Для решения проблем подростков была создана программа, которая включила в себя групповую работу с подростками, родителями, и педагогами школы

Проводились игровые упражнения с подростками; совместные занятия для подростков и их родителей; индивидуальные беседы с родителями; беседы с подростками; разработаны методические рекомендации для родителей; педагогическое просвещение педагогов школы по проблемам профилактики нарциссического поведения подростков.

После проведения всех выше перечисленных мероприятий была проведена повторная диагностика по тем же методикам. При сравнении показателей первичной и повторной диагностики нами была прослежена положительная динамика в среднем на 6%. Значит можно сделать вывод, что программа профилактики нарциссического поведения подростков эффективна, что подтверждает цель и задачи дипломного исследования.



Заключение

Тема нашей дипломной работы: «Социально-педагогическая профилактика нарциссического поведения подростков». Цель нашей работы, выяснить каковы основные направления социально-педагогической профилактики нарциссического поведения подростков. Данной цели мы достигли, выполнив следующие задачи: во-первых, проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; во-вторых, выявили основные проблемы подростков с нарциссическим отклонением в поведении; в-третьих, составили программу профилактической работы социального педагога по решению проблем подростков со склонностью к нарциссическому поведению.

В нашей работе мы обратили внимание на психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста и пришли к выводу, что развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?». Перестройка самосознания связана не только с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

Рассмотрели понятие «Нарциссическое поведение», выявили факторы, приводящие к нему, и в чем оно проявляется. Основным фактором, влияющим на нарциссическое поведение подростков, является провоцирующие поведение родителей. Именно родители дают установку подростку на то или иное поведение. Нарциссическое поведение у подростков выражается в завышенной самооценке, отсутствии эмпатии, вызывающем поведении.

Охарактеризовали работу социального педагога по профилактики нарциссического поведения подростков и пришли к выводу, что индивидуальный подход к воспитанию подростков основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста – необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной самостоятельной личности. Социальный педагог оказывает помощь подросткам в виде индивидуальных путей выражения и утверждения себя. Социальному педагогу очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.

Разработали ситуацию экспериментального исследования поведения подростков и пришли к выводу, что, проводя эксперименты, используя различные методики, можно увидеть, что подростки сталкиваются с множеством проблем. Источником этих проблем выступает недостаточная развитость у них оценочных способностей: неадекватная самооценка, неумение видеть у себя конкретные недостатки, а отсюда – незнание того, как от них избавиться. Роль социального педагога - помочь подросткам избавиться от этих недостатков. И, сталкиваясь с проявлениями нарциссического поведения, педагоги нередко испытывают желание осудить, подавить, запретить, объясняя такое поведение негативным влиянием массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.

Работа с данной категорией детей и подростков требует комплексного подхода и участия в этом процессе семьи, школы.

Для решения проблем перечисленных выше была разработана программа социально-педагогической профилактики нарциссического поведения подростков. У подростков выявлялись проблемы по следующим показателям: наличие критериев нарциссического поведения, характер отклонений в поведении; уровень самооценки; обидчивость; развитие уровня эмпатии. Диагностика родителей, т.к. они провоцируют нарциссическое поведение подростков. Программа профилактики нарциссического поведения подростков включила в себя три блока: работа с подростками; работа с родителями; работа с педагогами школы. В рамках первого блока проводились занятия, игровые упражнения, беседы для решения выявленных проблем. В рамках второго блока - педагогическое просвещение родителей, совместные игровые упражнения родителей и детей, индивидуальные беседы с родителями. В рамках третьего блока - педагогическое просвещение педагогов школы по проблемам профилактики нарциссического поведения подростков. Эффективность программы была проверена экспериментально. Таким образом, цель и задачи дипломной работы доказаны.

 


Библиография

 

1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». – М., 1998.

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001.

3. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. 3-е изд. - Мн.: Университетское, 2002.

4. Выготский Л.С. Собр. сочинений в 6 томах. – М., 1984

5. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч. т.4. – М., 1984.

6. Выготский Л.С. Педология подростка. \\Там же.

7. Загвязинский В.И. Методология и методика пед. исследований. – Тюмень, 1976.

8. Грищенко А.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся.: Учеб. пособие.- Свердл. инж.- пед. ин-т, 1987.

9. Губарьков С.В. Эффективный преподаватель: Методическое пособие для преподавателей. – Тверь: УМЦ ЦБ, 1999.

10. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: Пути развития // Вопросы психологии. – М.: Прогресс, 1992.

11. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1984.

12. История зарубежной психологии. 30-е - 60-е годы ХХ века. Под ред. П.Я. Гальперина. – М., 1986.

13. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

14. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. – М. «Академпроект», 2000.

15. Кузьмина Н.В. Очерки о психологии труда учителя. – Л.: Квантор, 1987.

16. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998.

17. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

18. Методологические проблемы развития педагогической науки. – М.: Педагогика. 1985.

19. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2001.

20. Микляева А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

21. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки преподавателей / Под ред. Ю.Н. Куюткина, Т.С. Сухивской. – М.: Мир, 1981.

22. Моисеев А.М. Повышение педагогического мастерства учителей в условиях реформы школы // Совершенствование подготовки учителей к реализации реформы школы. М.: Прогресс, 1986.

23. Мустафаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

24. Мындыкану В.М. Коммуникативные умения учителя. – Кишинев: Лидэ, 1987.

25. Мындыкану В.М. Лидер контакта и контакты лидера. // Вестник высшей школы. – 1987. – № 12.

26. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000.

27. Никитина Л.Е. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1 – 2001.

28. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе.-2-е изд.-М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003

29. Образование в современном мире. – М.: Мир, 1986.

30. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

31. Психология подростка. Практикум, тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

32. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.Ф. Ломова и др.; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1983.

33. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально - педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: Учебное пособие // Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

34. Сикорский И.А. О детях, трудных в воспитательном отношении. – М., 2003.

35. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

36. Сорока-Росинский В.Н. Трудновоспитуемые.// Педагогические сочинения. – М., 1991.

37. Социологический энциклопедический словарь. /под ред. Осипова Г.В. М., 1998.

38. Сухомлинский В.А. Трудные дети.// Избранные произведения: в 5 т. – Киев, 1980.

39. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Педагогика, 1975.

40. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. // Избр. пед. сочинения в 2 т. Т.1. – М.: Наука, 1976.

41. Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антологии // Избр. пед соч. в 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1976.

42. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. – М., 1980.

43. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П.Я. Гальперина. – М., 1980.

44. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие. – М.: Наука, 1988.

45. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

46. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Учебное пособие. – Пермь: Хорда, 1971.

47. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.- М.: Айрис-пресс, 2004.

48. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.

49. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! / Пер. с англ. – СПб.: Питер Пресс, 1997.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

АНКЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

 

1. Фамилия Имя

2. Как ты думаешь, твои способности могут оценить:

а) все люди,

б) особо одаренные люди,

в) и те и другие.

3. Как ты думаешь, твои сверстники должны относиться к тебе:

а) как ко всем,

б) как к особому человеку,

в) когда как.

4. Ты предпочитаешь, когда в личных отношениях:

а) больше внимания уделяешь ты,

б) больше внимания уделяют тебе,

в) и то и другое.

5. Ты предпочитаешь, когда:

а) больше сопереживают тебе,

б) больше сопереживаешь ты,

в) и то и другое.

6. Как ты думаешь, своей цели нужно добиваться:

а) любыми путями,

б) только допустимыми способами,

в) когда как.

7. Что для тебя важней:

а) собственные достижения,

б) достижения других,

в) и то и другое.

8. Как ты думаешь

а) тобой должны восхищаться,

б) относиться к тебе как ко всем,

в) когда как.

9. Как ты думаешь

а) тебя в будущем ждет особый успех,

б) успех будет зависеть от твоих возможностей,

в) ты не ждешь успеха.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

 

Диагностический лист заполняется классным руководителем, как экспертом оценки уровня социального развития подростка.

Оцените степень выраженности данных качеств по пятибалльной системе. Причем, 5 баллов - высокая степень проявления, 1 - низкая, 3 балла - средняя степень их проявления.

q Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

q Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

q Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.

q Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

q Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать норы коллективной жизни.

q Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

q Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

q Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии.

q Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

q Культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

q Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

Оценка результатов (подсчитывается средний арифметический балл, показывающий соотношение уровней социального развития):

1 - 2,5 балла - социально запущенные дети.

2,6 - 3,6 балла - педагогически запущенные дети.

3,6 - 5 баллов благополучные учащиеся.

Социальная запущенность подростков характеризуется активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллектива, затруднением в способности оценивать себя и других, что соответствует нарциссическому отклонению в поведении.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШЕЙ САМООЦЕНКИ

 

1. Я часто волнуюсь понапрасну.

2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3. Я боюсь выглядеть глупцом.

4. Я беспокоюсь за свое будущее.

5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6. Как жаль, что многие не понимают меня.

7. Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми.

8. Люди ждут от меня очень многого.

9. Чувствую себя скованным.

10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.

11.Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

12.Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13.Я не чувствую себя в безопасности.

14.Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15.Люди не особенно интересуются моими достижениями.

КЛЮЧ:

очень часто – 4 балла

часто – 3 балла

иногда – 2 балла

редко – 1 балл

никогда — 0 баллов

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям и подсчитать сумму.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства (типичный представитель нарциссической личности). Если сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете. Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

 

Тест «ОБИДЧИВЫ ЛИ ВЫ?»

 

Чтобы это узнать, следует искренне и точно ответить на вопросы предлагаемого теста. В случае если вы сомневаетесь, ответьте «не знаю» и «бывает по-разному».

1.Легко ли вам испортить настроение?

2.Долго ли вы помните обиду и обидчика?

3.Долго ли вы переживаете мелкие неприятности (чей-то недоброжелательный взгляд, едкое замечание)?

4.Долго ли можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?

5.Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?

6.Способны ли вы длительное время анализировать свои переживания, чувства, поступки?

7.Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

8.Часто ли вам снятся кошмары?

9.Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других?

10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?

11. Бывает ли так, что во время спора у вас заметно меняется тембр голоса и проявляются обычно не свойственные вам низкие или высокие тона?

12. Легко ли вывести вас из себя?

13. Даже вкусная еда не способна исправить ваше испорченное настроение?

14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?

Подсчитайте ваши баллы.

Каждый ответ «да» - 0 баллов, «не знаю» - 1 балл, «нет» - 2 балла.

От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации. Кое-кто считает вас «непробиваемым». Иногда вам завидуют, иногда - обсуждают - не обращайте на это внимания.

От 17 до 22 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немало горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у вас случаются конфликты. Всегда помните поговорку: «В реке обиды брода нет».

От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в вашем характере. Необходимо заняться самовоспитанием. И чем меньше у вас количество набранных баллов, тем скорее к этому следует приступить.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМПАТИИ

 

Необходимо оценить каждое утверждение по пятибалльной шкале следующим образом:

1 - никогда;

2 - иногда;

3 - часто;

4 - почти всегда;

5 - всегда.

1.Взрослых детей раздражает забота родителей.

2.Черезмерную раздражительность и несправедливые упреки больных людей надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

3.Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

4.Когда я в детстве слушал горькую историю, на глаза сами собой наворачивались слезы.

5.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

6.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

7.Я всегда все прощаю родителям, даже если они не правы.

8.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, что это происходит как будто со мной.

9.Родители относятся к своим детям справедливо.

10.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

11.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

12.В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

13.Иногда, глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

14.Младшие по возрасту дети ходят за мной попятам.

15.При виде покалеченного животного я стараюсь хоть чем-то помочь ему.

16.Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

17.Младшим нравится, когда я предлагаю им занятие или игру.

18.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

При обработке результатов тестирования подсчитывается сумма баллов по всем вопросам.

Меньше 37 баллов - низкий уровень развития эмпатии, что соответствует нарциссическому отклонению в поведении.

От 37 - 62 баллов - средний уровень развития эмпатии.

Больше 62 баллов - высокий уровень развития эмпатии.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1.Ф. И. О.

2.Как вы считаете, ваш ребенок особо талантливый:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3.Как вы думаете, способности вашего ребенка могут оценить:

а) все люди;

б) особо одаренные люди;

в) и те и другие.

4.Как вы думаете, ваш ребенок может дружить:

а) с обычными ребятами;

б) только с особо одаренными;

в) и с теми и с другими.

5.Как вы считаете вашим ребенком:

а) должны восхищаться;

б) относиться, как ко всем;

в) когда как.

6.Как вы думаете в будущем вашего ребенка:

а) ждет особый успех;

б) успех будет зависеть от возможностей;

в) не достигнет успеха.

7.Вы запрещаете вашему ребенку дружить с кем-то, потому что считаете его не подходящей компанией:

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

8.Вы хотите, чтобы ваш ребенок был идеальным:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

9.Просите ли вашего ребенка демонстрировать свои способности знакомым:

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «А ЧТО ОНИ ОБО МНЕ ДУМАЮТ?»

 

Цель занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Ход занятия:

Обсуждение. В каких ситуациях людей начинает беспокоить вопрос: «А что они обо мне думают?». По ходу обсуждения на доске фиксируются наиболее типичные ответы по принципу «Копилки ситуаций».

Что происходит с человеком, когда он попадает в такие ситуации? Что он при этом чувствует? Судя по нашим собственным впечатлениям, человек старается контролировать свои действия, что увеличивает его напряжение, вызывает страх выглядеть смешным и т.д. В результате человек не чувствует себя свободным.

Упражнение «Гримаса»

Для большинства подростков это упражнение очень сложно, поэтому социальному педагогу стоит принять в нем самое активное участие и гримасничать чуть ли не больше всех.

Один из подростков, сидя на своем месте, показывает смешную гримасу. Остальные по команде «три - четыре» копируют ее как можно точнее.

В усложненном варианте гримаса «отправляется» одним из подростков своему соседу по парте, сосед передает ее дальше по цепочке, и так до тех пор, пока гримаса не возвращается к автору.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

 

ЗАНЯТИЕ «СТРАХ ОЦЕНКИ»

 

Цель занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Ход занятия:

В качестве разминки перед занятием очень хорошо подходит широко известное упражнение «Крокодил». Кто-то из ребят загадывает какой-то предмет и показывает его с помощью поз и жестов. Остальные должны догадаться, что загадано. Желательно, чтобы в игре в качестве водящего принял участие каждый. По окончании разминки обсуждаются трудности, с которыми «некоторые люди» могут столкнуться в этой игре. Оказывается, это во многом страх оценки, который мешает и сковывает. Попробуй его преодолеть!

Упражнение «Клоун»

Работа проходит в парах. Каждая пара получает карточку, на которой написана известная фраза. Нужно по команде ведущего «три-четыре» хором повторить эту фразу с глупым лицом, смешными интонациями и движениями. Ведущий и тут оказывает подросткам всяческую поддержку.

Задача тех, кто временно не в центре внимания - пристально следить за одним из говорящих, потому что на втором этапе упражнения все остальные так же, по команде ведущего, должны скопировать поведение кого-то из пары водящих.

Обсуждение итогов упражнения показывает, что в смешные ситуации попадают все люди без исключения, даже самые «крутые». У каждого человека есть свои способы справиться с неловкостью. Кто-то уходит из этой ситуации, кто-то переводит ее в шутку и т.д. Еще несколько способов справиться с собой могут предложить сами ребята.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

 

ЗАНЯТИЕ «ОБИДА»

 

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

q Определение понятий обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.

Ход занятия:

Обсуждение. Когда люди обижаются друг на друга? За что? Если записать ответы подростков на доске, становится очевидным, что названные кем-то одним ситуации обидны для многих, они универсальны.

Если предложить ребятам на несколько минут «превратиться в психоаналитиков, то есть попытаться ответить на вопрос «Почему мы обижаемся?», они после довольно длительных размышлений приходят к выводу о том, что обида представляет собой плод нашего сравнения ожидаемого и реального поведения другого человека.

Эти размышления очень эффективно поддерживаются (а в некоторых случаях и провоцируются) историями из жизни «одной девочки» или «одного мальчика».

Упражнение «Геометрия обиды»

Первый этап упражнения представляет собой разновидность «Ассоциаций». Ребятам предлагают вопросы типа: «Если обида - это посуда, то какая?», «а если одежда?», «а если знак препинания?» и т.д., заканчивается обсуждение вопросами о «цвете» обиды и ее соотнесении с геометрическими фигурами. Последние вопросы задаются всем без исключения.

На втором этапе нужно изобразить конкретную обиду (подписав ее), используя только тот цвет и только те геометрические фигуры, которые были названы.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

 

ЗАНЯТИЕ «КАК ПРОСТИТЬ ОБИДУ»

 

Цель занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможности ее разрядки.

Ход занятия.

Обсуждение. Бывает ли так, что одна и та же ситуация одного человека обижает, а другого - нет? Можно ли привести такие примеры из жизни?

Психоанализ обиды показывает, что если вас задели, обратите внимание на больные точки своей души, а не на обидчика. Эту закономерность иллюстрирует известный афоризм: «Слабые не умеют прощать; способность прощать - качество, присущее сильным».

Упражнение «Письмо обидчику»

Попытаемся простить кого-то из своих обидчиков, неважно, кто это: мама, лучшая подруга или случайная бабушка, которая кричала на тебя в троллейбусе. Для этого мы напишем своему обидчику письмо. В нем, конечно, мы сперва скажем этому человеку все, что мы про него думаем, а потом попытаемся оправдать и простить его. И не забудем это тоже упомянуть в своем письме.

Если у кого-то из подростков возникают трудности, ему необходимо помочь «повертеть» выбранную им ситуацию, посмотреть на нее с разных сторон.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

 

ЧТО ТАКОЕ ЭМПАТИЯ?

 

Цель занятия для специалистов:

q Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Ход занятия.

Обсуждение. С помощью чего люди могут понимать друг друга? Зачем нужна эмпатия? Поскольку этот термин всем в классе незнаком, можно устроить «догадалки», зачитав стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла», одно название которого вдохновляет ребят на внимательное слушание:

 

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я, бессонница мучит меня!».

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка: «В конце концов

Осталась я в мире одна, без птенцов!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Плакала мышка: «Беда, беда!

Мышиную норку разгрызла сова!»

Козел не ответил, он только жевал

Казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок,

Что все их несчастья - так пустячок.

Что в целой вселенной нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла.

 

К своему несчастью, козел не умел сочувствовать другим. Эмпатия - это умение понимать состояние другого человека. Без нее невозможно строить бесконфликтное, «эффективное» общение.

Упражнение «Мигалка»

Для этого упражнения надо организовать круг из стульев, которых ровно в два раза меньше, чем участников. Играющих должно быть четное количество, поэтому в некоторых случаях ведущий, объяснив правила, сам становится игроком.

Половина ребят рассаживается на стулья, остальные встают за их спинками. Один стул остается пустым. Это потому, что водящий стоит в середине круга. Тот, кто стоит за пустым стулом, должен переманить к себе кого-то из сидящих без слов, только мимикой и жестами. Задача водящего - уловить момент «переманивания» и занять освобождающийся стул.

После 7 - 8 минут игры сидящие и стоящие меняются местами.

Побывав во всех трех ролях - водящего, переманивающего и переманиваемого, - ребята формулируют свои представления о том, зачем нужно уметь понимать состояние другого человека и какие трудности им удалось заметить во время игры. И почему в игре мы не использовали слова? Задача ведущего - организовать обсуждение.


ПРИДОЖЕНИЕ № 12

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЭМПАТИЮ

 

Цель занятия для специалистов:

q Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моментах межличностного взаимодействия.

Ход занятия.

Упражнение «Кто сказал мяу»

Каждый по очереди выходит к доске и поворачивается к классу спиной. Ведущий показывает на кого-то из сидящих рукой. Тот говорит «мяу». Водящий, стоящий у доски, угадывает, кто сказал «мяу». На это есть три попытки. По желанию водящего игру можно повторить еще один раз.

Всегда ли удается по голосу определить, кто это говорит? Помогли ли знакомые интонации? Очень часто бывает так, что именно они и помогают.

Упражнение «Кто дотронулся?»

Упражнение организуется аналогично описанному выше. Немного изменяется только его содержательная сторона. Один подросток стоит спиной к остальным. Тот, на кого показал ведущий, подходит и трогает водящего за плечо. Удается ли угадать, кто дотронулся - мальчик или девочка? Высший пилотаж - назвать имя того, кто дотрагивался.

В процессе этих упражнений задача ведущего - постоянно обращать отгадывающего к тому, каким образом ему удалось дать правильный ответ, формулировать «эмпирические закономерности» происходящего. Можно рассматривать эти упражнения как эксперимент над самим собой.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

 

БЕСЕДА «ТОВАРИЩЕСТВО И ДОБРОТА»

 

ХОД БЕСЕДЫ

Рассказав подросткам, какой теме посвящается беседа, социальный педагог спрашивает:

- Как вы понимаете, слово «товарищество», в чем, по-вашему, оно проявляется?

После того как выскажутся многие учащиеся, надо сделать обобщенный вывод: товарищество - это стремление находится в коллективе, вместе с товарищами; это и подчинение уполномоченным коллектива, и стремление не подвести своих одноклассников; это и добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам, и дружеское отношение между мальчиками и девочками.

Затем следует обсуждение названных подростками форм проявления товарищества на конкретных примерах. Социальный педагог, предоставив ребятам достаточную самостоятельность в высказываниях, как бы подводит итог:

- Если человек смолоду не научился верности и дружбе, то в зрелые годы ему трудно будет восполнить этот пробел. Жизнь класса станет более интересной и содержательной, если вы будете дружить, помогать друг другу и выполнять решения коллектива. Успех выполнения намеченных задач сообща, результаты коллективной деятельности во многом зависят от организованности и сплоченности вашего класса, личной ответственности каждого за общее дело, от активного участия в ней всех вас. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Важно обратить внимание ребят на то, что только у доброго, деликатного, умеющего прощать человека могут быть настоящие друзья.

Взаимопомощь - одна из важнейших черт товарищества. Настоящий друг никогда не оставит товарища в беде. Но бывает и так, что подлинная помощь подменяется суррогатом: друг дает списать задание, подсказывает, выгораживает провинившегося товарища и т.д. Это не помощь, это обман. Ребята отучаются всерьез заниматься, ленятся, а товарищи поощряют это безделье. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

- Итак, мы с вами уже говорили о том, что только у доброго, деликатного человека могут быть настоящие друзья. А что такое доброта? Как она проявляется? Доброта проявляется в дружелюбном отношении друг к другу; в заботливом отношении к младшим, в привычке всем делиться с товарищами, в любви к животным.

Человек с детства спрашивает себя и других: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Способность ощущать печаль другого - одно из свойств настоящего человека. Но важно научиться не только сочувствовать окружающим людям, переживающим какую-либо беду, неприятности, но и жить радостью, удачей, счастьем других. «Разделенное горе - половина горя, разделенная радость - двойная радость» - говорит русская пословица. Если мы не научимся радоваться за других, в душе может родиться зависть - серьезнейший недостаток.

Постоянную помощь следует оказывать вашим родителям, родным: убирать квартиру, покупать продукты, мыть посуду, чистить одежду, обувь, принимать участие в приготовлении обеда, сервировке стола. Когда родители приходят с работы, нужно заканчивать шумные игры, приглушать магнитофон или телевизор, хорошо помочь маме или бабушке снять пальто, подать домашние туфли, взять тяжелую сумку и т.д.

В семье, где несколько детей, надо заботится о младших братьях и сестрах: читать им книги, рассказывать сказки, разучивать с ними стихи, песни, следить, чтобы их внешний вид всегда был опрятным, и т.д.

В конце беседы даются задания для самостоятельной работы:

q запомнить формы проявления товарищества и доброты;

q следить за своими поступками с позиции этих нравственных категорий, контролировать себя и давать оценку своим поступкам.

На следующем занятии или дома ребята оценивают уровень развития данных качеств у одноклассников (перед этим следует еще раз напомнить подросткам критерии оценки объективности).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 14

 

БЕСЕДА «УВАЖКНИЕ К СТАРШИМ»

 

ХОД БЕСЕДЫ

В начале беседы следует спросить у школьников, что они понимают под словом «уважение»? После непродолжительного выслушивания разных ответов социальный педагог завершает обсуждение обобщающим выводом.

Уважение - чувство почтения, отношение, основанное на признание чьих-либо достоинств, заслуг, высоких качеств. В особом внимании, глубоком уважении нуждаются люди старшего поколения (бабушки, дедушки, старики, старушки, люди пожилого возраста).

Будущее человека в очень большой степени зависит от того, как он ведет себя в семье, потому что именно в семье он учится великой науке человеческого общения. Берегите своих мам, пап, бабушек, дедушек - это самые близкие вам люди. Помните - это люди, которые живут для вас. Да, с того самого момента, когда вы появились на свет, вы стали главной целью их жизни. Ваше здоровье, ваши успехи для них важнее собственного здоровья и собственных успехов. Поймите это и именно с таких позиций подходите к тем требованиям, которые предъявляют вам старшие близкие люди.

В конце беседы необходимо выяснить в форме непринужденного разговора, как подростки поняли и усвоили, что такое уважение к старшим, в чем оно должно проявляться.

Затем можно предложить им оценить уровень сформированности данного качества у одноклассников.

Задание:

q запомнить, в чем проявляется уважение к старшим;

q стараться относится к старшим с тех позиций, о которых сегодня говорилось.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ЗНАЧИТ Я ПОДРОСТОК»

 

Цель занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками и их родителями происходящих изменений в подростковом возрасте.

Ход занятия

Выработка правил работы.

Довольно удобно начать выработку правил с упражнения «Интервью».

Родители и взрослые делятся на пары, по очереди становясь «журналистом» и «звездой». «Журналист» берет интервью у «звезды» по плану, зафиксированному в тетради. При этом ответы «звезды» фиксируются в тетради. По окончании обоих интервью подростки и их родители по очереди представляют свою «звезду».

q Как зовут звезду?

q Каковы впечатления звезды от прошлого лета?

q Что звезда думает о подростковом возрасте? (Ответы на этот вопрос в ходе последующего обсуждения фиксируются на доске).

В обсуждении выясняется, что неприятно, когда посмеиваются, вставляют едкие замечания, а еще не хочется отвечать на вопросы искренне, потому что не сейчас, так потом кто-нибудь припомнит.

Но для нашего занятия очень важно, чтобы все могли свободно выражать свое мнение! Поэтому нужно установит правила работы, например:

q Конфиденциальность (это сложное слово означает, что мы договариваемся не обсуждать за стенами класса то, что мы делали на занятии).

q Уважать того, кто говорит, не перебивать его.

q Нельзя никого критиковать, осмеивать, обзывать, потому что это очень неприятно и т.д.

Правила вырабатываются в обсуждении. Если кто-то не согласен с правилом, он должен это мотивировать. Может найтись человек, который будет против любого правила. С ним не грех проиграть сценки соответствующего содержания, сделав его главным героем. Это обычно помогает преодолеть негативизм.

Теперь работать станет приятнее. Если у кого-то за время «интервью» накопились негативные чувства, можно, «взвесив на ладони», выбросить из класса со вздохом облегчения: «Ух!».

После принятия правил на ведущего ложится сложная задача - следить за их соблюдением.

Обсуждение. Подростки, это ребята которым больше 10 лет, но меньше 15. Нередко можно услышать словосочетание «подростковый кризис». Что оно означает?

Как правило, перечисляется множество проявлений этого периода, но в чем их психологическая суть? Можно предложить на несколько минут превратиться в «психоаналитика» и попробовать «заглянуть в душу»: родителям в душу подростка; подросткам в душу их ровеснику, который ссорится с мамой из-за того, что она не пускает гулять, обижается на учительницу за несправедливую оценку и т.д. Важно увидеть, что за «кризисным поведением» стоят эмоции и чувства человека, которые ему не удается ни сдержать, ни выразить необидным для других способом.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

 

СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ

 

1.Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности в обществе?

2.Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.

3.Оценивайте уровень развития ребенка.

4.Избегайте длинных объяснений и бесед.

5.Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении.

6.Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

q уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

q понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;

q интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

q уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

q привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

q умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 17

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ ПОДРОСТКА

 

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2.Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.

3.Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.

4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.

5.Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

6.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь, таким образом, еще больших «побед».

7.Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу!». Я не имею этого в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

8.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».

9.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжить использовать вас в качестве прислуги.

10.Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.

11.Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

12.Не пытайтесь осудить мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

13.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

14.Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки.

15.Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

16.Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

17.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

18.Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

19.Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

20.Не провоцируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих - невпроворот.

21.Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую - отвергаем. Не торгуйте святым чувством.

22.Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

23.Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.

24.В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу тем же.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 18

 

НАРЦИССИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА

 

Нарциссическое поведение у подростков сопровождается сильно выраженным чувством зависти к любому человеку, занимающимся тем же видом деятельности, в данном случае это касается, в первую очередь, учебы, спорта и т.д. Нарциссическое восприятие мира характеризуется тем, что другие люди воспринимаются не как самостоятельно существующие центры собственной активности, а как часть самой нарциссической личности. Такое восприятие свойственно человеку в раннем детстве (первые месяцы жизни), когда окружающая действительность, родители не воспринимаются еще как самостоятельно существующие (первичный нарциссизм). В дальнейшем наступает постепенное раздвоение субъекта и объекта и «симбиотическая» фаза развития заканчивается. Мать обычно дольше всего воспринимается нарциссически, как «часть себя».

Для развития ребенка характерно, что возникновение понимания своей «отдельности» сопровождается защитной реакцией, которая заключается в формировании грандиозного образа самого себя (сэлф), и идеализацией образа родителей. Если все происходит нормально, грандиозный сэлф корригируется самопроверкой, самооценкой. Большое значение здесь имеют межличностные отношения, развитие эмпатии, способность к юмористическому отношению к самому себе. Швейцарский психолог А.Миллер в качестве признаков «здорового нарциссизма» у детей выделяет: успешное отделение субъекта от объекта, возможность двойственной – положительной и отрицательной – оценки; любовь к другим оказывается возможной, когда ребенок любим матерью как самостоятельное существо; стремление ребенка к автономии, которое не рассматривается отрицательно родителями.

В случаях неправильного воспитания, когда ребенок не развивает к матери чувства доверия, грандиозный сэлф продолжает существовать в качестве защиты, что может сохраняться и в подростковом, а в дальнейшем и зрелом возрасте, приводя к формированию нарциссического поведения, которое может оказаться деструктивным для гармоничного развития личности.

Согласно Кернбергу (1975), имеются специфические условия, которые способствуют развитию нарциссического поведения. К ним относятся:

3. нарциссическая эксплуатация ребенка со стороны матери;

4. объективные необычно высокие качества ребенка.

Рассмотрим более подробно эти два фактора.

1. Матери будущих лиц с нарциссическим поведением проявляют часто агрессивность к детям, они недостаточно чутки к ним, характеризуются эмоциональной холодностью, как бы отталкивают детей от себя. Эти особенности отношения к детям не случайны, а связаны с нарциссизмом самих матерей. Нарциссизм матери приводит к возникновению напряжения у ребенка: у него отсутствует чувство «нужности», чувство, что его любят.

Нарциссические матери, согласно Кернбергу, «нарциссически эксплуатируют детей», что выражается в требованиях быть «идеальными», «особыми», демонстрировать свои способности знакомым, удовлетворяя этим собственные потребности в самоутверждении. Последствием такого поведения является воспитание у ребенка чувства «исключительности», которое затем становится ядром будущего грандиозного сэлф.

2. Нарциссические личности в детском возрасте очень часто действительно одаренные, талантливые или обращают на себя внимание физическими данными, например, красотой. Эти положительные качества находятся в центре внимания родителей, они постоянно подчеркиваются перед окружающими. У ребенка воспитывается, таким образом, также чувство исключительности, необычного таланта, превосходства перед сверстниками, т.е. формируется грандиозный сэлф.

В наших наблюдениях лиц с нарциссическим поведением мы, как правило, устанавливали воспитание «на лидерство» или престижное воспитание. Детям внушали их отличие от других, заключающееся в определенном (объективно имеющемся) таланте, например, в области творчества: рисование, поэзия, музыкальные способности. Часто повторялись фразы, которые дети запоминали на всю жизнь: «Ты не имеешь права дружить с другими детьми, ты этим загубишь свой талант»; «Все эти развлечения, игры для обычных детей, они ничего в жизни не добьются, а у тебя особый дар, и ты не должен (должна) его потерять»; «В нашей семье по мужской (женской) линии все были известными людьми, а ты так похож (похожа) на своего талантливого деда!».

Различные трудные ситуации, с которыми приходится встречаться ребенку, приводят к тому, что реальное представление о себе (реальный сэлф) задерживается в развитии или регрессирует, фрагментируется; вместо реального сэлф возникает комплекс грандиозности, представление о себе в рамках необычных возможностей, красоты, силы (идеальный сэлф), что является компенсацией, защитной реакцией на свои недостатки, неспособность справляться с трудностями. Кроме того, возникает представление об идеальных родителях – всемогущих, всезнающих, всепонимающих, необычайно талантливых и т.д. Из этих трех структур – регрессированного недоразвитого реального сэлф, идеального сэлф и идеального образа родителей – формируется нарциссический грандиозный сэлф.

Ребенок защищается от стрессов таким образом, что отождествляет себя с подобной внутренней структурой, какой является грандиозный сэлф; нарциссическая личность воспринимает себя совершенной, и это чувство помогает ей переносить многие трудности в реальной жизни. Начиная с детского возраста, человек живет в мире иллюзий, мечтаний, фантазий о своей исключительности, непогрешимости, необходимости раскрыть свой талант и т. п.

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: