За 16 лет работы мною было подготовлено к выпуску 8 одиннадцатых классов. Экзамен в форме реферата сдавали 41 ученик. Из 41 работы 30 было аттестовано на оценку «5» (отлично), 11 – на оценку «4» (хорошо). В 2006-2007 г.г. работа Мустафиной Алисы «Инфернальные мотивы в ранних повестях Н. В, Гоголя» завоевала первое место на Областных филологических чтениях, работа Тихоновой Дарьи «Образ дерева в лирике С. Есенина» - второе. В 2007-2008 учебном году 5 рефератов были представлены на Городских филологических чтениях. В результате реферат Сенаторовой Дины «Тема матери в творчестве Н. А. Некрасова» завоевал 1 место, а реферат Марининой Натальи «Современная женская проза» - 3 место. На 5 Областных филологических чтениях реферат Марининой Натальи «Современная женская проза» занял 1 место, реферат Александровой Елизаветы «Образ нигилиста в русской литературе 19 века» - 2 место, реферат Трофимовой Анастасии «Деятельность Н.А. Некрасова в журнале «Современник» - 3 место, а работа Сенаторовой Дины «Тема матери в творчестве Н.А. Некрасова» была удостоена грамоты «За высокие успехи в исследовательской деятельности». На устном экзамене по литературе 2008 г. из пяти представленных работ все пять получили оценку «отлично». Представленный опыт взят на вооружение также МО естественнонаучного цикла, МО истории и МХК.
|
|
Хотелось бы определить перспективы работы над исследовательской работой по литературе в условиях современной школы. Как мне кажется, реферат по литературе должен стать частью проектной работы, именно это и решит проблему массовости подобной работы. Проект позволяет использовать различные формы исследования, дифференцируя их по степени сложности, что поможет задействовать в работе учеников разного уровня подготовки. В перспективе я планирую проведение подобной работы по предмету, которую надеюсь обобщить в дальнейшем.
Напоследок хочется ещё раз отметить, что реферат, обязательно останется в школьной практике не только как экзаменационная форма, но и как эффективная форма исследовательской работы, позволяющая развить у обучающихся ключевые учебные компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует отметить, что работа над школьным рефератом по литературе и русскому языку позволяет создать «…систему последовательного вовлечения школьников в интеллектуальные формы деятельности, повышения их инструментальной филологической оснащённости» [2].
В своей работе мне удалось:
· показать, что реферат остаётся в школьной практике как эффективная форма исследовательской работы, позволяющая развить у обучающихся ключевые учебные компетенции;
|
|
· выявить задачи, которые стоят перед учителем, приступающим к работе над ученическим рефератом;
· представить теоретическое обоснование данного опыта;
· познакомить коллег с технологией опыта:
· ознакомить коллег с системой работы над рефератом:
а) определить, какой ученик может заниматься реферативной работой;
б) раскрыть особенности консультативной работы учителя;
в) представить коллегам особенности структуры реферата;
г) показать коллегам технологию формулирования темы реферата;
д) показать особенности работы над введением, выбором методов исследования, составлением плана реферата, специфику работы над его содержанием и заключением;
· определить сроки работы над рефератом;
· ознакомить коллег с различными вариантами процедуры защиты работы;
· ознакомить коллег с принципами оценки реферата;
· показать возможное применение данного опыта при работе в классе;
· показать результативность данной системы работы над школьным исследованием
В перспективе я планирую применение опыта работы над рефератом в проектной деятельности учащихся, дальнейшую работу над применением в исследовательской работе мультимедийных технологий, технологий ИКТ как для работы над содержанием ученических исследований, так и для работы над их оформлением и защитой.