м от места броска. Чему равна минимальная скорость камня за время полёта?

· В 2. Для определения удельной теплоты плавления льда в сосуд с водой стали бросать кусочки тающего льда при непрерывном помешивании. Первоначально в сосуде находилось 300 г при температуре 20 °С. К моменту, когда лёд перестал таять, масса воды увеличилась на 84 г. Определите по данным опыта удельную теплоту плавления льда. Ответ выразите в единицах кДж/кг. Теплоёмкостью сосуда пренебречь.

· В 3. При лечении электростатическим душем к электродам прикладывается разность потенциалов 105В. Какой заряд проходит между электродами за время процедуры, если известно, что электрическое поле совершает при этом работу, равную 1800 Дж? Ответ выразите в единицах мКл.

· В 4. Дифракционная решётка периодом 10–5 м расположена параллельно экрану на расстоянии 1,8 м от него. Какого порядка максимум в спектре будет наблюдаться на экране на расстоянии 21 см от центра дифракционной картины при освещении решётки нормально падающим параллельным пучком света длиной волны 580 нм? Считать sin tg .

Ответы. А 5: 3; А 8: 2; А 9: 1; А 24: 1; А 25: 3; А 26: 4; А 27: 3; А 28: 2; А 29: 3; А 30: 1.

В 1:10; В 2: 300; В 3: 18; В 4: 2.

С 2. 1 моль идеального одноатомного газа сначала охладили, а затем нагрели до первоначальной температуры 300 К, увеличив объём газа в 3 раза. Какое количество теплоты отдал газ на участке 1–2?

Вариант решения (рисунок не обязателен). Первый закон термодинамики: U = Q + A вн. Учитывая, что на участке 1–2 процесс изохорный, работа внешних сил А 12 = 0. Следовательно, количество теплоты, отданное газом: Q 12 = – U 12.

Формула расчёта изменения внутренней энергии:

U 12 = R (Т 2Т 1).

Применив закон Гей-Люссака для состояний 2 и 3: получим соотношение

Проведя преобразования, получим формулу для расчёта количествa теплоты и числовое значение:

Q 12 = 1; Q 12 2,5 кДж.

С 3. Ученик собрал электрическую цепь, состоящую из батарейки (1), реостата (2), ключа (3), амперметра (4) и вольтметра (5) (см. фотографии на с. 33 в № 5/05). После этого он измерил напряжение на полюсах источника тока и силу тока в цепи при двух положениях ползунка реостата. Определите КПД источника тока в первом опыте.

Вариант решения (рисунок не обязателен). Значения напряжения и силы тока: U 1 = 3,2 В; I 1 = 0,5 А; U 2 = 2,6 В; I 2 = 1 А. Закон Ома для полной цепи: , или = U + Ir.

Из уравнений для двух случаев: = U 1 + I 1 r; = U 2 + I 2 r – можно определить значение ЭДС:

= = 3,8 В.

Выражение для КПД источника тока в первом опыте:

. 100% 84%.

Примечание. Отклонения в записанных показаниях приборов в пределах цены деления этих приборов не считаются ошибкой; соответственно могут различаться и числовые значения ответа.

С 4. На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трёхкратным увеличением. На каком расстоянии от линзы находилось изображение предмета в первом случае?

Вариант решения (рисунок не обязателен). В первом случае для фокусного расстояния и увеличения можно записать следующие формулы: , где d – расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от линзы до изображения, Г – увеличение. Следовательно, . После того как экран передвинули (придвинули к линзе, т.к. увеличение уменьшилось), для нового положения предмета и изображения можно записать: где f 1 = f f.

Следовательно, f = = 90 см.

С 5. Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом длиной волны = 3 . 10–7 м, если красная граница фотоэффекта кр = 540 нм?

Вариант решения (рисунок не обязателен). Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: h =
= А
вых + . Формула, связывающая частоту и длину волны фотона: = . Для красной границы фотоэффекта справедливо соотношение Подставив эти выражения в уравнение Эйнштейна, для максимальной скорости фотоэлектронов получим:

; 800 км/с.

С 6. Две параллельные неподвижные диэлектрические пластины расположены вертикально друг напротив друга и заряжены разноимённо. Пластины находятся на расстоянии d = 2 см друг от друга. Напряжённость поля в пространстве между пластинами равна Е = 4 . 105 В/м. Между пластинами на равном расстоянии от них помещён шарик зарядом q = 10–10 Кл и массой m = 20 мг. После того как шарик отпустили, он начинает падать и ударяется об одну из пластин. На какую высоту h опустится шарик к моменту его удара об одну из пластин?

Вариант решения (рисунок не обязателен). Выражение для ускорения заряда в электрическом поле: а = . Связь между временем, пройденным путём и ускорением при движении под действием электрического поля (движение в горизонтальном направлении): t 2 = . Связь между временем, пройденным путём и ускорением при движении под действием силы тяготения (движение в вертикальном направлении): h = .

Ответ в общем виде: h = ; числовой ответ: h = 0,05 м.

_____________________________________________

Демонстрационная версия ЕГЭ 2005 г. публиковалась в «Физике» № 5/05. Ниже приведены дополнения к таблице данных (по сравнению с таблицей 2005 г.), а также часть задач части А и задачи частей В и С.


При проведении расчётов в некоторых заданиях с выбором ответа и в заданиях с кратким ответом используются различные физические постоянные. В каждом бланке варианта на первой странице после «Инструкции по выполнению работы» приведён список всех необходимых постоянных и справочных данных (масса частиц, плотность и молярная масса веществ, массы атомов, энергия покоя различных ядер и т.п.). В тексте заданий эти значения не указываются. Предполагается, что экзаменующийся умеет пользоваться справочными таблицами. Все ответы к заданиям частей А или В вычислены с учётом именно этих справочных данных. Поэтому во избежание лишних арифметических трудностей и ошибок нужно обеспечить учащимся некоторую тренировку в использовании соответствующих справочных материалов.

· Кроме большого числа иллюстраций, различных схем и рисунков, используются задания по фотографиям реальных экспериментальных установок. Они включаются в первую или в третью части экзаменационной работы и основываются на предъявлении школьникам фотографий измерительных приборов, экспериментальных установок для измерения различных физических величин, опытов, демонстрирующих протекание физических явлений, и т.п. В заданиях с выбором ответа фотографии могут использоваться, например, при формулировке вопросов на узнавание какого-либо физического явления; на определение тех или иных свойств этих явлений; на применение тех или иных формул или законов и т.д. В третьей части — это расчётная задача на основе приведённой на фотографии экспериментальной установки и показаний измерительных приборов.

В отличие от схематичных рисунков, которые понятны всем и примерно одинаково выполняются в различных учебных пособиях, реальные фотографии могут вызывать у учащихся серьёзные затруднения, если при обучении экспериментальной части уделялось недостаточное внимание. При выполнении заданий по фотографиям учащиеся должны узнавать изображённые на фотографии измерительные приборы и оборудование и уметь снимать показания измерительных приборов (линейка, транспортир, динамометр, весы, мензурка, термометр, секундомер электронный, амперметр, вольтметр, манометр, барометр бытовой и др.).

В третью часть экзаменационной работы включаются задачи по всем разделам школьного курса физики. Как правило, одна из них многоходовая, но «привычная», т.е. в формулировке стандартных школьных задачников, другие же – уровня вступительных экзаменов в различные технические и физические вузы. Несмотря на одинаковый первичный балл за любую задачу части С, их уровень сложности имеет достаточно большой разброс. Причём распределение этих заданий по номерам соответствует их тематической принадлежности, а не возрастающему уровню сложности. Последней в варианте стоит комплексная задача, которая может быть по любой из тем школьного курса или сразу по нескольким разделам.

Задачи С1–С6 решаются в развёрнутом виде в привычном для школьников формате:

– запись условия задачи «Дано:» (хотя при проверке этой записи не требуется);

– выполнение рисунка, если это помогает при решении задачи;

– запись всех необходимых уравнений;

– решение полученной системы уравнений в общем виде (если только для задачи решение «по действиям» не является оптимальным);

– подстановка численных значений;

– получение ответа и запись его в виде числа с наименованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: