Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: СУМ + СУД + СДП.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребёнку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

 

Целевые ориентации

§ Всестороннее развитие.

§ Воспитание самостоятельности.

§ Соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

· Обучение должно происходить совершенно естественно в соответствии с развитием – ребёнок сам себя развивает.

· Обращение ребёнка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.

· Вся жизнь ребёнка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности.

· Учёт сензитивности и спонтанности развития.

· Единство индивидуального и социального развития.

· В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

· Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

· Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

· Мышление ребёнка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

· Сознание ребёнка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого «впитывания».

 

Особенности содержания

Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребёнке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При её создании учитывается прежде всего сензитивность – наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребёнка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребёнка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребёнок концентрируется на определённой цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности – зрение, слух, дикцию, ловкость… Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его – из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу…

После 5 лет происходит развитие сознания, ребёнок превращается в исследователя, начинает всё пробовать, разбирать, обо всём спрашивать. Тут можно ознакомить ребёнка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира. Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребёнка к 8 годам. К; этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребёнка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М. Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концерна школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: