Целительные дыхательные упражнения

Упражнение № 1. Контролируемое глубокое дыхание для насыщения организма кислородом

Лучше первый раз выполнить это упражнение рано утром, до того, как вы встали с кровати, затем по возможности повторить его несколько раз в течение дня, а последний раз проделать его перед сном.

Плавно вдыхайте воздух, глубоко, так, чтобы работала диафрагма и заполнялись нижние отделы легких, а затем медленно выдыхайте. При этом обязательно считайте про себя и постепенно увеличивайте счет, то есть старайтесь, чтобы вдох и выдох занимали как можно больше времени. Идеально, когда выдох длиннее вдоха. Чередуйте дыхание через нос и через рот.

Упражнение помогает взять дыхание под контроль. Оно развивает легкие, усиливает мышцы грудной клетки, способствует похудению за счет активизации обмена веществ.

Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание для оздоровления

Встаньте прямо. Поднимите руки так, чтобы раздвинулись ребра. Сделайте медленный вдох, пока не почувствуете напряжения в области диафрагмы.

Считайте про себя. Выдох должен длиться вдвое больше вдоха. Например, если вдох длится, пока вы досчитаете до 6, то при выдохе считайте до 12. Желательно делать это упражнение ежедневно, особенно перед сном.
Упражнение № 3. Медитативное дыхание.

Сядьте удобно на стул, выпрямите спину, держа плечи расправленными и расслабленными. Медленно и глубоко вдохните, почувствуйте, как прояснилось сознание.

Расслабьте спину. Представьте, что вы находитесь в прекрасном саду и спокойно вдыхаете насыщенный кислородом воздух. Задержите дыхание на секунду, а затем медленно и глубоко выдохните, избавляя при этом тело от напряжения.

Упражнение можно выполнять в любой ситуации в течение дня - дома, на работе. Оно помогает освежиться и подзарядиться энергией.

Упражнение № 4. Улучшение осанки

Сидя на стуле в удобной позе, спина прямо, расслабьтесь и закройте глаза. Выдыхая, опускайте подбородок на грудь и наклоняйтесь вперед до тех пор, пока локти не коснутся коленей. После завершения медленного выдоха в этой позе быстро выпрямитесь, одновременно сделав носом полный вдох, широко откройте глаза и задержите дыхание на 5 секунд (постепенно увеличивайте время до 10 секунд).

Фиксируйте внимание на том, как быстрый вдох способствует улучшению вашей осанки, когда вы выпрямляетесь.

После задержки дыхания на вдохе выдохните медленно через рот. Затем закройте глаза и повторите упражнение еще два раза.

Это упражнение снимает мышечное напряжение плеч, спины, дает отдых глазам, снабжает вас энергией.

Упражнение № 5. Полное использование объема легких

Большинство людей не используют полностью объем своих легких, и это упражнение поможет заполнить свежим воздухом неиспользуемые участки легких. Выполняйте его с умеренной интенсивностью, но часто, и ваши легкие станут здоровее и сильнее.

Сядьте или встаньте в удобной позе, вдохните через нос глубоким, диафрагмальным дыханием. При этом голову отведите назад, но без напряжения.

Сохраняйте такую позу на вдохе 3-5 секунд, а затем медленно выдохните через сжатые зубы. При этом голова возвращается в прежнее положение.

Во время выдоха (должен быть слышен шипящий звук, выходящего с силой сквозь сжатые зубы, воздуха) концентрируйтесь на выведении всего старого воздуха из ваших легких. Повторите это упражнение несколько раз.
Упражнение № 6. Омолаживающее дыхание.

При неполном, неглубоком дыхании бронхиолы постепенно сужаются и могут даже полностью закрыться. Это упражнение омолаживает легкие путем открытия бронхиол.

Первые разы выполняйте упражнение плавно, но по мере оздоровления и укрепления легких увеличивайте частоту и энергичность выполнения упражнения.

Стоя, сделайте глубокий, полный, диафрагмальный вдох, приподняв при этом слегка ваш подбородок. Задержите дыхание с наполненными легкими. Поднимите согнутые руки к груди и кулаками слегка постучите по верхней части груди, продолжая задержку дыхания. Постучите также по ребрам и нижней части легких. Делайте это до тех пор, пока, вы сможете без особых усилий удерживать воздух в легких.

На выдохе расслабьте колени, опустите голову и постарайтесь, чтобы выдох был как можно более глубоким и полным. Когда воздух на вдохе расширяет легкие, то постукивание открывает бронхиолы, через которые длительное время не проходил воздух.

Повторите это упражнение несколько раз.

Упражнение № 7. Увеличение объема легких

Это упражнение поможет вам максимально использовать объем легких, дыша легко и свободно. Выполняйте его несколько раз в день дома и на работе.

Стоя с расслабленными коленями, наклонитесь и полностью выдохните весь старый воздух. Хорошо при этом втягивать живот на выдохе. Затем выпрямитесь, медленно, глубоко вдохните и задержите дыхание в течение 20 секунд. Поначалу можете задать меньшую, комфортную для вас, длительность задержки дыхания.

Когда вы отсчитываете задержку дыхания, вытяните руки над головой. Это способствует растяжению легких и увеличению их объема. Медленно выдохните, расслабившись и наклонившись. Выполните упражнение 2-3 и более раз.

Упражнение № 8. Увеличение подвижности грудной клетки

Это упражнение способствует увеличению подвижности грудной клетки, что дает возможность вашим легким расширяться.

Стоя, полностью выдохните, держа руки на талии. Затем медленно вдохните, полностью наполнив легкие, и задержите дыхание на 20 секунд. Отсчитывая, задержку дыхания, положите ладони на бедра, выставив вперед большие пальцы и соединив мизинцы на пояснице.

Отведите локти назад как можно дальше, продолжая задерживать дыхание. Затем медленно выдохните, опустив руки вниз по бокам. Повторите упражнение 2-3 раза.

Упражнение № 9. Увеличение объема грудной клетки

Это упражнение помогает увеличить объем грудной клетки, что даст возможность легким максимально расширяться при дыхании. Выполняйте это упражнение несколько раз в течение дня.

Встаньте прямо, руки - на талии. Вдохните, подняв руки в стороны на уровне плеч, и задержите дыхание на 5 секунд. Вытяните руки вперед, соедините их и вытяните вверх высоко над головой. При этом верхняя часть грудной клетки, естественно, выдвинется вперед.

Выдохните быстро и полно через рот и возвратитесь в исходную позицию. Повторите это упражнение 2 -3 раза.

Упражнение № 10. Развитие нижних отделов легких

Работа нижних отделов легких в большой степени зависит от дыхательной активности диафрагмы. Поэтому у тех, кто дышит в основном только грудью, эти отделы страдают от малой активности. Данное упражнение помогает поступлению воздуха в нижние отделы легких.

Лягте на спину и вытянитесь, сконцентрировавшись на нижних отделах легких. Поместите конец указательного пальца чуть ниже пупка и считайте это место центром нижних отделов легких. Медленно и глубоко вдохните через нос, концентрируясь на заполнении легких под вашим пальнем. Потренировавшись, вы вскоре убедитесь, что легко можете направлять дыхание по этому пути. Когда вы заполните нижние отделы легких, направляйте воздух в верхние отделы легких.

После нескольких дней тренировки ваше умение выполнять это упражнение существенно возрастет, и вы легко сможете направлять воздух при дыхании в различные отделы легких. Обладая такой способностью, практикуйте это упражнение стоя и лежа, дома и на работе. Вы обнаружите, что оно и успокаивает, и бодрит. Его полезно делать и перед сном, и для подзарядки энергией, когда вы устали.

Упражнение № 11. Глубокое дыхание для хорошего сна

Вместо того чтобы травить свой организм снотворными лекарствами, избавьтесь от бессонницы с помощью лучшего природного средства - специального дыхательного упражнения. Оно расслабляет тело и снимает стресс при подготовке к крепкому, освежающему сну, жизненно важному для здоровья.

Лежа на спине, вытяните руки по бокам ладонями вниз. Закройте глаза и расслабьтесь. Медленно вдохните через нос, стремясь заполнить сначала нижние отделы легких. На вдохе медленно поднимите руки круговым движением над головой. Постарайтесь завершить вдох, когда большие пальцы рук коснуться друг друга за головой на кровати. Задержите дыхание на 10-15 секунд. Медленно выдохните, возвращая при этом руки круговым Движением в исходное положение. Повторите упражнение несколько раз, пока вас не охватит чувство сонливости.

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 

Написал Administrator

 

27.06.2008

 

  Перед выполнением дыхательных упражнений надо: 1. Вначале глубоко подышать (животом, грудью). 2. Шагать на месте, высоко поднимая колени. Дыхание произвольное — до 3 мин. 3. Ноги поставить вместе, руки опустить вдоль туловища. Глубоко приседать в быстром темпе, при этом прямые руки вытянуть вперед, ладонями вниз. Приседая — выдох, выпрямляясь — вдох (до 10—15 раз). 4. Упражнение проводится сидя на стуле, ноги вытянуты, касаются пола, руки опущены вниз. Затем подтянуть согнутые ноги, прижать их к груди, обхватить руками, согнуть спину и опустить голову — выдох, вернуться в исходное положение — вдох. Упражнение выполняется в медленном темпе до 5—6 раз. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение — выдох (3—4 раза). 2. Стоя, вытянуть руки вперед скрестно, затем развести руки в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2—3 раза). 3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь, сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4—5 раз). 4. Ходьба по комнате (до 60 с), дыхание через нос. При остановке — глубокий вдох через нос, выдох. 5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот. После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем. Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит no-привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений). ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ 1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха. 2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на один шаг — вдох, на два шага — выдох. Затем на два шага — вдох, на три - четыре — выдох. 3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос. 4. Приседание с дыханием через нос. 5. Бег трусцой: на два-три шага — вдох, на четыре шага — выдох. 6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа. 7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос. 8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот. 9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуком «м» и «н». 10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ (С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ) 1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное. 2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот, сжать губы и надуть щеки. 3. Опустить подбородок на грудь, закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время. 4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через нос. 5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела. В ряде случаев (например, после операций на ЛОР-органах) дыхательную гимнастику можно проводить в виде следующих упражнений. 1 этап. Разведение рук в стороны на высоте плеч, с отведением их назад, с подниманием вверх, скрещиванием перед грудью при выдохе и возвращением в исходное положение во время вдоха. 2 этап. Эти же упражнения чередовать с нарастающей физической нагрузкой: выполнять с подъемом на носках, разведением ног в стороны, с подтягиванием на вдохе и возвращением в исходное положение на продолжительном выдохе. 3 этап. Общие упражнения (бег, прыжки и т. д.) в комплексе с дыхательной гимнастикой, танцами. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ 1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа. 2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз. 3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа. 4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5—6 раз). 5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз). 6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин). Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми. Ребенок может повторять текст за взрослым. Совместное чтение стихотворного текста помогает развитию голоса ребенка. Приводим тексты, специально подобранные для этой цели: Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу. Я не тужу, Всю'жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж. ****** Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит. Утюги бегут покрякивают, Через лужи, через лужи перескакивают. ****** Дубовый столб стоит столбом, В него баран уперся лбом. Хотя не жаль барану лба, Но лбом не сбить ему столба. Важно использовать игровые ситуации, меняя силу звучания, высоту голоса, что предупреждает его утомляемость при длительных упражнениях. Тексты подбирают исходя из интересов, развития, увлечений ребенка, с учетом отработки определенных звуков и их произношения. Читают текст то медленно, то быстро, то нараспев, меняя интонации построчно. Во всех случаях учитывают возраст и общее развитие ребенка. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА С детьми в возрасте около 3 лет полезно проводить упражнения на равновесие, что способствует тренировке вестибулярного аппарата. Это ползание, ходьба с приседанием, поворотами, перешагиванием через различные предметы, ходьба по узкой дорожке или доске, прыжки, лазание, бег с остановкой, различные подвижные игры, катание на карусели, с горки. Дети более старшего возраста от 4 до 5 лет для тренировки вестибулярного аппарата могут упражняться в ходьбе по шнуру, скамейке, бревну. Полезны бег между расставленными предметами с установкой не задеть, не столкнуть их, бросание и ловля мяча. С детьми 5-летнего возраста упражнения на равновесие усложняются: бег по наклонной доске, прыжки в длину, метание мяча в цель, катание на карусели. Дети 6-летнего возраста могут делать «ласточку», упражнения на гимнастической скамейке, кататься на двухколесном велосипеде.

 

Чем больше и разнообразнее движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять гимнастические упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. Под влиянием движений у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее, у них улучшается согласованность (координация) движений, создается бодрое, радостное настроение.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти и становятся более прочными; замещение хряща плотной костной тканью происходит без отклонений. Во время движений к мышцам поступает больше крови и лимфы, которые приносят питательные вещества. Под влиянием упражнений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются, улучшается обмен веществ в них.

Правильное развитие нервной и костно-мышечной систем обеспечивает своевременное образование необходимых двигательных навыков, что позволяет детям хорошо сидеть, уверенно стоять, ходить и выполнять различные сложные движения.

Гимнастические упражнения улучшают регуляцию дыхания, делают его более глубоким и ритмичным; укрепляют дыхательные мышцы и способствуют нормальному развитию грудной клетки. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь обогащается кислородом; улучшаются все окислительные процессы в организме. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение повышается, облегчается работа сердца.
Весь дыхательный аппарат хорошо развивается и укрепляется.

Сердечно-сосудистая система под влиянием гимнастики работает эффективнее, организм лучше снабжается питательными веществами, что особенно важно для усиленно развивающегося, растущего ребенка. Мышца сердца сокращается энергичнее, сила ее возрастает, количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение, увеличивается, в связи с чем пульс несколько замедляется. Под влиянием гимнастических упражнений ускоряется ток крови в сосудах, возрастает количество крови, циркулирующее в организме.

Физические упражнения укрепляют мышцы брюшного пресса, улучшают работу органов пищеварения. Они повышают моторную деятельность кишечника, устраняют запоры и скопление газов, усиливают выделение пищеварительных соков, способствуют всасыванию пищевых веществ и поступлению их в кровь.

Гимнастические упражнения усиливают общий обмен веществ в организме. Под их влиянием улучшается аппетит ребенка, повышается усвоение питательных веществ тканями; ускоряется выделение продуктов распада из организма (через кишечник, почки, кожу).

Таким образом, физические упражнения оказывают положительное влияние на все без исключения системы и органы ребенка. Однако они полезны только тогда, когда проводятся в сочетании с правильным уходом за детьми, строгим соблюдением гигиенического режима, полноценным питанием и закаливанием.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: