Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы

Как уже было отмечено, исследовательская работа по литературе помогает учащимся овладеть многими ключевыми компетентностями, предусмотренными стандартом. Но не следует забывать, что эта работа всё-таки в большей степени представляет собой форму внеурочной деятельности, главным недостатком которой является отсутствие массовости при овладении её навыками.

Урок, проводимый в форме защиты реферата, должен быть итоговым при завершении изучения какой-то обширной темы или ряда тем Задачи, которые я при этом ставлю перед собой, таковы:

· дать представление всем учащимся о методике проведения учебно-исследовательской деятельности,

· вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность,

· выявить учащихся. способных к проведению самостоятельной исследовательской работы.

Методика подготовки подобного урока такова. На первом уроке по теме озвучивается форма проведения итогового занятия. Учащимся предлагается ряд тем для исследования, причём темы лучше дифференцировать и тем, кто занимается на «4» и «5», предложить пусть и не очень большие по объёму но по-настоящему исследовательские темы. Остальные (по желанию) могут ограничиться темами компилятивного характера. Зачастую, даже ребята, имеющие по предмету оценку «3» стремятся работать по темам повышенной сложности, и подобное желание не стоит ограничивать, единственно, что таких детей можно объединить в группы по 1-2 человека, чтобы они представили коллективную работу. Учитель знакомит учеников с основными принципами исследовательской работы, структурой реферата, особенностями его оформления. В дальнейшем учитель назначает 1-3 консультации по работе для всех учеников по их желанию.

Перед итоговым занятием рефераты должны быть просмотрены учителем и отобраны лучшие работы на защиту. Из остальных работ можно устроить выставку в классе. Если же учитель при проведении подобной формы работы приоритетным считает формирование коммуникативной компетентности, то к защите можно допустить всех, но при этом лучше применить групповой метод работы над рефератом.

Форма же защиты будет зависеть от уровня класса и степени подготовки учащихся. В сущности, может быть использована любая из форм, описанных выше.

Как показал опыт, такая работа даёт неплохие результаты и помогает выявить учащихся, которым можно будет порекомендовать подобную форму сдачи экзамена.

Кроме того, целесообразно в конце 11 класса выделить урок будущим экзаменующимся на предварительное прослушивание их работ в классе, ведь школьную научно- практическую конференцию посещают не все ученики.



Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом

 

Какие же ключевые компетентности помогает сформировать и развить работа над рефератом?

Во-первых, он помогает формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Во-вторых, развивает культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, способствует развитию образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

В-третьих, позволяет способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, помогает усвоению основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формированию общего представления об историко-литературном процессе.

В-четвёртых, при работе над рефератом совершенствуются умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; формируются навыки поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Кроме того, защита реферата предполагает также формирование коммуникативной компетенции: формирование навыков публичного выступления, а при предусматривающей дискуссию форме защиты ещё и умение отстаивать и доказывать собственную точку зрения. А умение собирать и систематизировать материал по определённой теме, логически выстраивать его, наконец, пользоваться различными информационными ресурсами (включая Интернет), несомненно, пригодится ученикам в дальнейшей учёбе в вузах и колледжах.

Исходя из вышеизложенного, мы можем обозначить ряд задач, которые будет решать учитель приступая к работе над рефератом:

1. научить выпускников методике проведения учебно-исследовательской деятельности;

2. сформировать у учащихся познавательные мотивы, стимулирующие к осознанному включению их в исследовательскую деятельность;

3. вовлечь выпускника в активную познавательную деятельность;

4. научить пользоваться материалами из фондов библиотеки современными информационными технологиями для поиска необходимой для работы информации;

5. развить навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: