Теория мотивации Маслоу

К числу наиболее известных теорий мотивации относится предложенная

А. Маслоу иерархия потребностей человека [41]. Она основана на том, что людей стимулирует стремление к удовлетворению своих потребностей и эти потребности имеют иерархическую структуру, так как они могут быть упорядочены по мере возрастания их важности для человека. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке:

Базисные потребности, т.е. через оплату своего труда человек удовлетворяет свои физиологические потребности: питание, одежда, жилье.

Потребность в безопасности, т.е. уверенность в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться (пенсионная система, страхование от болезней, права, обеспечиваемые стажем работы, защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система премий в виде акций фирмы и т.д.).

Потребность в принадлежности к социальной группе - это потребность объединяться с другими людьми (принадлежность к фирме, рабочей группе, бригаде, т.е. речь идет об ощущении принадлежности к делам фирмы).

Потребность в самоуважении должна удовлетворять самолюбие человека (наименование занимаемой должности, собственное место работы, власть над другими, признание хорошей работы, обращение окружающих за советами по вопросам, относящимся к сфере профессиональной компетенции индивидуума и т.п.).

Самореализация, т.е. потребность самовыражения и осуществления желаемого (возможность гордиться своей работой, ощущение достижений; служебный рост, овладение новыми знаниями, ощущение возможности контролировать события затрагивающие интересы индивида).

В первую очередь, человек стремится удовлетворить самую важную потребность. Как только ему удается удовлетворить эту потребность, она на время перестает быть движущим мотивом.

Вот как схематично выглядит эта теория (рисунок 1)

 


Рис. 1 Иерархия потребностей по Маслоу.

 

А теперь попытаемся ответить на вопрос - как использовать теорию Маслоу в управленческой деятельности?

Прежде всего, эта теория внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. А это требует от руководителя тщательного наблюдения за своими подчиненными для определения активных потребностей движущих ими. И далее. Поскольку потребности со временем меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Ниже приводятся некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить некоторые потребности высших уровней (духовные) у своих подчиненных в ходе трудового процесса.

Потребности в самореализации (самовыражении): обеспечивайте подчиненным возможность обучения и развития, что позволило бы полнее использовать их потенциал; давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи; поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Потребности в уважении (самоуважении): предлагайте подчиненным более содержательную работу, привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений, делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия, продвигайте подчиненных по служебной лестнице, обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции.

Социальные потребности: давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться; создавайте на рабочем месте дух единой команды; проводите с подчиненными периодические совещания; не старайтесь разрушить возникши неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: