Состав и структура выездных проверок

 

На основе аналитической записки проведем анализ поступлений налогов в бюджеты разных уровней. Рассмотрим суммы доначислений, по различным налогам проведенные на основе результатов выездной налоговой проверки.Дополнительные начисления по результатам контрольной работы отражены в таблице 19.

Таблица 19 Дополнительные начисления по результатам контрольной работы

Показатели

Период

Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительн показатели (%)

Абсолютные показатели (+/ )

2008/2007 2009/2008 2008/ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Общая сумма начислений по результатам контрольной работы 389421.0 411774.0 366413.0 106 88 +22353 -45361
В т.ч., по результатам выездных проверок 221194.0 227764.0 37510.0 103 16 +6570 -190254
По пеням, начисленным за текущую задолженность 48531.0 64865.0 50770.0 134 78 +16334 -14095

 

Уровень результативности налоговых проверок организаций с учетом предприятий, подлежащих ликвидации и уровень результативности налоговых проверок физических лиц за последние 5 лет составляет 100%. Удельный вес выездных налоговых проверок организаций, проведенных с использованием целенаправленного отбора объектов проверки с 68% за 2007 год и с 79% за 2008 год доведен в отчетном до 82% в. В отбор не попадают организации подлежащие ликвидации, где проверки проводятся вне плана и по запросам правоохранительных органов. Удельный вес количества комплексных выездных налоговых проверок в общем количестве выездных проверок организаций за отчетный период составил 100 % против 100 % за 2008 и 2007 года.

 


 

Анализ доначислений на одну результативную проверку представлен в таблице 20.

 

Таблица 20 Доначисления на одну результативную выездную проверку

Показатели

Период

Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительные показатели (%)

Абсолютные показатели (+/ )

2008/ 2007 2009/ 2008 2008/ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
Доначисления организациям 2341.0 4338.0 504.0 185 12 +1997 -3834
Доначисления физическим лицам 102.0 59.0 303.0 58 513 -43 +244
Минимальная сумма доначислений организациям 2.4 3.4 5.8 142 171 +1.0 +2.4
Минимальная сумма доначислений физическим лицам 1.5 4.2 0.4 280 9 +2.7 -3.8
Максимальная сумма доначислений физическим лицам 623.0 709.0 6180.0 114 872 +83 +5471

 

Количество сотрудников осуществляющих выездные налоговые проверки в 2009 году составляло 5 человек. Нагрузка на одного сотрудника контрольного блока по отделу выездных налоговых проверок – 17 единиц. Средняя продолжительность выездных налоговых проверок составляет 104 дня за исследуемый период.

В таблице 21 представлены результаты анализа по выездным налоговым проверкам в разрезе основных налогов.

 


 

Таблица 21 Результаты по выездным налоговым проверкам в разрезе основных налогов

Показатели

Период

Отклонения

2007

(тыс. руб.)

2008

(тыс. руб.)

2009

(тыс. руб.)

Относительные показатели (%)

Абсолютные показатели (+/ )

2008/ 2007 2009/ 2008 2008/ 2007 2009/ 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
НДС 2778.0 3508.0 20786.0 126 592 +730 +17278
Налог на прибыль 20787.0 214984.0 7114.0 103 3 +194197 -207870
ЕСН 688.0 1512.0 833.0 219 55 +824 -679
Страховые взносы 180.0 221.0 203.0 123 92 +41 -18
НДФЛ 2310.0 4464.0 2354.0 193 53 +2154 -2110
Налог на имущество организаций 385.0 412.0 11.0 107 3 +27 -401

 

В 2009 году проведено совместно с правоохранительными органами 11 выездных налоговых проверок, в ходе которых доначислено в бюджет 13186 тыс. руб. За 2008 год было проведено 7 проверок с результатом 217164 тыс. руб. В 2007 году проведено 4 проверки с результатом в 205968 тыс. руб.

На основе проведенного анализа по выездным налоговым проверкам можно сделать следующие выводы:

1. Результативность выездных налоговых проверок в 2009 году по основным налогам значительно ниже, чем в 2008 году. В 2008 году были произведены доначисления в сумме превышающем сумму 2009 года.

2. Результативность выездных налоговых проверок по суммам доначислений в 2009 году уменьшилось до 16%. Уменьшение этого показателя связано с проверкой предприятий с хорошими показателями. Выездные налоговые проверки должны проводиться по отношению к тем налогоплательщикам, которые уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей.

3. Доначисления физическим лицам в 2009 году увеличилось на 224 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Сумма этих начислений растет с каждым годом вследствие невыполнения налогоплательщиками своих обязательств.

4. По налогу на добавленную стоимость сумма начислений увеличилось на 17278 тыс. руб. и этот показатель выражается только в постоянном росте.

В целом по выездным налоговым проверкам за исследуемый период происходили значительные изменения в положительную и отрицательную стороны, что в полнее характерно для нестабильной экономики нашего региона. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков. Причиной уменьшения результативности проверок служит перегруженность сотрудников налоговой инспекции. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день подталкивает на изменения работы и налоговых органов.

 


 




Заключение

 

Осуществление налогового контроля является основной функцией уполномоченных органов государства - налоговых органов. НК РФ прямо не дает этому понятию определения, но его можно вывести из определения налоговых органов.

 Обязанность платить налоги распространяется на всех экономических субъектов в качестве безусловного требования государства. Налоговые органы, представленные Финансовой налоговой службой России и его территориальными подразделениями контролируют выполнение данной обязанности. Налоговый контроль - та правовая среда, которая сложилась в национальной экономике в сфере взаимоотношений налогоплательщиков и контролирующих органов, то есть это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины. В тоже время, это совокупность приемов и способов, используемых налоговыми органами, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

Основной формой проведения налогового контроля продолжает оставаться налоговая проверка, которая представляет собой процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате мероприятий налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

Налоговые проверки служат основными методами осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной и выездной налоговой проверки критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. Выездная налоговая проверка – более глубокое и детальное изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, чем камеральная. В МР ИФНС России по КБР налоговые инспекторы, как и в других налоговых инспекциях, составляют акты камеральных и выездных налоговых проверок, в которых находят отражение налоговые правонарушения налогоплательщиков, меры ответственности применяемее к ним и рекомендации налогового органа в отношении исчисления уплаты налогов и сборов данными налогоплательщиками. Налоговый контроль непосредственно затрагивает интересы всех организаций и большинства физических лиц. Любая неопределённость в понятиях, пробелы в правовом регулировании контрольной работы создают условия для взаимных претензий, конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками, стимулируют злоупотребления, приводят к росту числа налоговых споров. В ряде случаев решение налоговыми органами задач налогового контроля и повышения его эффективности сдерживается недостаточной проработкой теоретических вопросов, касающихся, в частности, определения налогового контроля, перечня его форм и методов. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (камеральных и выездных), проверки данных учета и отчетности.

В нашей работе мы проанализировали работу налоговой инспекции на примере одной из территориальных инспекций "МР ИФНС России №2 по КБР". Были рассмотрены виды налоговых проверок, работу отделов инспекции. Налоговый орган – один из главных рычагов государства для регулирования налоговых платежей и сборов в бюджет. Она выступает инструментов воздействия и контроля за деятельностью налогоплательщиков. Поэтому необходимо, чтобы налоговые органы были адаптированы к часто меняющейся экономике, умело разбирались с налоговым законодательством. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день подталкивает на изменения работы и налоговых органов.

На основе проведенных анализов можно сказать, что поступления практически по всем налогам и результаты камеральных и выездных проверок были результативнее в 2008 году, чем в 2009 и в 2007 годах. Причиной уменьшения результативности проверок служит перегруженность сотрудников налоговой инспекции. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков. Конечно, нельзя утверждать, что все настолько хорошо. Причины имеются и на сегодняшний день и они связаны не только с не желанием налогоплательщиков сотрудничать с налоговым органом, но и с тем, что многие налоги до сих пор не нашли единого истолкования. К примеру, налог на добавленную стоимость одна из тех налогов, которая толкуется налогоплательщиками, а порой и сотрудниками налоговой инспекции неоднозначно. Налоговой инспекцией проведено больше камеральных проверок, чем выездных в силу того, что в Баксанском районе количество предприятий и индивидуальных предпринимателей гораздо меньше физических лиц.

 Следует отметить, что за 2007 год налоговым органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля. Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков. Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков в ходе камеральной проверки для проведения выездных налоговых проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно. Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются. Данная программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки. Таковы основные проблемы, стоящие перед налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определенной степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну. В результате исследования, установлено, что совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить, в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

1. создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

2. разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

3. разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

4. совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

5. создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

В целом, оценивая применяемые ФНС РФ показатели эффективности камеральных проверок, следует отметить, что по результатам исследования, проведенного в данной дипломной работе, они существенно варьируются по регионам и периодам и не могут с достаточной долей достоверности давать возможность судить о действительном положении дел с эффективностью контрольной работы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: