Организация налогового контроля ФНС РФ

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля реализуются государственные интересы в области бюджета, финансов и налогов2.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами различных уровней мероприятий требует систематического пополнения финансовыми ресурсами, что достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

На практике юридические и физические лица часто допускают несвоевременную уплату налогов в связи с рядом различных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств, несвоевременной сдачи документов в банк на уплату сумм налогов в бюджет, уклонения от их уплаты.

В связи с этим на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. НК РФ дает перечень форм налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Все формы налогового контроля перечислены в Налоговом кодексе, ни налоговые органы, ни Правительство не могут самостоятельно вводить в их число иные формы контроля.

Вместе с тем формы, указанные в НК РФ, при их практической реализации очень часто смешиваются и пересекаются: в рамках налоговых проверок проводятся проверки данных учета и отчетности, в рамках выездных проверок проводятся получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, осмотр помещений и территорий. Поэтому фактически налоговый контроль сводится к проведению налоговых проверок и текущему контролю на налоговых постах, хотя случается и самостоятельное применение форм налогового контроля3.

Налоговое законодательство также предусматривает три стадии налогового контроля:

1) Учет налогоплательщиков;

2) Проведение налоговых проверок и оформление их результатов;

3) Производство по делу о налоговом правонарушении

Контроль в сфере налогообложения не является самоцелью - он должен вести к достижению тех задач, которые отвечают интересам государства и общества. Для осуществления этой общей цели налоговые органы наделены соответствующими властно-принудительными полномочиями. Для выполнения налоговыми органами своих полномочий они взаимодействуют с различными органами, такими как органы МВД, таможенные органы, миграционная служба, БТИ и другие.

Функциями налогового, как и любого государственного контроля являются следующие:

- наблюдение за функционированием подконтрольных объектов;

- анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;

- принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий;

- учёт конкретных нарушений, выявление их причин и условий;

- пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий и новых правонарушений;

- выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль предназначен для решения следующих задач4:

- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

- обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

- улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

- проверка целевого использования налоговых льгот;

- пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Основной из всех вышеперечисленных задач налогового контроля является обеспечение экономической (финансовой) безопасности государства, поэтому основными методами налогового контроля должны стать прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем - применение карательных санкций для возможных в будущем правонарушений.

Принципами налогового контроля являются5:

1. Принцип законности. Принцип законности - основной принцип деятельности органов государственной власти России как правового государства. В любой области права фиксируется необходимость строгого соблюдения требований законов и основанных на них предписаний иных правовых актов всем субъектам права.

2. Принцип открытости (гласности) проведения налогового контроля для проверяемого лица.

Данный принцип подразумевает под собой информированность и полную осведомленность лица о проведении в отношении него тех или иных мероприятий налогового контроля и об их результатах. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах не предусмотрено проведения каких-либо скрытых, тайных или секретных форм налогового контроля.

3. Принцип "закрытого перечня" в выборе для налоговых органов форм и мероприятий налогового контроля.

Налоговые органы при проведении налогового контроля имеют право осуществлять его не произвольно, а только в тех рамках, которые установлены действующим законодательством.

4. Принцип обязательности выполнения проверяемым лицом законных требований налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля.

В соответствии с данным принципом проверяемое лицо не вправе отказать налоговому органу в представлении ему сведений и документов, необходимых для проведения налоговой проверки.

5. Принцип объективности и документальности.

Налогоплательщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении ими контрольных мероприятий. Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.

6. Принцип соблюдения налоговой тайны.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, которые не подлежат разглашению.

7. Принцип недопустимости причинения неправомерного вреда.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

8. Принцип недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого.

Налоговый контроль должен осуществляться таким образом, чтобы он не препятствовал текущей хозяйственной деятельности предприятия.

9. Принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля.

Он предполагает, что все мероприятия налогового контроля должны осуществляться только в пределах установленного законом срока. Налоговый контроль всегда ограничивает права проверяемых лиц, и законодатель обязан установить определенные гарантии прав указанных лиц, в частности, путем установления временных ограничений.

При всем многообразии форм налоговые проверки налогоплательщиков являются главной формой налогового контроля.

Налоговые органы имеют право проводить следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов6:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная и выездная налоговые проверки различаются между собой, прежде всего местом их проведения. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная налоговая проверка — по месту нахождения налогоплательщика. Имеются различия и в порядке проведения, сроках, оформлении результатов этих проверок (рисунок 1).


 


Рис. 1 сравнительная характеристика выездных и камеральных проверок.

Кроме того, могут быть проведены "встречная", "повторная", "дополнительная".

Встречная проверка проводится, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика,

связанной с иными лицами. Налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку.

Повторная и дополнительная проверки проводятся в том же порядке, что и первоначальные: камеральные или выездные. При этом проверяющие не вправе выходить за пределы предыдущей проверки (как по проверенному периоду времени, так и по перечню налогов).

Встречная проверка отличается от всех вышеуказанных тем, что объектом проверки является деятельность не лица, которому направлено требование о предоставлении информации, а другого предприятия. Каких-то особых правил проведения встречных налоговых проверок НК РФ не предусмотрено, вся их суть заключается в запросе, направляемом налоговым органом к контрагенту проверяемого налогоплательщика, о предоставлении тех или иных сведений и документов. Получившее запрос лицо должно направить требуемые документы в адрес налогового органа по почте или курьером. Цель проведения налоговых проверок – это, в первую очередь, контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В ходе налоговых проверок, оформления полученных результатов, последующего взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций налоговые органы должны осуществить целый ряд процедур, документально их оформить, соблюдая установленные сроки.

В сфере налогового контроля налоговые органы наделены значительными правами, при реализации которых они должны следовать установленным частью первой НК РФ процедурам. Они подробно регламентированы, установлены процессуальные сроки их осуществления, которые в большинстве своем являются пресекательными и их продление или восстановление не допускается.

С учетом вышеизложенного можно определить налоговый контроль в качестве особого вида государственного контроля в сфере налогообложения, который реализуется в регулируемой законодательством деятельности компетентных государственных органов (налоговых органов). Налоговый контроль направлен на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджетную систему, а также на обеспечение выполнения иных обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: