Структура налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР

 

Налоговые поступления в Российской федерации являются наибольшей частью доходов бюджетов всех уровней, позволяющие государству осуществлять свои прямые функции. Трехуровневая система налогообложения в России реализуется следующим образом. Федеральный законодатель устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения. Это закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в Налоговом кодексе Российской Федерации. На региональном и местном уровнях законодательная (представительная) власть (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ) может устанавливать конкретные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. Рассмотрим структуру ФНС по КБР (рисунок 2).

Федеральная налоговая служба по КБР, являясь территориальным органом, подчиняется вышестоящему управлению. Одним из законодательных норм по ФНС России по КБР являются: НК РФ, закон о местных налогах по КБР, положения и приказы вышестоящего органа УФНС России по КБР. Использование различных методов проверки позволяет выявлять нарушения, связанные с выплатой налогов на различных стадиях его формирования. При не выполнении налоговых обязательств применяют санкции, пени и штрафы в соответствии с главой 8 НК РФ "Исполнение обязанности об уплате налогов и сборов".

Под юрисдикцией ФНС по КБР попадает налоговый контроль, который проводится камеральными и выездными отделами налоговых инспекций КБР. Вышестоящим органом ФНС по КБР является Управление Федеральной налоговой службы по КБР, расположенная в столице республики в городе Нальчике.

 

Рис.2 Структура ФНС России по КБР

 

Управление Федеральной налоговой службы по КБР является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов (Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по КБР).

Статистическая информация о деятельности налоговых органов в контексте количества сумм, поступивших от плательщиков, налогов и других обязательных платежей опубликована на сайте ФНС – что касается федерального уровня, и на сайтах налоговой службы в субъектах РФ – в части налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

Налоговыми органами Кабардино-Балкарской Республики в первом квартале 2009 года обеспечено поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет республики1202,3 млн. рублей, или на 142,7 млн. рублей (13,5%) больше, чем за I квартал 2008 года (таблица 4).

 

Таблица 4 Анализ поступления налогов в консолидированный бюджет

I квартал 2008 г. (млн. руб.) I квартал 2009 г. (млн. руб.) абсолютные отклонения (+/-, млн. руб.) % прироста поступлений
1059,7 1202,3 142,6 13,5

 

 В республиканский бюджет мобилизовано в I квартале 935,6 млн. рублей, что на 116,6 млн. рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года (таблица 5).

 

Таблица 5 Динамика поступления налогов в республиканский бюджет

I квартал 2008 г. (млн. руб.) I квартал 2009 г. (млн. руб.) абсолютные отклонения (+/-, млн. руб.) % прироста поступлений
819,0 935,6 +116,6 14,2

 

Основная часть доходов республиканского бюджета сформирована за счет поступлений: налога на доходы физических лиц – 320,1 млн. рублей (34,2% от общего объема поступлений в республиканский бюджет), акцизов – 319,8 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 34,2%), налога на прибыль – 145,5 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 15,6%), налога на имущество – 86,9 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 9,3%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 54,7 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 5,8%) (таблица 6).

 

Таблица 6 Анализ поступлений в республиканский бюджет КБР в разрезе основных налогов и обязательных платежей

Виды налогов и платежей

Фактически поступило (млн. руб.)

I кв. 2009 г. в %% к I кв. 2008 г.

I кв. 2008 года I кв. 2009 года
В С Е Г О: 819,0 935,6 114,2
в том числе:      
НДФЛ 277,5 320,1 115,3
акцизы 267,6 319,8 119,5
Налог на прибыль 124,9 145,5 116,4
Налог на имущество 82,8 86,9 105,0
УСН (упрощенная система налогообложения) 54,2 54,7 100,9

 

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС.

На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем 1 год.

Рассмотрим поступления местных налогов относительно исследуемого периода. По земельному налогу количество налогоплательщиков стало меньше в 2009 и в 2008 годах по сравнению с 2007 годом. Несмотря на уменьшение налогоплательщиков, % льготной суммы по данному налогу в 2009 году увеличилось на 110% (таблица 7).

 

Таблица 7 Динамика изменений по земельному налогу

Показатели

2007

2008

2009

Абсолютные показатели (+\-)

Относительные показатели (%)

2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2008 2009\ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Количество налогоплате льщиков, которыми исчислен налог к уплате, (человек) 101703 99 077 92 651 -2 626 -6 426 97 93
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (тыс. руб.) 75570 85 012 70 405 +9 442 -14 607 112 82
Сумма льгот по налогу (тыс. руб.) 3872 2 570 2 827 -1 302 +257 66 110

 

Земельный налог был и остается важным элементом поступлений в местный бюджет РФ. Земельный налог устанавливается налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и прекращает действовать в соответствии с налоговым кодексом, и обязателен к уплате на территориях данного муниципального образования8. Сборы по данному налогу обеспечивают функционирование местного бюджета без субсидиарных поступлений на 10%, что немало важно для развития инфраструктуры муниципальных управлений.

По налогу на имущество с физических лиц (таблица 8) с каждым годом количество налогоплательщиков становится больше: по сравнению с 2008 годом количество налогоплательщиков увеличилось на 114%.

Вместе с увеличением числа налогоплательщиков по данному налогу выросла и сумма льгот. Так в 2008 год рост льготной суммы составил 130% по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году сумма льгот выросла на 126% по сравнению с 2008 годом. Увеличение льгот по местным налогам свидетельствует о том, что по данным налогам НК РФ предусматривает довольно широкий перечень льгот.

 

Таблица 8 Налог на имущество с физических лиц и динамика его поступления

Показатели

2007

2008

2009

Абсолютные показатели (+/-)

Относительные показатели (%)

2008/ 2007 2009/ 2008 2008\ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Сумма налога, предъявленная к уплате (тыс. руб.) 14922 17440 19923 2518 2483 116 114
Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог (человек) 88811 132059 15584 43248 23525 148 117
Сумма налоговых льгот (тыс. руб.) 11424 14935 18855 3511 3920 130 126

 

Для полного анализа работы налоговых органов на региональном уровне просмотрим динамику задолженности по основным налогам и другим обязательным платежам (таблица 9). Как видно из таблицы задолженность по местным налогам увеличивается с каждым разом. Исходя из того, что по налогу на имущество налогоплательщикам предоставляется довольно большое количество льгот, на которых приходиться не малая денежная сумма большой % задолженности по местным налогам составляет земельный налог. Сравнительно небольшие ставки по данному налогу не стимулируют налогоплательщиков к своевременной выплате налога, что приводит к росту задолженности. По региональным налогам, по НДС и ЕСН сумма задолженности к 2009 году стало уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами. По НДС уменьшение на 74%, по ЕСН – на 87%, а по региональным налогам на – 85%. Несмотря на то, что 2009 год является безрезультатным, по некоторым показателям проведенных анализов еще есть и пути улучшения работы налоговых органов.

 


 

Таблица 9 Динамика задолженностей в разрезе основных налогов и других обязательных платежей

налоги и другие платежи

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

изменения в относительных показателях (%)

изменения в абсолютных показателях (+/-)

2008/ 2007 2009/ 2008 2008\ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
налог на прибыль организаций 159377 521899 175327 327 33 +362522 -346572
НДС 1373652 1268911 942425 92 74 -104741 -326486
НДПИ 2271 2251 2641 99 117 -20 +390
региональные налоги 332345 203929 173566 61 85 -128416 -30363
местные налоги 116810 131688 136422 112 103 +14878 +4734
специальные режимы 48967 72348 66988 147 92 +23381 -5360
акцизы 515727 155176 340241 30 219 -360551 +185065
ЕСН 859218 789591 693060 91 87 -69627 -96531

 

На основе проведенной работы сделаем краткий вывод по структуре налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР. Если рассмотреть поступления местных налогов то прослеживается его увеличение, то есть растет собираемость данных налогов по региону.

Обобщая вышеуказанные данные можно сказать, что налоговая система в интересах государственного бюджета успешно функционирует, о чём свидетельствует увеличение налоговых поступлений. Тем не менее, не стоит забывать о повышении уровня инфляции и как следствие – увеличение денежной массы во всех сферах экономики. В интересах достоверного хронологического анализа, вышеприведённые показатели должны быть скорректированы таким образом, чтобы исключить влияние фактора инфляции на сравнительные данные отчётных периодов.

Эффективность проверок оценивается налоговыми органами исключительно через показатели величины доначисленных налогов, штрафов, пени и количества найденных нарушений. Т.о., налоговыми органами искажается установленное законодательством назначение налоговых проверок: контроль соблюдения налогового законодательства. Налоговые проверки рассматриваются как дополнительное средство пополнения бюджета. Эффективность приравнивается к результативности.

В сравнительной характеристике аналогичных отчётных периодов в 2009 году наглядно видно увеличение администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Наибольший прирост денежных средств был обеспечен за счёт поступлений НДФЛ.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: