Ребенок как часть семьи

В сборнике Бин Синь «Вешние воды» есть такое стихотворение:

Если в этой вечной жизни

Есть только одна мечта,

Я искренне прошу:

«Хочу в объятья матери моей,

Чтоб мама села в лодку,

А лодка поплыла в большое море.*

Тема семьи, родственной души пронзительно остро раскрывается в этом стихотворении. Оно как молитва, просьба у Бога прильнуть к материнской груди и в ее объятиях забыть о всех бедах; возможность маленькому ребенку спрятаться, почувствовать материнскую защиту, ее тепло и ласку, и уплыть с ней далеко в море от всех невзгод. В самую трудную минуту человек всегда стремится к матери, в атмосферу любви и понимания. Бин Синь в несколько строк удалось вложить столько искреннего чувства, столько грусти и нежности!

В следующем стихотворении:

О, младший брат!

В моей душе три счастливых

Сияющих звезды

Нежных, ласковых,

Невозможно описать.

О, ребенок чуткой души!

Все стихотворение – это всплеск эмоций искренний крик любви к брату. Бин Синь сравнивает свои чувства со звездами, называя их «три счастливых сияющих звезды», называет их нежными, ласковыми и говорит «невозможно описать» – и действительно слова не могут полностью выразить все чувства, всю нежность, всю любовь.

Восклицательное предложение делают стих экспрессивно-окрашенным, эмоциональным, ярким. Стихи Бин Синь не подчиняются размерам, не имеют четко слаженного ритма, они стихийны и свободны, как живая речь, как сама человеческая мысль.

О, мама!

Мои волосы

Раскинулись на твоих коленях

Это подаренное тобой

Мне десять тысяч нежных нитей

Этот случай –

Это никогда не гаснущие

Воспоминания.

В саду при лунном свете

Среди листьев глицинии

Колени матери.

Оба этих стихотворения объединяет одна тема – нежность и благоговение перед матерью. Воспоминания о ней рисует перед нами картину лунной ночи в саду, где дочь, положив голову на колени матери, преклоняется перед нею. И волосы свои она называет материнским подарком, сравнивая их с тысячью нежных нитей.

Читая эти стихи вслух, хочется делать это медленно, ведь ценно каждое слово, каждая деталь проступает перед нами как на дивной иллюстрации. Бин Синь – поэт мгновений, она выхватывает из памяти особенно ценные кадры и украшает их узорами своих слов. Отношения матери и дочери показаны в стихотворениях очень нежными и трогательными. Ночь – пора доверительных разговоров, бесед по душам и, возможно, той ночью героиня раскрыла перед матерью душу, делилась самым важным. Но родной человек не всегда рядом.

О, Западная гора!

Прощай!

Мне жаль расставаться с тобою,

Жаль тебя покидать

Но горестно мать вспоминать.

Через прощания с Западной горою проявляется тоска героини по матери.

Обращение к горе, словно к живому человеку раскрывает ее живую, нежную душу, ее склонность одушевлять неодушевленное, наделять его качествами, свойственными человеку. Читая стихотворение, в первых строках мы видим сожаление из-за расставания с полюбившимся местом – Западною горою, но последняя строка говорит, что зов крови, дочерняя любовь и тоска сильнее во много раз.

Отношения с отцом также присутствуют в поэзии Бин Синь:

О, отец!

Как я люблю тебя

Также я люблю твое море,

Отец и море сливаются у Бин Синь в одно целое, неразрывное, любимое.

О, отец!

Сидя на улице при свете луны

Мне нужно слышать твой рассказ о море.

И снова мы видим лучшую ночь и отца, рассказывающего дочери о море. Стихия, природа в стихах Бин Синь идут рука об руку с чувствами, со стихией души, ее движением и такой же первозданной чистотой.

О, отец!

Я хочу, чтобы мое сердце

Как твой клинок

Было холодным и блестящим.

Здесь мы видим какие-то страдания, с которыми героине трудно справиться, болит ее нежное, детское сердце и ей бы хотелось, чтобы оно стало холодным и блестящим, как отцовский клинок, и могло, если нужно, отразить удары судьбы.

Я не могу снова принять эту нежность

Вдруг я проснулась после крепкого сна,

За окном уже был вечер,

По Западной горе

Медленно тянулась дымка!

Сонная я протянула руки,

Желая продлить ласковый сон.

Но вдруг я почувствовала страх…

Теперь я ребенок без мамы

И не могу снова принять эту нежность.

В комнате уже стемнело,

Тоска охватила меня;

Моя душа словно заблудшая птица,

Темной ночью летит вслед за ветром.

Мои слезы уже иссякли,

Часть меня оборвалась.

Не слышно голосов

Перед глазами безмолвный океан!

И когда трагическое молчание океана

становится беспредельным

на волнах отражается серебряный свет!

Тень хризантемы на земле,

Луна освещает восточную стену.

В порыве я накинула одежду,

Растерянно открыла окно,

Полная луна окутала небо и землю.

И это счастливые небо и земля,

 Мама сейчас у ворот неба,

Материнская любовь и нежность,

Согревает ее больную душу.

Только я брошена в этом мире…

Мои слезы иссякли,

Часть меня умерла,

В этом мире я уже ребенок без мамы,

И не могу снова принять эту нежность.

Острой болью и тоской по матери наполнено это стихотворение. Отсутствие материнской ласки героиня ощущает физически, протягивая в полусне руки к своей маме:

Но она уже «ребенок без мамы», и эти строки так трогательны, так печальны. Мы видим комнату, в ней полумрак, героиня грустит, вспоминая. Она сравнивает себя с заблудшей птицей, которая летит по ветру:

Ей одиноко и страшно, но слезы ее уже иссякли. «Часть меня умерла», - говорит она. Печально смотрит на океан, который безмолвен, и вот на небе появляется луна, она серебрит воду, освещает восточную стену.

«Мама сейчас у ворот неба» - «только я брошена в мире», - какая печаль, даже некое отчаяние, беспредельная тоска в этих словах. И в самом конце строки повторяются, как бы подводя итог, создавая кольцевую композицию:

Ребенок без мамы – это значит, что никто больше так не приласкает, никто не скажет теплых, нежных слов, мир кажется огромным и чужим, даже враждебным, а рядом нет мамы. Отсюда и страх, от которого просыпается героиня, и ее тоска, и ощущение, что вместе с мамой ушла часть ее самой.

Стихотворение очень поэтично, океан здесь – символ огромного мира. «Тень хризантемы на земле» – хризантема в Китае как символ осени, красоты и верности.

«Полная луна отражала небо и землю», «материнская любовь и нежность согревает больную душу» – и героине кажется, что лишь она одна, и никто не согреет ее, не укутает.

Одиночество ребенка без мамы – вот главный мотив этого стихотворения, и не важно, сколько лет этому ребенку, ведь все мы дети своих родителей.

Тоска и любовь к матери часто встречается в стихотворениях Бин Синь. Стихотворение «Бумажный кораблик»  – одно из таких стихов.

Для поэтессы Бин Синь детство не кончается никогда. Человек может до самой старости оставаться ребенком. Но это не означает быть инфантильным. Оставаться в мире детства – значит сохранить свою душу чистой, совесть – незапятнанной, а взгляд на мир – добрым и наивным.

Мы остаемся детьми, пока живы наши родители. Отношения ребенка и матери особые, непередаваемые. Безграничная нежность и любовь, забота. Разлука с близким человеком приносит боль. Стиховорение «Бумажный кораблик» – просто шедевр, настолько живо и трогательно поэтесса описывает свое оношение к матери, свою безграничную тоску.

Маме

Любому обрывку бумаги,

Что попадался мне в руки,

Упрямо я ноходила

Всегда одно примененье:

Один за другим вертела

Кораблики да лодчонки

И, высунувшись из каюты,

Пускала их в пенное море.

Порыв – и кораблик легкий

К иллюминатору липнет,

Другой в мгновенье потоплен

Волной, бегущей от носа…

А я опять мастерила,

Спускала кораблики в воду:

Один доплывет, быть может,

Туда, где в мечтах живу я.

Во сне ты увидишь, мама,

Кораблик – не удивляйся,

Что он совсем беспричинно

Приплыл в твои сновиденья.

Знай: слезы сдержав, твоя дочка

Его по волнам пустила,

Любовью своей и печалью

Все трюмы набив до предела…

(пер. Л.Е. Черкасского)

Стихотворение можно разделить на три части: в первой мы узнаем, что: «любому обрывку бумаги <…> упрямо я находила всегда одно применение» – делала бумажные кораблики и пускала их в воду – в пенное море.

Море у Бин Синь – друг, советчик, нечто родное. Вспомним – ведь свою любовь к морю, она сравнивала с любовью к отцу.

Во второй части мы узнаем судьбу корабликов, их недолгий путь, быструю гибель, но героиня все равно продолжает мастерить кораблики, и она думает при этом: «один доплывет, может быть, туда, где в мечтах живу я». Мы еще не знаем о чем мечтает героиня.

Третья часть начинается с обращения к матери: «Во сне ты увидишь, мама, кораблик, не удивляйся…». Мы понимаем, что кораблики, пущенные рукой героини, должны приплыть в сновидения матери.

Сон – особая категория в поэзии Бин Синь. Ведь она называет детство сном на яву. Сновидения матери – пристань, куда все равно должны причалить дочкины кораблики. А что такое кораблики? Какой второй смысл они в себе несут?

Знай: слезы сдержав,

твоя дочка его по волнам пустила,

Любовью своей и печалью

Все трюмы, набив до предела.

Кораблик – гонец, который несет маме весточку о дочке, ее слезы, ее откровения, ее горячую любовь. Читая стихотворение, удивляешься, насколько просто написано, простыми, незамысловатыми словами выражен такой глубокий смысл. Чувствуется некий надрыв души, одиночество героини, ее желание оказаться там, где она живет в мечтах.

Стихотворение похоже на песню, которую молодая девушка могла бы петь, стоя на берегу моря, вдали от матери.

Стихотворение написано в 1923 году, когда Бин Синь училась в Америке и, конечно, очень тосковала по родным, по Родине. Молодая душа чувствует все во много раз острее, сильнее. Трагическое восприятие мира так свойственно людям в этом возрасте. Но, несмотря ни на что, стихотворение написано вполне профессионально, и форма, и содержание, и композиция, в общем, создают целостную картину.

Мама – отдушина, спасение, хранительница детства, покоя, радости, единственная.

Сдерживая слезы, дочка вертит кораблики, в мыслях разговаривая со своей мамой. И неважно, узнает или нет мать о проблемах дочери, главное, что на душе станет легче. Все мы жалуемся нашим матерям, и сердце наше бьется спокойнее

В этих стихах здесь показаны величайшие ценности – семья, любовь к своим родным людям.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: