История и современность

Как и в большинстве стран мира, Монтессори-движение в России прошло три основных этапа.

Для первого этапа (1910 - 1930-е гг.) характерен начальный всплеск интереса к идеям Монтессори, восторженное принятие их и попытки реализовать их в практике дошкольного воспитания. Историей идей Монтессори занимались такие исследователи, как М.В. Богуславский, И.И. Дьяченко, М.Н. Якимова. В самом начале 1910-х гг. идеи Монтессори проникают через прессу и рассказы очевидцев. Первый детский сад, в котором реализуются эти идеи, открывает в 1913 г. в Коммерческом училище Санкт-Петербурга Ю.И. Фаусек. В течение следующих лет в России возник ряд детских учреждений Монтессори. Среди них – Яснополянская школа, руководимая Т.Л. Сухотиной, детский сад в Лесном под Петербургом, детский сад для детей рабочих при Народном доме графини Паниной, детский сад при Педагогическом институте в Петербурге, детский сад в Москве под руководством выпускницы интернациональных курсов Монтессори в Риме А.П. Выгодской, «Кельинский дом» на Девичьем поле в Москве А.А. Перроте и др. По данным М.Н. Якимовой, к 1928г. их насчитывалось около 20.

Второй этап (1940 – 1980-е гг.) можно назвать латентным периодом развития Монтессори-движения в России. Об идеях итальянского педагога в широких педагогических кругах надолго забыли, упоминая о них лишь в негативном ключе. Однако отдельные идеи получают развитие и применение.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори-движение переживает третий этап – период возрождения. Третий период можно разделить на два этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России первой трети XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап – «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьёзные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве. В самом начале 1990-х гг. в Москве в детском саду № 1488 педагогического комплекса, созданного Е. Ямбургом, была открыта группа Монтессори. Её основала и длительное время работала в ней воспитателем З.И. Марцинкене.

Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты» Е.А. Хилтунен и голландский учитель Э. Ван Сантен подписали договор о сотрудничестве. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педагогов и организация производства Монтессори-материалов в России.

Власти также не остались в стороне от набирающего силу Монтессори-движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерландов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных областях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голландских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца. Активное участие принял коллектив московского Учебно-педагогического комплекса № 7 «Маросейка».

Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори-курсах стали Е. Хилтунен и М. Сорокова.

В 1992 г. по инициативе Д.Г. Сорокова, М.Г. Сороковой, К.Е. Сумнительного и С.И. Сумнительной был создан Московский Монтессори-центр, который проводил работу в разных направлениях. Преподавателями курса были как отечественные, так и зарубежные специалисты. С российской стороны читали лекции и проводили семинары кандидаты и доктора наук М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова, Р.В. Тонкова-Ямпольская.

В 1992 г. была создана Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация (МАМА), президентом которой стал Д.Г. Сороков, а вице-президентом – М.В. Богуславский. Стал издаваться сборник «Альманах МАМА», в котором публиковались статьи отечественных и зарубежных специалистов.

Место системы Монтессори в движении педагогических реформ конца XIX – начала XX в., предпринятые в русле фундаментальной академической науки:

Б.М. Бим-Бад – антропологическое течение; А.Н. Джуринский – экспериментальная педагогика; М.В. Богуславский и Г.Б. Корнетов – «свободное воспитание»; позднее Г.Б. Корнетов включает систему Монтессори в так называемую «манипулятивную педагогику».



Заключение

Целостная педагогическая система М. Монтессори повлияла на развитие образования в современном мире и заняла в нём достойное место. Классическое и постклассическое направления включают: создание классических Монтессори-детских садов и начальных школ; развитие идей Монтессори для воспитания детей от рождения до 3 лет; включение дополнительных видов деятельности в образовательный контекст Монтессори-детского сада; создание современных Монтессори-гимназий и Монтессори-лицеев за рубежом; создание новых материалов «в духе Монтессори»; новые разработки по применению классических Монтессори-материалов.

Во многих странах в различных образовательных концепциях, подходах, программах были использованы как метод Монтессори в целом, так и его отдельные теоретические положения и дидактические материалы. Некоторые сходные положения выдвигались и другими педагогами-реформаторами.

В медико-реабилитационном направлении имели место: использование педагогики Монтессори как основы организации педагогического процесса в интегративном образовании; создание Монтессори-терапии как метода подготовки детей с нарушениями психофизического развития к посещению интегративного детского сада или школы; применение метода и материалов Монтессори – классических и адаптированных – в специальном образовании для обучения детей с однородными нарушениями развития.

Применение и развитие идей Монтессори в нашей стране могло бы обогатить педагогику и способствовать появлению новых интересных образовательных подходов и программ.

Монтессори-движение в России в XX в. Прошло периоды первого знакомства с идеями итальянского педагога, латентный период и период возрождения. В настоящее время с первого этапа – возвращения идей Монтессори в Россию, восприятия зарубежного опыта и опыта отечественных педагогов первой трети XX в. – оно переходит ко второму этапу – углубленного осознания и научного исследования этого опыта.

Система Монтессори – один из обширного многообразия современных подходов в воспитании и образовании. В настоящее время особенно актуальны сравнительные экспериментальные исследования эффективности различных образовательных программ, в том числе системы Монтессори.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: