(по Р.Е.Левиной)
1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Принцип развития речи и опоры на онтогенез, предполагающий анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.
3. Принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка): развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
4. Принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.
5. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов; их выявление лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
|
|
(Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007. С. 51-52)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема логопедического обследования детей
Экспериментальной группы
Поступил в логопедическую группу _______________________________ с направлением ПМПК
1.Дата поступления ребенка в группу_______________________________________________________
2.Фамилия, имя _________________________________________________________________________
3.Возраст ________________________________________________________________________
4.Домашний адрес _________________________________________________________________
5.Откуда поступил ребенок_______________________________________________________________
6.Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы мать:________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
отец:_____________________________________________________________________________
7.Анамнез:________________________________________________________________________
От какой беременности по счету?________________________________________________________
Как протекала беременность и роды?____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Когда закричал?_______________________________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать головку________________________________ сидеть_______________________
вставать___________________________________________ходить_______________________
Какие заболевания перенес до года?______________________________________________________
Речевое развитие ребенка:
гуление _______________ лепет________________ первые слова ______________________________
|
|
речь фразой___________________________________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас?____ ______________________________________
8. Слух ________________________________________________________________________________
9. Зрение ____________________________________________________________________________
10. Интеллект ________________________________________________________________________
11. Речевая среда и социальные условия _________________________________________________
Обращались ли раньше к логопеду? Как долго длились занятия? Их результативность?
_________________________________________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту?_________________________________________________________________________
12. Общее звучание речи_____________________________________________________________________________
темп____________________________ голос __________________________ разборчивость________________________________________________
дыхание_____________________________________________________
13. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность______________________________ правильность прикуса_____________________
строение неба_______________________________ зубов ________________________________ языка _______________________________________ состояние подъязычной уздечки ________
________________________ губы и их подвижность_________________________________
14. Состояние общей моторики (координирование движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Общее развитие ребенка:
а) разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? _________________________________________________
Сколько тебе лет? _______________________________________________
Где ты живешь? ________________________________________________
Как зовут маму? _________________________________ папу? ________________________
Кем работают мама? _____________________________ папа? ________________________
Есть ли у тебя друзья? __________________________________________________________
Разрезные картинки: ______________________________________________________________
Пирамидка: _____________________________________________________________________
б) счет прямой ________________________________ обратный ________________________
счетные операции ____________________________________________________________
в) геометрические формы ________________________________________________________
г) основные цвета _______________________________________________________________
оттеночные __________________________________________________________________
д) классификация предметов ______________________________________________________
е) ориентация во времени __________________________________________________________
ж) в пространстве ________________________________________________________________
16. Обследование понимания речи:
выполнение инструкций ________________________________________________________
понимание предлогов ___________________________________________________________
числа________________________ рода ________________________ падежа _____________
17. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин
_____________________________________________________________________________
в) пересказ ___________________________________________________________________
г) рассказ описание или рассказ по представлению _________________________________
_____________________________________________________________________________
18. Обследование грамматического строя:
а) образование множ. числа имен сущ. и род. пад. имен сущ. множ.:
мост _______________________________________________________________________
дом ________________________________________________________________________
стул ________________________________________________________________________
пчела ______________________________________________________________________
ведро ______________________________________________________________________
ухо ________________________________________________________________________
воробей ____________________________________________________________________
утенок _____________________________________________________________________
б) образование уменьшительно-ласкательных форм:
дом ___________________________ елка _________________________ песня _________
стул __________________________ гриб _________________________ Костя __________
|
|
в) префиксальное словообразование
шел _____________________________
г) согласование прилагательных с существительными:
синий шар ______________________________ красный флажок ____________________ синяя машина ___________________________ красное солнышко ________________________
синее платье ____________________________ красная звезда ______________________
д) согласование существительных с числительными
1 2 3
ухо _______________________________________________________________________
помидор____________________________________________________________________________
стул _______________________________________________________________
кукла ___________________________________________________________________
ручка ________________________________________________________________________
е) предложно- падежные формы: _________________________________________________
19. Состояние словаря:
1.Предметный словарь:
а) объяснение значения слов:
холодильник ______________________________________________________________
пылесос ___________________________________________________________________
б) назвать часть предмета и показать:
ЧАЙНИК донышко _________________________
носик ____________________________
крышка __________________________
ручка ____________________________
СТУЛ сиденье ____________________________
спинка _________________________
ножки _________________________
в) уровень обобщения:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки __________________________________
сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________
блюдце, сковорода, ложка, тарелка ____________________________________
шкаф, стол, кресло, тумбочка_______________________________________
помидор, морковь, репа, капуста ____________________________________
|
|
яблоко, персик, груша, лимон_______________________________________
кошка, собака, волк, еж____________________________________________
голубь, утка, воробей_____________________________________________
автобус, электричка, трамвай, самолет ______________________________
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к имени существительному:
лимон - какой?________________________________________________
платье - какое? ________________________________________________
лиса - какая? _________________________________________________
б) подбор антонимов:
широкий _______________длинный _________________высокий_______________
веселый _______________ светлый __________________больной _______________
прямой _______________сухой ____________________ холодный_______________
в) образование прилагательных от имен существительных:
матрешка из дерева _____________________________________________________
сумка из кожи __________________________________________________________
ручка из пластмассы ___________________________________________________ стакан из стекла _____________________________________________________________
сок из клюквы___________________________________________________________
г) образование притяжательных прилагательных:
чей хвост? ______________________________________________________
чей дом _______________________________________________________
3. Глагольный словарь:
а) что делает?
повар _________________________________ учительница _____________________
врач __________________________________ почтальон _______________________
б) кто как голос подает?
кошка ___________________ собака ________________ гусь ___________________
утка ____________________ петух __________________ мышь ________________
корова __________________лягушка ________________ свинья _______________
20. Звукопроизношение.
С: С` З: З` Ц М Ж Ч Ш Л: Л` Р: Р` 21. Фонематический слух. а) дифференциация звуков: с - з с - ш ш - ж ж - з щ - ц щ - с ц - с ц - т` ч - с ч - т` ч - ц ч - ш л - р п - б т - д к - г к - х Повтори! та - да - та ______________________ да - та - та ______________________ ка - га - га ______________________ ка - ха - ка ______________________ па - ба - па _____________________ кот - год - кот ___________________ том - дом - ком ________________________ 22. Анализ звукового состава речи: а) выделение первого звука в слове: Оля ______________________эхо ____________________________ волк __________ Ира _____________________ окно ___________________________ банка __________ б) выделение последнего звука в слове: лук ____________________________________________ луна _____________________ кот ____________________________________________ шар ____________________ сок ____________________________________________ мука _____________________ мак ____________________________________________ руки _____________________ нос ____________________________________________ 23. Произношение слов сложного слогового состава: строительство _______________________________ велосипед _____________________ милиционер _________________________________ аквариум _____________________ 24. Повторение предложений: Экскурсовод проводит экскурсию. _______________________________________________________________________ Сапожник чистит сапоги. __________________________________________________________________________ 25. Логопедическое заключение: ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 26. Результаты логопедической работы: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант рассказа по серии картинок Яны Л.
(по материалам логопедического обследования)
Рассказ Яны Л. на этапе констатирующего эксперимента:
Прыгнул, не схватил… Они лес ушли… Вольки стали… лизать а дерево. Коля спрятался… и его не нашли вольки… На дерево… Пасел домой. Приди Коля дверь. Дома… А вольки усли.
Рассказ Яны Л. на этапе контрольного эксперимента:
Была зима. Мальчик шел из школы домой. Тропинка проходила через небольшой лес. Вот уже видно деревню. Вдруг мальчик увидел волков. Он быстро влез на сосну. Волки хотели достать мальчика, но не смогли… Они сели около сосны и стали ждать. Мальчик сидел на сосне, долго сидел, до вечера. Тут… шел мимо охотник. Он увидел волков и выстрелил из ружья. Волки убежали. А мальчик слез тогда с дерева и пошел домой. Ему все обрадовались.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4