Особенности управления инвестиционной привлекательностью предприятия

Привлечение инвестиций в российскую экономику, особенно в промышленные предприятия, в настоящее время является особенно актуальным, так как износ производственных фондов превышает все допустимые нормы. Соответственно, исследование вопросов стратегического управления предприятием с учетом постоянного его инвестиционной привлекательности, изучение зарубежного опыта управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий имеет особую актуальность и представляет социально-экономический интерес.

Понятие инвестиционной привлекательности появилось в экономической литературе относительно недавно в связи с эффективной работой российских предприятий и появлением у них средств для собственного инвестирования, а также появившимися возможностями привлечения заемных средств.

В литературе существует достаточное количество трудов различных ученых, посвященных проблемам определения и понимания «инвестиционной привлекательности предприятия».

На мой взгляд, наиболее точно отражает сущность этой экономической категории, следующая трактовка: инвестиционная привлекательность предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и другие), рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем. К ним можно отнести: рынки сбыта, конкурентов и т.д. Более подробная характеристика показателей будет рассмотрена в 3 разделе данной работы[8].

Многие авторы отмечают, что управление инвестиционной привлекательностью предполагает необходимость учета внутренних факторов, а также факторов внешней среды предприятия – отраслевых и региональных. На основании этого представ­ляется обоснованным разделение факторов ин­вестиционной привлекательности предприятия, прежде всего, по источнику возникновения на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят от деятельности хозяйствующего субъекта (это факторы, на которые он может повлиять). К ним отно­сятся: система управления организацией; номенклатура выпускаемой продукции; степень применения инновационных решений в технологии производства и оборудования и пр.

Внешние факторы не зависят от хозяйствующего субъекта. К основным внешним факторам относится система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций, эффективность применения законодательных актов. Эта группа факторов отражает законодательные гарантии равной защиты прав интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от формы собственности. На привлечение инвестиций в организацию влияет и отрасль, в которой она функционирует. Наибольшим в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на развитие отраслей экономики, по-прежнему был удельный вес отраслей транспорта и связи – 24,3% от общего объема (2006 г. – 26%). Вторыми по величине были инвестиции в добычу полезных ископаемых – 19%. Доля инвестиций в основной капитал машиностроительную отрасль была незначительной. Политическая и внешнеэкономическая среда оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта. Так, устойчивая политическая среда, положительное отношение власти к предпринимателям обусловливают повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Различные льготы, дотации коммерческой организации от государства повышают ее инвестиционную привлекательность в глазах инвестора, так как он видит, что эта организация обладает поддержкой государства. Значительное влияние на инвестиционную привлекательность предприятия оказывает инвестиционная привлекательность региона. Инвестор, вкладывая средства в коммерческую организацию, анализирует особенности региона и его производственно-экономический потенциал. Так, например, среди регионов России область занимает 66-е место по инвестиционному риску и 44-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – экологический, наибольший – криминальный. Наибольший потенциал – туристический. Одним из важнейших факторов, воздействующих на решение конкретного инвестора, является уровень риска, связанный с вложением капитала. Организации с высокой степенью риска являются более привлекательными для инвесторов, придерживающихся агрессивной инвестиционной политики (которые инвестируют в наиболее доходные и рисковые организации), и менее привлекательными для консервативных инвесторов (которые инвестируют в коммерческие предприятия с низкими рисками и при этом сравнительно невысокой степенью доходности).  

Остановимся более подробно на наиболее существенных вну­тренних факторах. Одним из важнейших внутренних факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, является финансовое состояние организации.

Создание высокоэффективной системы управления хозяйству­ющим субъектом (в более узком смысле - системы корпоративного менеджмента) также увеличивает его инвестиционную привлекательность. Во-первых, система управ­ления обеспечивает лучшее распределение полученных средств и кон­троль за их использованием, а во-вторых, является одной из основных гарантий возвратности вкладываемых средств и своевременной уплаты процентов, дивидендов по ним. Приглашение в состав совета директоров независимых директоров также поднимает статус компании, так как не­зависимый директор представляет собой своеобразный знак качества, а его участие в деятельности организации и в принятии управленческих решений будет служить гарантией эффективности.

Безусловный интерес для инвестора представляет анализ номен­клатуры выпускаемой продукции с точки зрения соотношения посто­янных и переменных затрат в структуре ее себестоимости. Коммерче­ские организации с высокой долей постоянных затрат в общей сумме затрат на производство весьма чувствительны к любым изменениям объема выпуска продукции в натуральном выражении. Если количество проданных товаров падает, выручка от продаж уменьшается, но постоянные затраты в полной сумме затрат останутся на прежнем уровне, то в результате прибыль снизится даже в большем размере, чем выручка. Переменные же затраты изменяются пропорционально объему производства (например, расходы на сырье, материалы, электроэнергию и т.д.), поэтому бизнес-риск в организациях с высоким удельным весом постоянных затрат выше, чем там, где преобладающее значение в фор­мировании себестоимости имеют переменные затраты, следовательно, будет и ниже уровень инвестиционной привлекательности предприятия.

На инвестиционную привлекательность влияет и фактор диверси­фикации производства. Более привлекательной является организация, производящая диверсифицированную продукцию. В этом случае при нерентабельности или низкой рентабельности одного вида продукции (например, в связи с падением спроса на нее или с резким увеличением издержек) хозяйствующий субъект может получать стабильную при­быль за счет других видов производимой продукции.

На выбор инвестора оказывает влияние открытость компании, полнота и достоверность раскрытия информации в отчетности. Очень важно, как менеджмент информирует о своих успехах и неудачах. Высокую инвестиционную привлекательность имеет хозяйствующий субъект, раскрывающий качественную информацию о своей финансо­во-хозяйственной деятельности, капитале, денежных потоках и финан­совом результате.

В процессе управления необходимо учиты­вать объективно существующие взаимосвязь и взаимообусловленность всех внутренних и вне­шних факторов.

Автор статьи Якупова Н. М. и Яруллина Г. Р.[9] представили концептуальную модель оценки инвестиционной привлекательности предприятия:

 

Очевидно, что чем больше площадь треугольника, вершины которого отражают количественные характеристики основных факторов инвестиционной привлекательности, тем выше инвестиционная привлекательности предприятия.

Следует отметить, что при сравнительном анализе инвестиционной привлекательности предприятия внешние территориально-отраслевые факторы, как правило, оцениваются инвестором с использованием рейтингов инвестиционной привлекательности отраслей и регионов, разрабатываемых рейтинговыми агентствами (в РФ – РА Эксперт, Финам, и др.).

Оценка же внутренних факторов инвестиционной привлекательности предприятия представляет собой наибольший интерес и трудности для инвесторов.

Анализ инвестиционной привлекательности в зависимости от субъекта можно Рассматривать с двух сторон: 1) как внутренний анализ, проводимый самой организацией; 2) как внешний анализ, проводимый внешними интересованными пользователями. Данные два типа анализа разли­чаются по целям его проведения. Внутренний анализ проводится в целях объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности для мер принятия мер по ее повышению.

Внешний анализ имеет своей целью объективную оценку уровня инвестиционной привлекательности для принятия решения о целесообразности разнообразного инвестирования средств в предприятие. Объектом анализа является хозяйствующий субъект и его привлекательность для инвестирования как при внешнем, так и при внутреннем анализе инвестиционной привлекательности. Субъектом внутреннего анализа инвестиционной привлекательности является, в частности ее службы, занимающиеся оценкой и анализом привлекательности. Субъектами можно считать:

· Коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и пр. Задачей анализа является определение целесообраз­ности выдачи инвестиционного кредита, участия в инвестиционных проектах компании. Кредитный инвестор заинтересован только в том, чтобы верную свои деньги и получить заранее оговоренный процент.

· Брокерские фирмы, фондовые биржи, институциональные инвесторы (инвестиционные компании), частные инвесторы. Задача анализа сводится к определению выгодности инвестирования с точки зрения получения спекулятивных прибылей (краткосрочные инвестиции) или роста стоимости инвестиций и получения дивиден­дов (при долгосрочном инвестировании).

· Венчурные фонды. Задачей анализа, проводимого венчурными фондами, является определение потенциала роста компании. Венчурные капи­талисты, как правило, хотят получить совокупную годовую прибыль в размере не менее 30—40% от вложенных средств.

· Крупные концерны, инвестиционные банки, холдинги. Задачей анализа инвестиционной привлекательности является определение целесообразности проведе­ния операций слияния и поглощения.

Субъектом внутреннего анализа является сотрудник компании, занимающийся анализом и оценкой инвестиционной привлекательности предприятия в интересах заинтересованных групп пользователей. Считается целесообразным передача работы по анализу и оценке инвестиционной привлекательности в компетенцию аналитического отдела или инвестиционного отдела (управления инвестиций), если такое подразделение выделя­ется в организационной структуре. Функции и задачи работников аналитического отдела регламенти­рованы должностными инструкциями.

Обязанности сотрудников данного отдела включают работы, операций, которые выполняются со­трудником ежедневно или с большей периодичностью. Считается целесообразным добавить в этот раздел новые обязанности, связанные с работой специалиста аналитического отдела по оценке инвестиционной привлекательности:

1) проведение анализа инвестиционной привлекательности своей компании и прочих организаций, получение сведений об инвестиционной привлекательности которых является необходимым, в соответствии с установленными сроками, а также по требо­ванию руководства организации;

2) своевременное представление руководству сведений об уровне инвестиционной привлекательности исследуемых экономических субъектов в виде специальных отчетов;

3) выдвижение предложений по принятию мер по повышению привлекательности организации в глазах инвесторов;

4) выдвижение предложений о целесообразности инвестирования средств в тот или иной экономический субъект.

Поскольку одним из основных источников информации для анализа инвестиционной привлекательности является финансовая отчетность организации, то аналитик, занимающийся оценкой инвестиционной привлекательности, должен получать финансовые отчетности компаний для проведения анализа. Аналитик должен так­же получать сведения, способствующие формированию правильного мнения об уровне инвестиционной привлекательности, из других ис­точников (проспекты эмиссии ценных бумаг, данные фондового рынка, планы инвестиционных проектов, информация о событиях, влияющих на развитие определенной отрасли, обзоры сделок по слиянию (по­глощению) и др.). В настоящее время движение входящих документов для анализа инвестиционной привлекательности упростилось в связи с тем, что практически все не­обходимые данные аналитик может получить при помощи Интернета, где публикуют свои финансовые отчеты компании, в открытом доступе находится информация фондового рынка и другая необходимая для анализа инвестиционной привлекательности информация.

Для оформления результатов своей работы работник, занимающий­ся анализом и оценкой инвестиционной привлекательности, должен составлять отчет о проделанной работе и передавать его руководству. Отчет должен быть составлен в определенной, заранее установленной форме и содержать подробную оценку уровня инвестиционной привлекательности организации. В от­чете также должно быть приведено описание факторов, повлиявших на инвестиционную привлекательность, и перечень предполагаемых мер по ее повышению (при внутреннем анализе) или мнение о целесообразности инвестирования средств в ту или иную компанию (при внешнем анализе).

К числу общих показателей оценки работы аналитика могут быть отнесены такие, как полнота и широта предоставляемой им оценки, уровня инвестиционной привлекательности конкретной организации, качество составления и оформления документов, отражающих привлекательность организаций для инвестирования, своевременность проведения анализа и соблюдение сроков предоставления отчетов руководству компании[10].

Ключевым моментом общей концепции эффективности функционирования и развития предприятия является разработка стратегии инвестиционной привлекательности, которая необходима как логическое завершение любого обдуманного действия. Стратегия инвестиционной привлекательности предприятия основана на комплексном подходе к вопросам оценки экономического состояния предприятия, его положения на рынке, использования и принятия оперативных административных решений в текущей и перспективной работе предприятия. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка.

Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых предприятию для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Инвестиционную стратегию можно представить как генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности предприятия, определяющий приоритеты ее направлений и форм, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие предприятия.

В общем понимании идея стратегии инвестиционной привлекательности предприятия заключается в использовании таких методов управления, которые наилучшим образом будут воздействовать на экономическое состояние предприятия, на конечные результаты его деятельности и возможности их достижения. Сущность инвестиционной стратегии предприятия заключается в возможности своевременного принятия решения о том или ином изменении в структуре производства продукции или самого предприятия.

Стратегия инвестиционной привлекательности включает в свою структуру:

· комплекс управляемых показателей эффективности производства;

· приоритетные направления повышения эффективности функционирования предприятий.

К условиям достижения инвестиционной привлекательности предприятия относятся следующие:

· В каждом последующем отчетном периоде необходимо максимально возможно увеличивать потенциал предприятия.

· Темпы развития предприятия должны быть оптимальными. Обоснование этого тезиса заключается в том, что в рыночной экономике на развитие предприятия влияет множество факторов, в том числе и рыночная конъюнктура. Способность перестраиваться «под клиента» обеспечивает получение максимально возможной прибыли, следовательно, достижение цели предприятия.

· Эффективное функционирование предприятия должно достигаться в большей степени за счет интенсификации производства при условии снижения материальных издержек. Выполнение этого условия сможет помочь высвободить неиспользуемые ресурсы и тем самым увеличить возможность большего производства продукции.

· Предприятие может эффективно развиваться, имея некоторую часть недоиспользованных мощностей. Если у организации находится в запасе большое количество ресурсов или готовой продукции, ему сложнее будет подстраиваться под изменяющийся рынок[11]

Рассмотренные выше условия определены в основном состоянием рынка и экономики в целом. Здесь важную роль играют количественные показатели работы организации, но есть ещё и качественные характеристики, такие как надежность продукции, обоснованность цены изделия или услуги. Соблюдение этих и других качественных характеристик, а также мероприятий по улучшению их можно считать еще одним условием достижения инвестиционной привлекательности предприятия.

Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные ниже возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы:

1. разработка долгосрочной стратегии развития;

2. бизнес-планирование;

3. юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

4. создание кредитной истории;

5. проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

· определить сильные стороны деятельности компании;

· определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

· разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия — объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются:

· права собственности на земельные участки и другое имущество;

· права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

· юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В нашей практике были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития. Например, одно из ведущих предприятий Северо-Запада, работающее в стекольной отрасли, в процессе работы с венчурным инвестором провело разработку комплексного бизнес-плана своего проекта. Несмотря на низкую стоимость активов предприятия по сравнению с суммой необходимых инвестиций, инвестор оценил предприятие как инвестиционно привлекательное, поскольку бизнес-план обосновал потенциал роста предприятия для инвестора и увеличение стоимости капитала.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками.

Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям:

· Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала — дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

· Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и оргструктуры может включать в себя:

ü выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

ü нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

ü введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

ü налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

ü проведение других сопутствующих мероприятий.

· Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности. 

· Реформирование производства. Данное направление реструктуризации нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

ü снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

ü расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

ü освоение новой коммерчески перспективной продукции или услуг;

ü другие мероприятия.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение ее стоимости для потенциальных покупателей.

Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: