Салонный бизнес – это новый вид деятельности, который находится на стадии развития. Именно поэтому еще практически нет литературы, посвященной этому бизнесу. Следовательно, информацию по состоянию салонов на сегодняшний день мы брали с различных Интернет сайтов (www.newsalon.ru, www.intercharm.ru, www.girlsclub.ru), которых оказалось ограниченное количество, так как часто информация дублируется с одного сайта на другой.
Для того чтобы понять, что такое салон красоты, мы первоначально проанализировали значения этих двух слов в толковых словарях русского языка [Популярная художественная энциклопедия 1986, Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля 2004, Большая советская энциклопедия 1981, Новый словарь русского языка 2000, Российский энциклопедический словарь 2006, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 2006 и др.]. Значение слова «салон» сводиться к трем значениям: 1) гостиная, комната для приёмов, 2) литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме, 3) магазин художественных изделий. То есть можно сказать, что салон – это, прежде всего, красиво убранное помещение, где происходят встречи людей. «Красота» определяется как нечто прекрасное, совершенное. Соединив эти два понятия, дословно салон красоты можно определить, как место, где люди встречаются с красотой.
|
|
На основании проанализированных материалов с сайтов www.newsalon.ru, www.intercharm.net, www.girlsclub.ru, мы дадим характеристику салонов, их состояние и виды.
В настоящее время салон красоты - это и бизнес, и место отдыха, и комплексное средство ухода за внешностью, и медицинская помощь телу.
Структура салонного бизнеса в последнее время значительно изменилась. Салоны увеличиваются в размере. В них становится все больше видов услуг, в том числе медицинских, позволяющих не только привести в порядок внешний вид, но и радикально бороться с главными проблемами клиентов - старением кожи, возрастными изменениями фигуры, выпадением волос, целлюлитом и даже с усталостью и стрессами. Так, лет 5-10 назад в салонах красоты предлагали в основном парикмахерские услуги, маникюр, педикюр и какие-нибудь легкие манипуляции с лицом. Сегодня рынок изобилует новыми предложениями: всевозможные косметологические процедуры, направленные на омоложение лица, на коррекцию фигуры.
Росту числа салонов красоты способствует то обстоятельство, что в обществе стало неприличным появляться неопрятным и неухоженным. До четверти сегодняшних клиентов салонов составляют непривычные ранее посетители - мужчины, озадаченные борьбой с выпадением волос, «пивным брюшком» и хронической усталостью. В салоны потянулась и молодежь, стремящаяся привести в порядок проблемную кожу переходного возраста. Клиенты пришли к пониманию, что домашний уход по эффективности не идет ни в какое сравнение с салонными процедурами, к тому же в салоне экономится время, силы и добавляются положительные эмоции от общения.
|
|
Салоны красоты - бизнес не только красивый, но и быстрорастущий. Хотя, по данным сайта www.intercharm.net, столичный рынок развивается намного быстрее, чем сибирский (в Новосибирске, Красноярске и Омске открывается не более 5-6 салон в год, в то время как в Москве 2-3 еженедельно), у сибирского рынка намного больше перспектив, так как конкуренция значительно меньше, чем в столичных городах. Столичный рынок красоты, в отличие от малоактивного сибирского, находится в стадии интенсивного роста. Помимо увеличения количества заведений бьюти-индустрии там прослеживается еще одна тенденция — специализация по приоритетному направлению: SPA, ногтевые студии, имидж -, визаж – салоны.
На сибирском рынке специализация — редкость. Главная причина — несформированный потребительский спрос, отсутствие культуры посещения узкоспециализированных заведений. Пока здесь по-прежнему выгоднее оказывать комплексные услуги.
По данным сайта www.intercharm.net, столичный рынок наполнен сетями. Наиболее крупные — «Персона», «Мысин Студио», «Аида», «Александр Тодчук Studio» — включают от 5 до 15 салонов. Специалисты считают, что в ближайшем будущем сетевой бьюти-бизнес в Москве будет только прогрессировать. Основной аргумент в пользу его развития — экономия издержек за счет того, что бренд уже известен и есть возможность дублировать отлаженные технологии. В Сибири у салонного бизнеса нет ярко выраженной сетевой ориентации. Даже если отдельные салоны принадлежат одному лицу, они имеют разный формат и стиль.
Даже при таком аморфном состоянии рынка в Сибири его услуги все же эволюционируют. В недавнем прошлом ажиотаж у потребителей вызывали относительно простые процедуры: различные косметические маски, пилинги, наращивание ногтей. Сейчас заметен сдвиг в сторону более технологичных услуг.
Проанализировав материалы сайта www.girlsclub.ru, можно сделать вывод, что высокий спрос вызывают именно процедуры омоложения, поскольку с возрастом состояние кожи ценится все выше. Потребители этой услуги — в основном состоятельные женщины — готовы платить за процедуры, дающие долговременный эффект. При этом в Сибири не сформирована культура профилактического косметического ухода. Сибирские женщины начинают уделять все больше внимания процедурам релаксации. Мир современной деловой женщины — это мир постоянных стрессов. Закономерно, что в моду входят SPA-процедуры — эффективные методики снятия напряжения.
На сайте www.newsalon.ru владельцы сибирских салонов красоты констатируют, что конкуренция на этом рынке при его разреженности и невысоком спросе отсутствует. При выборе салона большинство клиентов ориентируется на территориальную близость. Другой важный фактор - личность мастера. Если уровень его профессионализма устраивает клиента, то при смене мастером места работы около 20% клиентов уйдут вместе с ним. При открытии нового салона мастер обеспечивает его загрузку, приводя наработанную клиентскую базу. На репутацию и бренд салона обращают внимание только в элитном сегменте: посещение престижного заведения лишний раз подтверждает высокое положение на социальной лестнице.
Но все же есть определенные требования, предъявляемые к организациям, оказывающим парикмахерские услуги, Министерством экономического развития и торговли РФ [www.newsalon.ru]. И в соответствии с этими требованиями все салоны делятся на несколько видов.
|
|
Таблица
Вид | Парикмахерская | Салон-парикмахерская | Салон-парикмахерская класса «люкс» |
Внешний вид | |||
Вывеска со световыми элементами оформления | - | - | + |
Декоративные элементы | - | - | + |
Уровень сервиса | |||
Кондиционер в помещении | - | + | + |
Прохладительные напитки, чай, кофе | - | - | + |
Организация обслуживания | |||
Предварительная запись на обслуживание | - | - | + |
Наличие карты клиента | - | - | + |
Услуги | |||
Ассортимент оказываемых услуг | не менее 10 видов | не менее 15 видов | не менее 25 видов |
Консультирование | + | + | |
Использование новейших технологий | + | + | |
Квалификация | |||
Повышение квалификации сотрудников | не менее 1 раза в 2 года | не менее 1 раза в год | не менее 1 раза в год |
Участие в профессиональных конкурсах, выставках | + | + |
Таким образом, в зависимости от определенных параметров, салоны делятся на несколько видов. Чем больше салон оказывает услуг, чем выше квалификация сотрудников, а также уровень обслуживания, тем более высокий разряд получает салон красоты, и, соответственно, тем более высокие цены назначает за услуги. Причем требования предъявляются как к внешнему виду помещения, так и внутреннему. А уровень сервиса определяется еще и такими параметрами, как кондиционер, наличие карты клиента, напитков. Хороший салон красоты – это не специализированное на каком-то направлении заведение, а место, где правильно сочетаются все виды предоставляемых услуг: имиджевые, медицинские, услуги релаксации.