Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи

 

Выявление психолого-педагогического потенциала ситуации успеха предполагает анализ категории "успех". В психологии успех определяется как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата [55, 18].

В педагогике категории "успех" и "ситуация успеха" детерминируются следующим образом:

успех - планируемые педагогом и воспитанниками перспективные результаты и цели деятельности (профессиональный, гражданский и нравственный долг педагога и цель его труда - вести ребенка к успеху) [9, 26];

успех-стимул, рассматриваемый с позиции педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей) [34, 32];

ситуация успеха - совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей [8, 29];

ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики [8, 31].

Метод создания "ситуации успеха" является методом стимулирования, мотивации и поведения ребенка, так как именно положительные эмоции

могут стать для ребенка важнейшим стимулом.

Необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе ситуации успеха [8, 30]. Следует разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель и социальный педагог: переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

А.С. Белкин разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Проведя многочисленные исследования, А.С. Белкин пришел к выводу, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни [8, 35].

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в познании, когда им движет здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Задача в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Выделяют три вида успеха, различающиеся по ожиданиям личности [8, 32].

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Ситуация предвосхищаемого успеха, актуализирует поисковую деятельность ребенка, направлена на осознание потребности в достижениях, появление интереса и побуждения к деятельности.

Констатируемый успех. Фиксирует достижения, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день. Ситуация констатируемого успеха направлена на подкрепление и закрепление усилий самой личности, стимулируемых действиями авторитетных для ребенка лиц и коллектива.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоится. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Ситуация обобщающего успеха, направлена на самоопределение и саморазвитие, самореализацию.

Успех - это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех - это переживание радости от достигнутого. Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это результат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможно.

На современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной воспитательной системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения, так как процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности [5, 190].

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности социального педагога. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, то есть во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности ребенка, его прежнего опыта, потребностей и пр.

Мотивация тесно связана с достижениями и успехом. Между мотивацией и успехом существует зависимость. Тем не менее, мотивация возможна и без достижения успеха. В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки. Если ребенок осознает свои потребности, то сможет объяснить свое поведение, то есть идентифицировать свою мотивацию. Мотивация достижений успеха - это чисто социальный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. Но для его приобретения нужна соответствующая среда, то есть мотивационная.

Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагог сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам ребенка. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у человека мотива достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой.

Успех имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своими достижениями, "про себя", не считаясь с мнением других. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово "разделенная" правильно было бы заменить на "умноженная". Обобщим все эти понятия и выделим четко, что такое ситуация успеха с социально-психологической, психологической и педагогической точки зрения.

С социально-психологической точки зрения успех - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется [8, 30]. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности [8, 31].

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи [8, 31].

Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях - и к ее деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен на большее.

Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а так же их социальное окружение в целом, то низкий уровень образовательных достижений приводит к потере мотивации. Не имея мотивации или ведя бессмысленную борьбу против учителей, ребенок терпит неудачу за неудачей в учебе, обрекая себя таким образом на неудачи в жизни и бесперспективное будущее. Для того, чтобы наладить контакт с ребенком, мы должны понять, что, несмотря на его прошлые неудачи, он может добиться успеха в настоящем, если взаимоотношения социальный педагог - ребенок будут строиться на основе сегодняшних конкретных задач. Одна неудача порождает другую; разомкнуть этот порочный круг может лишь ориентация на настоящее и осознание того, что ребенок, терпевший неудачи всю свою жизнь, может добиться успеха в том случае, если обретет друга в лице заслуживающего доверия, надежного человека. А.С. Белкин заостряет внимание на теме личных усилий, личной ответственности ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда, и каждый ребенок должен нести за него ответственность во имя достижения жизненного успеха и преодоление трудностей.

В доброжелательной атмосфере уребенка развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, чтоего сковывает страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве "своего".

Ребенок, испытывающий неблагополучие в семье, предпочитает ситуации, в которых он может выбрать позицию пассивного подчинения, ставит перед собой очень легкие, либо очень трудные цели, при решении проблемы склонен надеяться на помощь или искать возможность отказаться от деятельности, обосновывая свой отказ нереальными обстоятельствами; в случае неудачи быстро меняет тактику деятельности, выбирая тривиальные малоэффективные ходы; в ситуации успеха старается поставить более легкую цель; не стремится получить объективную оценку своей деятельности; на критику реагирует неадекватно, имеет либо завышенную, либо заниженную, неустойчивую самооценку, успех воспринимает как стечение обстоятельств, неудачу как подтверждение закономерности, свое будущее планирует либо очень узко, либо нереалистично глобально.

Важно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Успех в деятельности является активным формообразующим началом. Переживание радости, удовлетворения, признания сглаживает аффективные реакции, последствия конфликтных труднопереносимых ситуаций, свойственных для ребенка, испытывающего семейное неблагополучие. Задача социального педагога состоит в том, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Для этого социальный педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: