Экономическая оценка затрат связанных с повышением качества

 

Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой:

 

Е=Р-З=Р - (Зд+Зе),                                                 (1)

 

где Е – экономический эффект,

З – затраты,

Зд – затраты на достижение экономического эффекта,

Зе – затраты на эксплуатацию.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.

Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции, необходимо учитывать:

1. Для улучшения качества необходимы дополнительные текущие и одноразовые затраты.

2. Экономический эффект от улучшения качества продукции получает потребитель.

3. Предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, увеличения цены реализации, увеличения экспорта.

В результате эти факторы проявляются в получении дополнительной прибыли, которая определяется по формуле:

 

 ,                                        (2)

 

где - дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема производства и реализации.

- дополнительная прибыль, полученная от роста цены реализации.

Сд- дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции.

Сбр- величина снижения затрат на производство в связи с сокращением количества брака.

Годовой экономический эффект от улучшения качества продукции определяется по формуле:


                                                          (3)

 

где Еп – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений

К- дополнительные капиталовложения, необходимые для улучшения качества продукции [15, с.364].

Таким образом рассчитаем дополнительную прибыль по формуле 2:

 

ΔП=576000000+12165000-(22367088+91485)=565706427 руб.

 

И годовой экономический эффект от улучшения качества по формуле:

 

Е=565706427-0,2 22367088=561233009,4 руб.

 

Широкое распространение получил метод учета и исчисления прибыли, принятия решений, базирующийся на понятии «маржинальный доход» (МД).

Оперативное управление прибылью по показателю «уровня маржинального дохода».

Оперативное управление прибылью предлагает ежедневный контроль величины полученной прибыли без всяких финансовых расчетов.

Оперативное управление осуществляется с помощью показателей рентабельности исходя из уровня МД:

1) уровень МД реализованной продукции:

 

Умд =  100% =  100%                  (4)

 

где, Умд - уровень маржинального дохода, %;

Врп- выручка от реализации, р.;

2) уровень МД i-го вида продукции:


Умд =  100%,                                                (5)

 

где Цi - отпускная цена единицы i-го вида продукции, р.

Кроме коэффициента рентабельности используется показатель, характеризующий вклад i-го вида продукции в общий доход предприятия. Он рассчитывается как отношение МД i-го изделия к общей сумме МД от реализации продукции. Одним из наиболее существенных практических результатов использования категории МД является анализ безубыточности.

Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

Цель анализа безубыточности - установить, как изменится финансовый результат от реализации, если изменится достигнутый уровень объема производства. Определить критический объем выпуска (продаж), при котором не будет ни прибыли, ни убытков, т.е. точку безубыточности.

Точка безубыточности (критический объем производства) - это такой объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна сумме затрат.

Объем производства (продаж), соответствующий точке безубыточности, носит название критического.

Знание критического объема продаж позволяет контролировать ежедневно величину полученной предприятием прибыли, а также избежать попадания предприятия в зону нерентабельных.

Точку критического объема можно снизить, прежде всего, за счет уменьшения постоянных расходов или путем увеличения уровня МД.

Снижение величины переменных расходов на единицу отдельных изделий дает в данном случае менее заметный эффект.

Идеальным для бизнеса является сочетание низких постоянных затрат с высоким уровнем МД. Такое сочетание всегда дает «низкую» точку критического объема и повышает запас финансовой прочности.

Методику расчета точки безубыточности рассмотрим на примере в таблице 4.

 

Таблица 4 - Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности

Показатель

Условное обозначе

ние

Значение показателя

Из

менения

отчетный год планируемый
1.Объем продаж (выручка от реализации-оптовая стоимость) тыс.руб. Вр-н 1710 1830 120
2.Переменные расходы (затраты) в себестоимости и реализованной продукции, тыс.руб. ПР З 120 168 48
3.Маржинальный доход, тыс.руб. МД 1590 1662 72
4.Уровень маржинального дохода, %х100 Умд 92,98 90,82 2,16
5.Постоянные (фиксированные) расходы в себестоимости продукции, тыс.руб. ФР 1006 897 -109
6.Критический объем продаж (точка безубыточности, порог рентабельности), х100, тыс.руб. Vкр 1082 988 -94
7.Запас финансовой прочности ЗФП 36,7 46,0 9,3
8.Планируемая прибыль, тыс.руб ПР 1590-1006=584 1662-987=675 91

 

Порог рентабельности п/г = =1082 т.р.

Порог рентабельности отчет =  =987,7 т.р.

 

Охарактеризуем влияние основных факторов на изменение порога рентабельности.

При увеличении объема продаж увеличились переменные расходы (расходные материалы, покупка технологического оборудования и др).

Критический объем продаж или порог рентабельности уменьшился с 1082 т.р. до 987,7 т.р., то есть если в прошлом году предприятие начинало получать прибыль 0 достигнув объема валового дохода в 1082 т.р., то в планируемом году этот порог уменьшился до 987,7 т.р., уменьшение произошло за счет увеличения доли переменных затрат и гораздо большего снижения постоянных затрат.

Таким образом, снижая переменные и постоянные затраты, можно управлять доходностью предприятия, то есть уменьшать порог рентабельности или критический объем продаж [18, с.144].






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: