Анализ проведенных налоговых проверок по МР ИФНС России №2 по КБР и их эффективность

Анализ работы отдела камеральных проверок

 

МР ИФНС России №2 по КБР является территориальным управлением

ФНС РФ. Она подчиняется вышестоящему налоговому органу – Управлению Федеральной налоговой службы по КБР. Организационную структуру инспекции можно выразить в виде следующей схемы (рисунок 3):

 

Рис. 3 Организационная структура инспекции

Данная организационная структура является линейной. В линейной структуре каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство данной структуры выражается в его простоте, экономичности и предельном единоначалии. Каждый отдел и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления и работ сотрудников. Для выполнения функций отдела их должностные лица наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за выполнение закрепленных за отделом функций.

Проанализируем работу отдела камеральных проверок МР ИФНС России №2 по КБР.

За 2009 г. Согласно налоговой отчетности инспекцией передано в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 130535.0 тыс. руб., что составляет от установленных бюджетных назначений 153074.0 тыс. руб., из них мобилизовано в бюджет НДФЛ полученный от индивидуальных предпринимателей 2796.0 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления повысились на 1566.0 тыс. руб., сумма которого составляла 128969.0 тыс. руб. За 2007 год поступления по данному налогу составили 129301.0 тыс. руб., из них 2701.0 тыс. руб. от индивидуальных предпринимателей. В среднем увеличение по НДФЛ за 2009 год составило 10.1%.

Согласно данным отчета "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ" задолженность по НДФЛ и индивидуальных предпринимателей составила (таблица 14):

 

Таблица 14 Задолженность по НДФЛ

Показатели НДФЛ

Период

Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительные отклонения (%)

Абсолютные отклонения

(тыс. руб., +/ )

2008/ 2007 2009/ 2008 2008/ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Всего 26408.0 26358.0 26665.0 99,8 101 -50.0 +307.0
в т.ч. предпринимателей 4600.0 4605.0 7883.0 100 171 +5.0 +3278.0

 

 Анализ организации работы налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на доходы физических лиц, поданных индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в целях получения стандартных, имущественных, социальных и профессиональных налоговых вычетов выявило: за 2009 год предоставлены вычеты на сумму 26646.0 тыс. руб. 298 физическим лицам; в 2008 году – на сумму 18261.0 тыс. руб. 193 физическим лицам; в 2007 году сумма вычетов составила 13962.0 тыс. руб. 162 физическим лицам. Количество налогоплательщиков, которым выдано уведомление, подтверждающее право на получение имущественного налогового вычета составило в 2009 году- 140 человек, 2008г. – 108 человек, 2007 г. – 97 человек. За исследуемый период заявлений на предоставление профессионального вычета сотрудниками инспекции не было рассмотрено, в связи с тем, что таких заявлений не было подано. Остальные налогоплательщики получили стандартные и социальные вычеты. Рассматривая эти показатели можно утверждать о том, что налогоплательщики с каждым годом все в большем количестве начинают интересоваться законами нашей страны. Свидетельством этого является увеличения количества налоговых вычетов. Этот факт вовсе не говорит о желании сотрудников инспекции вернуть все деньги с бюджета, помогая этим налогоплательщикам. Низкая собираемость налогов связана еще и с тем, что многие физические лица приходят в инспекцию лишь раз в полгода, хотя по многим налогам предоставление декларации требуется ежеквартально. Неосведомленность наших граждан, к большому сожалению, приводит к тому, что возрастают количество невыплат по самым разным налогам и сборам. Результатом этого являются: большие штрафы и пени, недовольство налогоплательщиков, увеличение налогового бремени и нежелание самих сотрудничать с налоговыми и другими финансовыми органами, воображая себе, что государство собирает налоги только для "себя самого". Многие видят в налогах только его фискальную функцию, забывая между тем про его регулирующую и распределительную функции.

Общее количество налоговых деклараций по НДФЛ, поданных в инспекцию составило:

1. за 2009 год 471 единиц, в том числе: от физических лиц налоговых агентов – 450, предпринимателей - 10, нотариусов – 7, адвокатов – 4;

2. за 2008 год количество деклараций о доходах, поданных в инспекцию, составило 393 единиц, в том числе: от физических лиц налоговых агентов – 365, предпринимателей – 12, нотариусов – 12, адвокатов - 4;

3. за 2007 г. – 408, в том числе: от физических лиц налоговых агентов – 390, предпринимателей – 8, нотариусов – 6, адвокатов – 4.

 Суммарный состав поданных деклараций за три года составило: 1272 единицы, в том числе от физических лиц налоговых агентов – 1205, предпринимателей – 30, нотариусов – 24, адвокатов – 12. По НДФЛ проведено камеральных проверок (таблица 15):

 

Таблица 15 Количество проведенных камеральных проверок по НДФЛ

Показатели

Период

Отклонения

2007

2008

2009

Относительные показатели (%)

Абсолютные показатели(+/ )

2008/ 2007 2009/ 2008 2008/ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Количество камеральных проверок 383 215 269 56 125 -168 +54

 

 По 12 камеральным налоговым проверкам установлены доначисления в сумме 53.0 тыс. руб., в том числе: по 2 декларациям предпринимателей 36.0 тыс. руб., 6 декларациям нотариусов 11.0 тыс. руб., 3 декларациям адвокатов 6.0 тыс. руб.

 В ходе проведенного анализа поступлений в бюджетную систему транспортного налога с физических лиц (таблица 16) установлено, что инспекцией мобилизовано в бюджет.

 

Таблица 16 Динамика изменений по транспортному налогу

Период

Бюджет. назначен

(план поступлений)

(тыс. руб.)

Сумма начислен

ного

 налога

(тыс. руб.)

Сумма поступлений

(тыс. руб.)

% задолженности

% выполнения бюджетных назначений

Отн. показател (%), гр.4/гр.3 Абс. показат (+/ ), гр.4-гр.3 Отн. показат (%) гр.4/гр.2 Абс. показат (+/-) гр.4-гр.2
1 2 3 4 5 6 7 8
2007 4125.0 9981.0 2518.0 25 -7463 61 -1607
2008 4397.0 10708.0 2527.0 24 -8181 57 -1870
2009 5567.0 11608.0 3740.0 32 -7868 67 -1827

 

 Задолженность по транспортному налогу с физических лиц в среднем составило за три года 23492.0 тыс. руб. Налоговым органом в 2009 г. в суд направлено было 3387 материалов на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу с физических лиц на сумму 3067.0 тыс. руб., в пользу налогового органа рассмотрено 1715 материалов на сумму 1936.0 тыс. руб.

 Сроком уплаты транспортного налога физическим лицам установлено 30.04. для выплаты данного налога налоговый орган формирует уведомления, которые отправляются по почте. В 2009 г. количество налогоплательщиков, по которым инспекцией сформированы уведомления об уплате транспортного налога физических лиц составило 11813 (г. Баксан – 5795, Баксанский район – 6018), количество врученных уведомлений составило 11813, то есть процент направленных налогоплательщикам уведомлений составляет 100%. Количество налогоплательщиков – физических лиц, которым начислен транспортный налог к уплате составило за 2008 г. – 10516 человек, а в 2007 г. – 10120 человек.

Представительными органами муниципальных образований г. Баксана и Баксанского района установлены три срока уплаты налога на землю физическим лицам в соответствии со статьей 387 НК РФ (15.09, 16.11, 15.02 и 20.08, 20.11, 20.02). Для уплаты земельного налога физическими лицами инспекция формирует уведомления, в котором отражаются сумма налога, его ставка, налоговая база и срок выплаты земельного налога. В 2009 г. количество налогоплательщиков, по которым сформированы уведомления об уплате налога на землю составило - 19460 (г. Баксан – 11350, Баксанский район – 8110), количество врученных уведомлений составило 17082 (г. Баксан – 9872, Баксанский район – 7210), то есть процент направленных налогоплательщикам уведомлений составило 87.8%. Проанализируем влияние льгот, на поступление земельного налога в местный бюджет (таблица 17). Данные таблицы показывают, что сумма льгот по Баксанскому району превышают сумму начисленного налога. Процент льготной сумму составляет 304%, что негативно сказывается на поступлении данного налога.

 

Таблица 17 Анализ начислений по земельному налогу с физических лиц за 2008 год

Показатели Количество налогоплательщиков (человек) Сумма налога к уплате (тыс. руб.) Сумма льгот (тыс. руб.) % льготной суммы (гр.4/гр.3)
1 2 3 4 5
Всего, в т.ч. 19380 1626.0 1586.0 97
Баксан 11340 1387.0 859.0 62
Баксанский район 8040 239.0 727.0 304

 

Рассмотрим несколько сел Баксанского района: Заюково – количество налогоплательщиков налога на землю составило за 2008 г. – 1397 человек, 2007 г. – 1370 человек, 2009 г. – 1365 человек; сумма начисленного налога составила за 2009 г.85.0 тыс. руб., в 2008 г. – 76.0 тыс. руб., за 2007 г. – 71.0 тыс. руб.; сумма льгот равна в 2009 г. 52.0 тыс. руб., в 2008 г. – 12.0 тыс. руб., за 2007 г. – 61.0 тыс. руб. Село Исламей – количество налогоплательщиков на землю составило за 2009 год 1721 человек, в 2008 году – 1661 человек, 2007 г. – 1964 человек. Сумма начисленного налога составила за 2009 г. – 175.0 тыс. руб., за 2008 г.- 163.0 тыс. руб., в 2007 г. – 135.0 тыс. руб.; количество льгот составляло в 2009 г. – 43.0 тыс. руб. в 2008 г. – 6.0 тыс. руб., 2007 год – 90.0 тыс. руб.

В ходе проведенного анализа поступлений в бюджетную систему земельного налога с физических лиц установлено, что инспекцией мобилизовано налога в бюджет. За 2009 г. всего земельного налога поступило 15545.0 тыс. руб., в том числе земельного налога с физических лиц 412.0 тыс. руб., при этом бюджетные назначения по данному налогу составили 14940.0 тыс. руб…. сумма начисленного земельного налога с физических и юридических лиц за 2009 г. составила 5457.0 тыс. руб., в том числе сумма земельного налога с физических лиц 1803.0 тыс. руб., в результате собираемость земельного налога с физических лиц составила 22.8%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. поступления повысились на 2586.0 тыс. руб., сумма которого составляла 12959.0 тыс. руб., в сравнении с 2007 г. поступления увеличились на 4745.0 тыс. руб., сумма налога составила 10800.0 тыс. руб.

Задолженность по налогу на землю с физических лиц за 2009 г. составила: на 01.01.2010 г. – 10213.0 тыс. руб., на 01.01.2009г. – 9170.0 тыс. руб., на 01.01.2008 г. – 8260.0 тыс. руб. Проведенный анализ показывает, что с каждым годом растет задолженность по данному налогу. За данные периоды инспекция не направляла в суд материалы на принудительное взыскание задолженности по земельному налогу с физических лиц. Представительными органами муниципальных образований г. Баксана и Баксанского района установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0.2%, 0.3% и 1.5%; установлена необлагаемая налогом сумма в размере 1000 руб. на одного налогоплательщика – физического лица (г. Баксан); освобождены от налогообложения граждане – малоимущие и собственники садовых земельных участков, расположенных в районе "Тамбиево". В инспекции отсутствует учет садоводческих, огороднических товариществ, гаражно-строительных кооперативов, которые могут воспользоваться необлагаемой базой 10000 рублей при уплате земельного налога. В силу этого начисление налога производится на общих основаниях.

В силу взаимодействия с территориальным органом Роснедвижимости и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, инспекцией получено: за 2008 г. по физическим лицам 38412 сведений, за 2007 г. – 35125 сведений, за 2009 г. – 43846 сведений. Всю полученную информации инспекцией было обработано и проверено. По данным инспекции количество объектов недвижимости г. Баксана и Баксанского района в 2009 г. составило 3490 квартир и домов, в том числе в г. Баксане – 2837, Баксанский район – 653.по сравнению с 2009 г. за 2007 г. и 2008 г. количество объектов недвижимости менялся в незначительной степени. В 2008 г. количество объектов было равно 3487, а в 2007 г. – 3485.

Поступления по налогу на имущество с физических лиц отразим на гистограмме (рисунок 1).

Задолженность по налогу на имущество физических лиц составила:

1. 2009 г. – 13150.0 тыс. руб.;

2. 2008 г. – 9283.0 тыс. руб.;

3. 2007 г. – 8326.0 тыс. руб.;

Задолженность по данному налогу в 2009 году увеличилось на 3867.0 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Рост задолженности по налогу на имущество физических лиц составил 42.5%. увеличение задолженности свидетельствует о низкой собираемости налога.

 


 


Рис.1 Динамика поступлений по налогу на имущество с физических лиц

Инспекцией в 2009 г. в суд направлено 785 материалов на принудительное взыскание задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 630.0 тыс. руб., все материалы рассмотрены в пользу налогового органа. Представительными органами муниципальных образований г. Баксана и Баксанского района установлены два срока уплаты налога на имущество физическим лицам (15.09 и 15.11). Количество налогоплательщиков, по которым сформированы уведомления об уплате налога на имущество физических лиц составило 16090 (г. Баксан м- 7530, Баксанский район – 8560), количество врученных уведомлений составило 12434, процент направленных налогоплательщикам уведомлений составил 77.3% (12434/16090*100).

Данные по начислению налога на имущество с физических лиц представлены в таблице 18. Из таблицы видно, что по налогу на имущество с физических лиц происходит рост числа налогоплательщиков. С таким же темпом растет и сумма налога, подлежащая уплате. Наибольшее увеличение приходится на 2009 год, где сумма налога выросла на 111%. Количество налогоплательщиков увеличилось на 1060 человек, что характеризует демографическое развитие населения. Данный фактор может отразиться положительно по отношению увеличения поступления сумм налога, если собираемость данного налога будет расти такими же темпами.


 

Таблица 18 Динамика налога на имущество с физических лиц

Показатели

Период

Отклонения

2007

2008

2009

Относительные показатели (%)

Абсолютные показатели (+/ )

2008/ 2007 2009 /2008 2008/ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Количество налогоплательщиков (человек) 13532 13561 14621 100 108 +29 +1060
Сумма налога к уплате (тыс. руб.) 4907.0 5219.0 5823.0 106 111 +312 +604

 

От регистрирующих органов и уполномоченных лиц в инспекцию поступило сведений:

1. За 2009 г. поступило 167 сведений по сделкам купли продажи недвижимого имущества и сделок с ним на сумму 22675.0 тыс. руб.. Количество физических лиц дополнительно привлеченных к декларированию, в связи с продажей недвижимого имущества при получении уведомления налогового органа составило 26 на сумму 266.0 тыс. руб. эти лица до получения сведений от регистрирующего органа не уведомили налоговый орган о своих сделках в нарушение налогового законодательства;

2. В 2008 г. из поступивших 118 сведений привлечено было 24 физических лиц;

3. В 2007 г. в налоговый орган поступило 123 сведений. Из них 12 физических лиц должны были предоставить налоговые декларации о произведенных сделках купли – продажи, с приложением соответствующих приложений.

Организация контрольной работы инспекции по использованию сведений, поступавших из Федеральной миграционной службы и ее территориальных подразделений, показало, что в 2009 г. из Федеральной миграционной службы и ее территориальных подразделений поступили 33 сведения о выданных разрешениях на работу иностранным гражданам и 3195 иных сведений. В сравнении с аналогичным периодом прошлых лет количество сведений увеличилось на 50% (в 2008 г. – 17, в 2007 г. – 15 сведений). Тесное сотрудничество с миграционной службой дает возможность налоговому органу следить за порядком перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц или других налогов, в зависимости от видов деятельности иностранцев.

Проанализировав работу отдела камеральных проверок, мы можем заключить, что в целом результативность в 2009 году увеличился. Нами были рассмотрены поступления некоторых налогов в бюджет, в частности, по НДФЛ задолженность по сравнению с 2008 годом в 2009 году увеличился на 307 тыс. руб. По данному налогу было проведено камеральных проверок в 2009 году больше, чем в 2008 г., но по сравнению с 2007 годом количество камеральных проверок снизилось на 114 единиц. По транспортному налогу инспекция не смогла выполнить свои бюджетные назначения ни в одном из исследуемых периодов. По отношению к земельному налогу было выявлено, что процент льгот больше, чем сумма начисленного налога. Этот фактор влияет отрицательно на выполнение бюджетных назначений по земельному налогу. Поступления по налогу на имущество с физических лиц в 2009 г. уменьшились на 31.0 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Для полной собираемости местных налогов нужно, чтобы налоговые органы информировали граждан не только о сумме задолженности, но и о сроках платежа тех или иных налогов. То есть необходимо ежегодно проводить среди населения разъяснительную работу в части изменений в налоговом законодательстве.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: