Описание полученных данных

Интегрированный показатель является среднеарифметическим значением 6 разделов экспертной карты социально-медицинской адаптации и является показателем социально-медицинской адаптации пациента на момент исследования.

Значения интегрированного показателя социально-медицинской адаптации, также как каждого раздела экспертной карты, находится в пределах от 0 до 1, и по уровню оценивалось следующим образом:

- высокий – 1,0 – 0,65;

- достаточный – 0,64 – 0,5;

- удовлетворительный – 0,49 – 0,3;

- низкий – 0,29 и менее

установлено, что в общественной жизни учреждений участвует 439 (87,3%) больных.

Библиотеки регулярно посещают 424 человека, или 85,0% от общего количества обследованных больных. Из них 101 человек являются неграмотными и посещают библиотеку для просмотра картинок в книгах, журналах, бесед с культработниками.

В свободное время 322 (49,4%) больных ежедневно получают информацию от просмотра телепередач. Проявляют интерес к просмотру телепередач и кинофильмов с регулярностью от 2 до 3-х раз в неделю 212 (32,5%) больных. 110 (16,8%) человек проявляют интерес к просмотру кинофильмов только при организованном их показе в кинозалах Учреждений.

Правом выхода за пределы учреждения имеют 504 человека или 96,5% от общего количества обследованных больных.

Ежемесячно привлекались на собрания проживающих, где разбираются общие проблемы, социальное поведение, обучение конструктивным навыкам общения – 552 (100,0%) больных.

Установлено, что 55 (8,4%) человек - не нуждались в индивидуальном проведении психотерапевтических воздействий, 53 (8,1%) человека - нуждались крайне редко. Нуждались в регулярных беседах по коррекции поведения, в групповой коррекции по повышению уровня социальной адаптации, обучению навыкам конструктивного общения, преодолению конкретных конфликтных ситуаций - 477 (73,1%) больных. Индивидуальную работу в связи с асоциальным поведением проводили с 67 (10,4%) больными.

Использовали право на ежегодный отпуск, сроком на 1 месяц, 97 (14,9%) больных. В отпусках на 2-3 дня, пользуясь правом свободного передвижения - 38 (5,8%) человек.

При подробном аналитическом исследовании установлено, что в группу с высоким уровнем социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель – от 1,0 до 0,65 балла, средний 0,7 балла) вошли 43 больных (6,6%) от общего количества обследованных (табл.2).

Достаточный уровень социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель – от 0,64 до 0,5 балла, средний 0,55 балла) отмечен у 202 больных (31,0%) от общего количества обследованных.

С удовлетворительным уровнем социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель – от 0,49 до 0,3 балла, средний 0,38 балла) выявлено 314 больных (48,1%) от общего количества обследованных.

Низкий уровень (интегрированный показатель – 0,29 балла и менее, средний 0,21 балла) отмечен у 93 больных (14,3%) от общего количества обследованных. Этот уровень адаптации представлен больными с тяжелой умственной отсталостью (55,9%) и шизофренией (37,6%).

отмечается, что у больных эпилепсией достаточный и удовлетворительный уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 20 пациентов, по 10 (45,4%) человек соответственно. Высокий - у 2 (9,1%) больных эпилепсией (табл.2).

В группе больных шизофренией, большее количество пациентов приходится на уровни социально-медицинской адаптации: удовлетворительный – 77 (54,2%) человек и низкий – 35 (54,2%).

Среди больных (7 чел.) биполярным аффективным расстройством, соотношение между высоким, достаточным и удовлетворительным уровнями социально-медицинской адаптации, примерно равное.

В нозологической группе больных с легкой умственной отсталостью, высокий уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 13 (20,6%) больных, достаточный у 38 (60,3%), удовлетворительный у 12 (19,1%) больных.

В группе больных с умеренной умственной отсталостью, высокий уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 19 (8,1%) больных, достаточный у 101 (43,3%), удовлетворительный у 107 (45,9%), низкий уровень у 6 (2,6%) больных.

Среди больных с тяжелой умственной отсталостью, высокий уровень социально-медицинской адаптации отсутствует, что связано с тяжестью основного заболевания. Достаточный уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 19 (11,9%) человек, удовлетворительный у 89 (55,6%), низкий уровень у 52 (32,5%) человек.

В нозологической группе больных с шизофренией, высокий уровень социально-медицинской адаптации выявлен у 5 (3,5%) больных, достаточный у 24 (16,9%), удовлетворительный у 78 (54,9%) и низкий уровень адаптации у 35 (24,7%) больных.

Среди больных с другими формами умственной отсталости соотношение между достаточным и удовлетворительным уровнями социально-медицинской адаптации примерно одинаковое.

2 (11,1%) пациента с органической деменцией имеют высокий уровень социально-медицинской адаптации, 4 (22,2%) - достаточный, 12 (66,7%) – удовлетворительный.

Высокий уровень социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель > 0,65), свидетельствует о владении больными навыками социального поведения в обществе (пользование общественным транспортом, умение ориентироваться в окружающей обстановке), освоении элементарных правил межличностных и деловых отношений. Эти пациенты привлекаются к общественным и спортивным мероприятиям, интересуются художественной литературой, родственники поддерживают с ними постоянные отношения. Они не нуждаются в лечении психотропными препаратами. Эти больные могут проживать в условиях учреждений общего типа и находиться на свободном режиме содержания.

Больные, интегрированный показатель социально-медицинской адаптации которых оценивается как достаточный уровень (в пределах 0,64 – 0,5) составляют группу, которая характеризуется тем, что приобретенные навыки общения позволяют больным ориентироваться в ситуации, производить покупки, пользоваться транспортом, самостоятельно и в составе группы выходить за пределы Учреждения. Этот уровень отражает владение навыками общения, социального поведения (при психосоциальной коррекции) и позволяет проживать в отделении свободного режима учреждения психоневрологического профиля. Больные с интегрированным показателем близким к верней границе этого уровня (0,64-0,6), при создании определенных условий (врачебный контроль психиатра, систематическое наблюдение обслуживающего персонала, проведение психосоциальной работы, медикаментозная коррекция поведения), могут проживать в отделении психоневрологического профиля учреждения общего типа.

В число лиц, с удовлетворительным уровнем социально-медицинской адаптации (0,49 – 0,3) относятся больные, при постоянной психосоциальной работе с которыми, удается адаптировать их к совместному проживанию, проведению досуга. Постоянная активация приобретенных навыков социального поведения позволяет этим больным ориентироваться в ситуации, овладевать элементарными коммуникативными навыками, под контролем, в составе группы, посещать учреждения культуры, торговли. Эти больные нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Пациенты с низким уровнем социально-медицинской адаптации (0,29 и ниже), при постоянной ежедневной психосоциальной работе со стороны персонала вовлекаются в полезно-общественную деятельность, а также им прививаются элементарные навыки общения, общей культуры и поведения. Эти больные также нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

высокий уровень социально-медицинской адаптации (интегрированный показатель > 0,65), свидетельствует о владении больными навыками социального поведения в обществе (пользование общественным транспортом, умение ориентироваться в окружающей обстановке), освоении элементарных правил межличностных и деловых отношений. Эти пациенты привлекаются к общественным и спортивным мероприятиям, интересуются художественной литературой, родственники поддерживают с ними постоянные отношения. Они не нуждаются в лечении психотропными препаратами. Эти больные могут проживать в условиях Учреждений общего типа и находиться на свободном режиме содержания.

Больные, интегрированный показатель социально-медицинской адаптации которых оценивается как достаточный уровень (в пределах 0,64 – 0,5) составляют группу, которая характеризуется тем, что приобретенные навыки общения позволяют больным ориентироваться в ситуации, производить покупки, пользоваться транспортом, самостоятельно и в составе группы выходить за пределы Учреждения. Этот уровень отражает владение навыками общения, социального поведения (при психосоциальной коррекции) и позволяет проживать в отделении свободного режима Учреждения психоневрологического профиля. Больные с интегрированным показателем близким к верней границе этого уровня (0,64-0,6), при создании определенных условий (врачебный контроль психиатра, систематическое наблюдение обслуживающего персонала, проведение психосоциальной работы, медикаментозная коррекция поведения), могут проживать в отделении психоневрологического профиля Учреждения общего типа.

В число лиц, с удовлетворительным уровнем социально-медицинской адаптации (0,49 – 0,3) относятся больные, при постоянной психосоциальной работе с которыми, удается адаптировать их к совместному проживанию, проведению досуга. Постоянная активация приобретенных навыков социального поведения позволяет этим больным ориентироваться в ситуации, овладевать элементарными коммуникативными навыками, под контролем, в составе группы, посещать учреждения культуры, торговли. Эти больные нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Пациенты с низким уровнем социально-медицинской адаптации (0,29 и ниже), при постоянной ежедневной психосоциальной работе со стороны персонала вовлекаются в полезно-общественную деятельность, а также им прививаются элементарные навыки общения, общей культуры и поведения. Эти больные также нуждаются в периодическом поддерживающем лечении, для профилактики рецидивов основного заболевания.

Результаты исследования показали, что в нозологических группах заболеваний (шизофрения, тяжелая и умеренная умственная отсталость, деменции) имеются группы больных характеризующиеся высоким и достаточным уровнями социально-медицинской адаптации, которые не характерны для основной группы больных. У них длительные, более 5 лет, ремиссии и их пребывание в депривационных условиях не способствует их социализации.

В практике реабилитационной деятельности Учреждений больший акцент необходимо делать на организации трудовой терапии, в самих учреждениях и за их пределам. Социальная значимость заключается в том, что приобщение больных к трудовой деятельности очень важно для утверждения личности.

При исследовании установлено, что 142 (21,7%) человека в справке медико-социальной экспертизы имели трудовые рекомендации, остальные 510 (78,3%) признаны нетрудоспособными и не имеют рекомендаций службы медико-социальной экспертизы по их трудоустройству и реабилитации. У них также отсутствуют индивидуальные программы реабилитации.

Социальная интеграция лиц с умственной отсталостью, шизофренией зависит не только от достигнутого уровня социально-медицинской адаптации. Существенное значение приобретают социальные факторы: наличие жилья, семьи, родственников и близких людей, готовых и способных помочь им на первых этапах интеграции в общество.

Таким образом, вопросы социализации лиц с психическими расстройствами, их анализ и пути совершенствования свидетельствуют о ее важной роли в жизнедеятельности этой категории инвалидов. Их длительное пребывание в депривационных условиях Учреждений психоневрологического профиля, оказывает негативное влияние на их социализацию и создает препятствие для интеграции в общество.

Выводы по главе:

Контингент учреждения психоневрологического профиля состоит в основном из больных с умственной отсталостью (49,0 % от общего числа больных) и больных шизофренией (30,0%). Больные с органическими психическими заболеваниями (сосудистые, посттравматические и др.) составляют - 14,1%, эпилептической болезнью и другими психическими расстройствами – 6,9%.

К больным с психическими расстройствами, находящихся в условиях учреждения психоневрологического профиля, с учетом результата интегрированного показателя, применимы различные уровни социально-медицинской адаптации: высокий, достаточный, удовлетворительный, низкий.

Уровни социально-медицинской адаптации больных свидетельствуют о неравных стартовых возможностях лиц с психическими расстройствами для интеграции в общество, о неодинаковых предпосылках для ее успешности.

Группа больных, характеризующаяся высоким уровнем социально-медицинской адаптации, при отсутствии обострений и длительности ремиссии более 5 лет, может проживать дома или в учреждениях общего типа.

Больные шизофренией и умственной отсталостью с удовлетворительным и низким интегрированным показателем социально-медицинской адаптации нуждаются не только в ежедневной психосоциальной работе со стороны персонала, но и в периодическом поддерживающем лечении с целью профилактики рецидивов основного заболевания.

В целях совершенствования работы в учреждении психоневрологического профиля целесообразно, ориентируясь на интегрированные показатели социально-медицинской адаптации, формировать однородные группы больных, что с учетом характера адаптивно-компенсаторных возможностей пациентов позволит оптимизировать формы психосоциальных воздействий и направлений реабилитации.

В социальной адаптации больных с психическими расстройствами существенное значение приобретают также такие факторы, как наличие жилья, семьи, родственников и близких людей, готовых и способных помогать сотрудникам учреждения по их социализации.

Рекомендации:

1. Для успешной социализации пациентов с хроническими психическими расстройствами необходима организация направленного образа жизни, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность в лечебно-трудовых мастерских, обучение элементарным профессиональным навыкам и грамоте, обучение общению.

2. Для развития коммуникативных навыков у инвалидов, обучения их производить покупки, пользоваться транспортом, самостоятельно выходить за пределы учреждения для посещения зрелищных и спортивных мероприятий, специалистам учреждения необходимо проводить постоянную психосоциальную работу по программе индивидуальной реабилитации.

3. В процессе реабилитации больных в Учреждениях целесообразно соблюдать следующую последовательность психосоциальных воздействий:

- первый этап реабилитации и психотерапии в психологическом аспекте это восстановительная терапия, предотвращающая формирование психического дефекта, явлений так называемого «госпитализма»;

- на втором этапе, этапе реадаптации, представляется целесообразным делать особый упор на дифференцированную трудовую терапию с обучением и переобучением больных новой профессии;

- третий этап - реабилитация в собственном смысле этого слова. Восстановление в правах, индивидуальной и общественной ценности больного.

4. В практике реабилитационной деятельности учреждения необходимо обеспечить организацию и разнообразие трудовой терапии, как в самом учреждении, так и за его пределами, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Следовательно, гипотеза подтвердилась.



Заключение

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Социальная поддержка и реабилитация инвалидов - процесс сложный и противоречивый. Инвалид нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Реабилитация больных с психическими расстройствами в условиях ПНИ является эффективной формой позволяющей расширить сферы жизнедеятельности человека, имеющего психическое расстройство, в типовых жизненных ситуациях, в трудовой и профессиональной деятельности. Клиенты получают медикаментозную терапию, трудотерапию, арттерапию, социальную помощь, с ними проводятся релаксационные занятия, индивидуальные психотерапевтические занятия, осуществляется индивидуальная работа с родственниками. Большая часть клиентов довольны условиями пребывания ПНИ.

Психоневрологические интернаты это государственные специализированные медико-социальное учреждения, предназначенные для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе. В состав интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие основную задачу по приёму и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно - производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

В психоневрологических интернатах проживают инвалиды I и II групп, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений; нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни.

Методики активной социальной работы с инвалидами зафиксированы в индивидуальной программе реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

 



Список литературы

 

1. Адаптационные технологии // Социальные технологии. Справочное пособие: Пер. с англ. - М.-Белгород, 1995.

2. Данакин А. Проблемы социальной работы в России. - М., 1994.

3. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды – дискриминируемые меньшинства? // Социологические исследования. – 1992. - №5.

4. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых людей. - М., 1996.

5. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. - М., 1997.

6. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

7. Доступная среда и возможности занятости инвалидов: итоги социологического исследования // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №4.

8. Жуков В.И. Займышев И.Г. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. - М., "Союз", 2001.

9. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. / Под ред. А.И. Зубкова, М.Б. Стуровой. - Рязань: МВД РФ, 1993.

10. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. - М.: РАГС, 2000.

11. Кодекс социального работника // Национальное объединение социальных работников. - М., 1998.

12. Коныгина М.Н. Этика социальной работы в многонациональном регионе. Программа спецкурса и методические рекомендации. - Ставрополь, 1999.

13. Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. - Ч. 3. – М., 1998.

14. Люди с ограниченными возможностями // Российская энциклопедия социальной работы. - Т.1. – М.: Институт социальной работы, 1997.

15. Медведева Г.П. Этика социальной работы. Учебное пособие для студентов. - М., 1999.

16. Пинкус А. Минахан. Практика социальной работы (форма и методы). - М., 1993.

17. Политика инвалидности: стратегии социального гражданства инвалидов // Инвалидность в контексте становления гражданского общества в России. Материалы межд.конференции 26-27 октября 2006 года. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.

18. Политика инвалидности в современной России // Социально-экономическая политика в России: приоритеты и результаты. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2004.

19. Проблемы независимой жизни инвалидов // Регионология. – 2004. - №4.

20. Проблема социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Теория и методика социальной работы. - М., 1994.

21. Развитие социальной реабилитации в России / Под ред. А.Н. Дашкина и др. - М., 2000.

22. Российская энциклопедия социальной работы. - Т. 1-3. - М., 1997.

23. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

24. Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006.

25. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д., 1998.

26. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. – 1999. - №4.

27. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. проф. Е. И. Холостова, проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001.

28. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д., 1998.

29. Социальные технологии. Толковый словарь. - М., 1995.

30. Стратификационный анализ инвалидности // Социальная стратификация: история и современность. - Сыктывкар, 1996.

31. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова и др. - Ч. 1,2. - М., 1994.

32. Технологии социальной работы с инвалидами // Лекции по технологиям социальной работы. - М.: Ин-т социальной работы, 1998.

33. Технология социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001.

34. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики.- М., 2002.

35. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993.

36. Ярская-Смирнова Е.Р., Нечаева С.М. Качество жизни инвалидов // Человеческие ресурсы. - 2004. - №4.

37. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп. Рек.УМО вузов по социальной работе. – СПб.: Питер, 2004.

38. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - Саратов: Саратовский гос.тех.университет, 2003.

39. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. Учебник. - М., 1998.

40. Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалидность и семья: ресурсы и барьеры в повседневной жизни // Государственная семейная политика. - М.: МГСУ, 2004.

 



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: