Описание опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 2 с. Юмагузино Кугарчинского района Республики Башкортостан по созданию ситуации успеха с ребенком из неблагополучной семьи

Наша опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2. Дима поступил в МБОУ СОШ № 2 в 2007 году. Из беседы с социальным педагогом узнала о степени неблагополучия в семье. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Дима третий ребенок в семье. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Мама Надежда Алексеевна не работает, воспитанием детей не занимается. Бывают случаи, когда она пропадает из дому на несколько дней. Отец не имеет постоянного места работы, из-за частых прогулов его увольняют. За детьми чаще присматривает бабушка. Дети часто болеют. Родители Димы родительские собрания не посещают, учебой ребенка не интересуются. Семья неоднократно попадала в поле зрения милиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: социальный педагог школы обращалась за помощью, отмечая неуспеваемость мальчика и частые пропуски учебных занятий. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, методика исследования самооценки личности, исследование самооценки методом беседы, методика диагностики акцентуации характера, социометрический тест), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Это подтверждает его аттестатация по окончанию начальной школы, где преобладают удовлетворительные отметки. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет. На данный момент по результатам методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Приложение 2), у Дмитрия средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией, но высокая познавательная активность. Присутствует тревожность, так как он в прошлых классах не успевал по некоторым предметам, особенно в математических. Из беседы с учителями - предметниками стало понятно, что ребенок не проявляет инициативы в ответах, даже если и подготовил домашнее задание, неуверен в себе. Результаты методики исследования самооценки (Приложение 3) свидетельствуют о том, что у Димы заниженная самооценка, так как при обработке теста получилось число 0,2, это свидетельствует, что самооценка низкая, а данная методика была подтверждена методикой изучения самооценки личности методом беседы (Приложение 4). Во время проведения данной беседы, подростку нужно было расположить своих знакомых и членов своего класса на вертикальных линиях, начерченных на листе бумаги и определить свое место. Показателями являлись: рост, ум, характер, счастье. Дима отмечал себя ниже среднего. Таким образом, было подтверждено, что у него заниженная самооценка. Известно, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и во всем винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются внушению, ими легко манипулировать. То, что Дмитрий легко поддается внушению, это подтверждает тест диагностики акцентуации характера (Приложение 5).

По результатам у ребенка доминирует гипотимный и комформный тип акцентуации характера. Конформность ребенка можно проследить и из беседы: он поступил в данную школу, так как сюда поступили его друзья. В детстве записывался в кружки и секции, после того как друзья туда записывались, и в летний лагерь ездил только со своим другом.

По результатам социометрического теста (Приложение 6) Дмитрий рядовой член коллектива, из 22 человек его положительно выбирают два человека, это его друзья из бывшей школы, а отрицательных выборов восемь. Сам ребенок отдает предпочтение одному близкому другу, причина этого их общие интересы и увлечения компьютером. Активность в общественной деятельности класса не проявляет, но если классный руководитель обратиться с поручением, то он его обязательно выполняет.

Беседуя с учеником, мы узнали его отношение к учебной деятельности. Подросток уверен, что алгебра и геометрия ему будут не нужны в будущем. К нелюбимым предметам он относит физику, химию, литературу. Проявляет интерес и старается регулярно посещать информатику и историю. Он может проявить себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, без интереса к содержанию, чтобы получить положительную отметку. Сделав анализ данной характеристики, мы пришли к выводу, что при работе с подростком, необходимо следовать основным принципам структуры создания ситуации успеха.

Завершающим звеном структуры является готовность к социально-одобряемой деятельности, которая предполагает формирование у подростков:

адекватной самооценки и уровня притязаний;

умение самостоятельно принимать решения, соотносить свои склонности и способности с выбором профессии, умения анализировать свой собственный жизненный опыт;

моральных принципов и убеждений, в соответствии с общечеловеческими ценностями (человек, добро, красота, истина, демократия, справедливость, свобода, равенство, Земля, отечество, семья, труд, мир).

Таким образом, речь идет о формировании у учащегося психологических образований и механизмов, обеспечивающих ему в дальнейшем активную и созидательную жизнь. Исходя из такого понимания готовности, нами был разработан комплекс критериев сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности. К ним относятся:

положение подростка в классе, так как ведущий мотив жизни и деятельности подростка - самоутверждение в коллективе. Быть признанным, занимать определенное место, играть определенную роль - сверхценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Если нет, то он либо замыкается в себе, либо стремиться создать свой мир, в котором чувствует себя защищенным. Чем меньше надежды на успех, тем активнее уход, тем более глубокой становится защита.

адекватная самооценка и уровень притязаний, так как самооценка влияет на Я-концепцию в целом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицания, негативное отношение к своей личности. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость.

Опираясь на личностные качества и способности Дмитрия, взаимодействуя с педагогическим коллективом, начали создавать условия к достижениям. Так как ситуация успеха "перерастает" из приема в педагогические условия активизации деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.

Беседуя с Любовью Алексеевной - учителем литературы, нам стало известно, что у Дмитрия имеются способности к чтению стихотворений, так как у него хорошая дикция и речь развита лучше по сравнению с другими учениками в классе. Подросток считает данный предмет не нужным и под разными предлогами отпрашивается с занятий. Так как через несколько недель должен состояться конкурс стихов посвященных Суверенитету РБ, мы решили провести отбор "чтецов" в классе. Делая упор на то, что предстоящее мероприятие является важным для школы, чтобы дети ответственно готовились. Таким образом, кандидатура Дмитрия была утверждена на конкурс стихов. Некоторые одноклассники выразили недовольство по этому поводу: "Он не выучит текст или вообще не придет". Тогда учительница сказала, что она уверена в Дмитрии и надеется на одно из первых мест. В течение двух недель Дима регулярно посещал уроки, приходил на перемене или оставался после занятий на репетиции. Вот настал день конкурса, ученик очень сильно волновался, боялся подвести школу, говорил, что лучше бы вместо него читала Оля Михайлова. Текст Дмитрий прочитал без ошибок, в итоге занял третье место, чему и был безгранично рад. Результаты стали неожиданной новостью для класса.

Затем мы с классным руководителем решили назначить Дмитрия капитаном команды класса на мероприятие по поликультурному воспитанию "Хоровод друзей". Обязанности Димы состояли в организации класса: распределить обязанности среди одноклассников, обсудить какую национальность будут представлять и т.д. После того как класс был проинформирован о предстоящем деле, Татьяна Юрьевна сказала, что предлагает в качестве капитана назначить Диму Карпенко. Реакция класса была такая же, как и перед первым конкурсом. Выслушав все, классный руководитель сказала, что вы тоже не верили, когда Диму утвердили на чтение стихов, а он занял призовое место, показал себя как ответственный человек, и с ролью капитана он тоже справится. Когда шли обсуждения, Дима молчал, но потом один подошел и сказал, что, может быть, не стоит ему быть организатором на данном мероприятии, ссылаясь на то, что вдруг его не будут слушать одноклассники, на это Татьяна Юрьевна рассказала о его обязанностях и уверенно сказала: "Ты справишься, а если будут затруднения, то мы обсудим на классном часе". Таким образом, мы вовлекли Дмитрия в воспитательную работу, в процессе которой его лучше узнают одноклассники, а он почувствует себя нужным в жизни классного коллектива.

К мероприятию класс подготовился хорошо, были у них и костюмы, и игры, и призы. "Хоровод друзей" стал настоящим общешкольным праздником, по завершению которого детей награждали по номинациям, так как у каждого класса была своя отличительная особенность.

Результаты эффективности применения на практике социальным педагогом ситуации успеха состоят в том, что целенаправленная работа с подростком СОШ№ 2 по формированию готовности к социально - одобряемой деятельности путем создания ситуации успеха, учет возрастных и индивидуальных особенностей, применение адекватных методов привели к позитивным изменениям качественных и количественных показателей.

Для определения эффективности проведенной работы и выявления уровня готовности подростка к социально-одобряемой деятельности нами проводился тот же комплекс методик, что и на начальном этапе работы.

При повторном исследовании положения ребенка в коллективе класса, применяя социометрический тест, у Димы шесть положительных выборов и три отрицательных, это лучший результат, по сравнению с предыдущим, следовательно, подросток стал более общительным со своими одноклассниками. Из беседы с учителем литературы нам стало известно, что ребенок стал регулярно посещать занятия, стал проявлять активность на уроках, увереннее отвечать. Все это говорит о позитивном отношении к учению. Это подтвердилось результатами теста на мотивацию учения. У Димы также изменился уровень мотивации к учению с третьего на второй, что означает позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Результаты теста на исследование самооценки показывают, что она стала ближе адекватной (показатель равен 0,3).

Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся стал субъектом учебной деятельности. Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Складывается познавательная активность учащегося как субъекта, формируется стойкая потребность в самообразовании и социально-одобряемой деятельности. Этот период соответствует старшему школьному возрасту. Итак, мы выяснили, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она организуется на всех этапах учебного и воспитательного процесса; реализуется с учетом индивидуальных особенностей. Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности порождают чувство удачи, вызванное преодолением трудностей, как выбранных самим учащимся, так и предложенных учителем, вызывают эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения различных задач, приносит удовлетворение, осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления и, таким образом, формирует устойчивую потребность в социально-одобряемой деятельности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: