Минимизация усилий пользователя при выполнении работы:
• сокращение длительности операций чтения, редактирования и поиска информации;
• уменьшение времени навигации и выбора команды;
• повышение общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени;
• увеличение длительности устойчивой работы пользователя и др.[1]
Стилевая гибкость:
Возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением, на практике реализуется с помощью таблицы стилей, в том числе возможность в выборе пользователем собственных установок пользовательского интерфейса (ПИ).
Наращивание функциональности:
Возможность развивать приложение без разрушения (т.е. оставаясь в рамках) существующего интерфейса.
Масштабируемость:
Возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.
Адаптивность к действиям пользователя:
|
|
Приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов (клавиатура, мышь, другие устройства) и многовариантность доступа к прикладным функциям (иконы, "горячие клавиши", меню), кроме того, программа должна учитывать возможность перехода и возврат от окна к окну, от режима к режиму, и правильно обрабатывать такие ситуации.
Независимость в ресурсах:
Для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя (пользовательские словари, контекстно-зависимые списки, наборы данных по умолчанию или по последнему запросу, истории запросов и пр.)
Переносимость:
При переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.
3.1.1 Методы оценки пользовательского интерфейса
Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса используются специальные экспертные анкеты, опросники, формуляры, check-листы.
В качестве методов используют:
• наблюдения за пользователями до использования ПИ, в процессе обучения и работы;
• отслеживание мотивации пользователя - мысли вслух, объяснение своих действий и намерений;
• постановка и протоколирование выполнения тестовых задач.
Цели и критерии оценки пользовательского интерфейса
Главной целью с точки зрения эргономики (науки об эффективном взаимодействии человека и техники), самое важное в приложении – создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.
|
|
Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Эффективность работы отражает объем затраченных ресурсов при выполнении задачи, как вычислительных, так и психофизиологических.
Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности человеко-машинной системы, которые можно измерить количественно и объективно:
· производительность труда
Определяется средним количеством решенных задач, полученным по результатам работы группы пользователей.
· точность работы (количество ошибок)
Показатель точности включает процент ошибок, которые совершил пользователь: число ошибок набора, варианты ложных путей или ответвлений, число неправильных обращений к данным, запросов и пр.
· функциональная полнота
Определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям; отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи. Этот показатель может определяться через процент применения отдельных функций в работе.
· завершенность работы
Описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки.
· простота освоения
Определяется временем освоения интерфейса, выхода на производительный уровень.
Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:
• прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет;
• ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности;
• быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое их расположение;
• наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход "зависания" процессов и др.).
Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.