Примерный конспект занятия на тему: «Зима»

(в первый период обучения)

Цель: Составление рассказа по теме: «Зима».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.

Беседа о зиме

Логопед: Я вам загадаю загадку:

Снег на полях, лед на реках.

Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Какая погода стоит зимой?

Дети: Холодная.

Логопед: Если зимой холод, то какая это зима?

Дети: Холодная

Логопед: Что выпадает зимой?

Дети: Снег

Логопед: Если зимой снежно, то значит зима какая?

Дети: Снежная.

Логопед: А если зимой морозно, то какая зима?

Дети: Морозная.

Аналогично дети образуют прилагательные от наречий: рано, поздно, метельно – ранняя, поздняя, метельная.

Логопед: А если зимой очень холодно, дует сильный ветер, то зима какая?

Дети: Студеная

Логопед: Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?

Дети: Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная.

Логопед: Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разные, непохожие друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: наступила холодная, суровая зима.

Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, дети составляют предложения о зиме.

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

Дети: Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый.

Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег (На фланелеграфе выкладывается снег).

Логопед: Какие бывают сугробы?

Дети: Большие, высокие, мохнатые, пушистые.

Логопед: Составьте предложение.

Дети: Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед: Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

Дети: Они замерзают, покрываются льдом.

Логопед: Какой бывает лед?

Дети: Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Логопед: Реки и озера покрылись прозрачным, скользким льдом?

На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка.

Назовите птиц, которые зимуют у нас.

Дети: Снегири, воробьи, синицы.

Логопед: Если они зимуют, то, как их называют?

Дети: Зимующими.

Логопед: Если погода холодная, нет корма, то, каково птичкам?

Дети: Холодно, голодно.

Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т.д.

Логопед: А как можно помочь птицам?

На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормушки и кормят птиц.

Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ

У каждого ребенка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой. Логопед предлагает каждому ребенку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ. Например:

Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для птиц кормушки.

Итог занятия

Логопед отмечает детей, которые были наиболее активны на занятии.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Логопедический режим в группе ДОУ как условие

Эффективной коррекции речи

§ Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, его помощника, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для детей.

§ Каждому педагогу группы важно знать речевые возможности ребенка в конкретный возрастной период.

§ Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного звукопроизношения, а также правильного произношения и употребления новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только под руководством учителя-логопеда.

§ Везде и всегда исправлять ошибки в речи детей в повседневной жизни, но делать это спокойно. На занятиях стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагая детям найти ее самостоятельно и исправить.

§ Следить за аккуратным посещением логопедических занятий, необоснованные пропуски прерывают коррекцию и снижают эффективность логопедической работы.

§ Внушать детям веру в успех, каждый сдвиг в речи, пусть небольшой, обязательно поощрять.

§ Приучать детей отвечать на вопросы педагогов полно, развернуто, соблюдая правила орфоэпии, а также литературно, без вульгаризмов.

§ Помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы. Побуждать дошкольников к исследованию речи своей и окружающих, поощрять словотворчество.

 

 (Овчинникова  Т.В. Логопедический режим ДОУ  как условие эффективной коррекции речи детей //  Логопед. № 3, 2008. С. 100-103)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: