Процедура формирования тарифов

Изложение методов тарифного регулирования естественных монополий, принятых в Российской Федерации, было бы неполным без описания процедур, по которым осуществляется регулирование.

В общем случае для пересмотра тарифа необходимо пройти 4 стадии:

· Сбор информации.

· Анализ информации, расчет тарифа и принятие решения о его величине.

· Официальное объявление о решении регулирующего органа (и возможные апелляции).

· Реализация (применение установленных тарифов).

Особенностью ценообразования на продукцию коммунальных предприятий современной России являются сроки, на которые устанавливаются тарифы. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса Период действия тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги организаций коммунального комплекса составляет от трех до пяти лет.

4. Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ).

5. Период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры не может быть менее одного года.

6. Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа).

7. В период действия надбавки для потребителей, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, по решению представительного органа муниципального образования может производиться изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей в связи с утверждением новых инвестиционных программ и (или) в связи с окончанием сроков реализации инвестиционных программ. При этом данное изменение размера надбавки для потребителей производится с учетом обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации как действующих инвестиционных программ, так и новых инвестиционных программ.

8. Изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.

.Минимальный срок действия тарифов составляет 1 год. Но по причине нестабильной экономической ситуации в конце XX века, тарифы устанавливали и продолжают устанавливать на указанный минимальный срок. Система регулирования коммунальных предприятий должна стимулировать их к снижению издержек. В мировой практике стимул к сокращению издержек создается за счет того, что регулируемому предприятию тариф устанавливается на достаточно долгий срок, в пределах которого оно имеет возможность проводить мероприятия по снижению издержек и использовать полученную экономию по своему усмотрению.

Достаточно короткие сроки утверждения тарифов отразились на порядке разработки тарифов и подачи документов в регулирующий орган. Зарубежный опыт регулирования тарифов говорит, что процесс сбора информации, как правило, начинается за два года до даты вступления в силу новой величины тарифа. Регулирующий орган получает информацию от самого предприятия и других заинтересованных сторон (потребителей, инвесторов), а также осуществляет активное взаимодействие как с предприятием, так и со всеми заинтересованными сторонами.

Общение между предприятием и регулирующим органом в процессе сбора информации очень важно. Проблемы, которые могут возникнуть в дальнейшем, гораздо проще разрешить на самой ранней стадии. Поэтому желательно, чтобы подача документов осуществлялась как можно раньше. На этой стадии можно повысить и качество поступающей информации. Одновременно с этим регулирующий орган может информировать другие заинтересованные стороны и выяснять их точки зрения.

Следующий шаг в процессе регулирования — анализ полученной информации и принятие решения. Информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения, а также должна быть представлена в требуемом регулирующим органом формате.

Как показывает практика регулирования, не стоит полностью полагаться на информацию, предоставленную предприятием. Каждое регулируемое предприятие осознает, что его доходы зависят от того, какие прогнозы относительно своих будущих финансовых потребностей оно сделает. Поэтому очевидна его заинтересованность в том, чтобы их завысить, а задача регулирующего органа будет состоять в том, чтобы получить независимое подтверждение финансовых потребностей предприятия. Например, некоторую информацию об издержках можно получить, сравнивая их с издержками аналогичных компаний. Дополнительная информация может быть получена от независимых экспертов, а также путем сравнения ряда показателей предприятия с такими же показателями предприятий-аналогов в других странах.

После того, как регулирующий орган совместно с предприятием разрешает все возникшие вопросы, он производит оценку финансовых потребностей предприятия на следующий регулируемый период с подготовкой соответствующего заключения по экспертизе, и принимает решение о том, каким будет тариф. Это решение должно быть обнародовано (опубликовано в средствах массовой информации).

После обнародования решения регулирующего органа предприятию необходимо предоставить достаточное время для того, чтобы оно приняло решение о том, устраивают ли его новые значения тарифов. В российской практике такой срок составляет, как правило, один месяц.

Арбитром при возникновении каких-либо разногласий по размеру тарифа в Российской Федерации выступает Федеральная служба по тарифам.

В регулируемом периоде, при применении утвержденных тарифов, могут возникнуть причины, приводящие к недостаточности установленного тарифа. Тогда коммунальное предприятие должно обратиться в регулирующий орган о досрочном пересмотре тарифов.

Причинами обращения предприятия в регулирующий орган о пересмотре тарифа могут быть:

- изменение затрат на производство более чем на 10%, вызванное ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;

- изменение перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и/или соответствующего субъекта федерации обязательных отчислений и платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;

- изменение ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации более чем на 10%.

 

Перечень оснований, по которым тарифы могут досрочно пересматриваться, должен дополняться или изменяться законодательством и подзаконными актами с учетом специфики конкретного регулиру­емого предприятия, однако существенным является то, чтобы данный перечень был закрытым (т.е., в него не могут вноситься изменения) в течение регулируемого периода, и чтобы существова­ла возможность четкого определения того, наступили ли перечисленные в нем события или нет.

Кроме того, регулирующий орган может направить регулируемому предприятию предписание подготовить заявку на пересмотр тарифа по результатам мониторинга, либо по решению суда.

Стоит отметить, что процедура подготовки заявки с расчетом нового тарифа – процесс достаточно длительный, а рассмотрение заявки требует от регулирующего органа проведения большого объема работ. Поэтому процедура автоматической индексации представляется более целесообразной. К тому же частый пересмотр тарифов предприятия лишает его стимула проводить мероприятия по сокращению издержек, так как в процессе пересмотра тарифа у предприятия должна быть изъята вся экономия, полученная им в результате проведенных мероприятий по повышению своей эффективности.

 

Таким образом, рассмотрев основу формирования тарифов на коммунальные ресурсы и их утверждения, перейдем к детальному изучению порядка расчета тарифов.

Отраслевые особенности формирования объемов реализации коммунальных ресурсов

Первым и, наверное, наиболее важным этапом формирования производственной программы коммунального предприятия, которая служит основой расчета тарифов, является планирование объемов продукции, подлежащей производству и реализации.

Первым и, наверное, наиболее важным этапом формирования производственной программы коммунального предприятия, которая служит основой расчета тарифов, является планирование объемов продукции, подлежащей производству и реализации.

Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, можно выделить жестко-регламентируемую последовательность технологических этапов, которые направлены на получение коммунальных ресурсов в необходимых количествах с необходимым качеством. К таким технологическим этапам можно отнести производство (добычу) коммунального ресурса, придание этому ресурсу необходимых свойств (качеств), транспортировка данного ресурса до потребителей. Для оказания услуг водоотведения сохраняются все те же производственные этапы, но следующие друг за другом в обратном порядке.

Рассмотрим показатели производственной программы на примере водоканала и теплосети.

 

Показатели производственной программы водоканала могут быть представлены следующими объемами:

· Объем потребности в воде, всего:

в том числе

a) объем подъема (забора) воды (Qпр.);

b) объем покупки воды (Qпок.);

· Объем поданной воды на очистку (Qочист.);

· Объем воды на собственные нужды водоснабжения (Qтех.);

· Объем подачи воды в сеть (Qсеть.);

· Объем потерь технической и питьевой воды (Qпотерь);

· Объем полезного отпуска воды, всего (Qпол.отпуск):

в том числе:

a) объем отпуска воды на нужды подразделений предприятия (Qпот.подр.);

b) объем реализации потребителям питьевой воды, всего (Qреализ.питьев.): 

в том числе: населению,

             организациям;

c) объем реализации потребителям технической воды(Qреализ.тех.).

 

Показатели производственной программы теплоснабжающего предприятия могут быть представлены следующими объемами:

· Объем производства тепловой энергии (Qпр.);

· Технологические нужды котельных (Qтех.);

· Объем отпущенной тепловой энергии в тепловую сеть (Qотпуск );

· Объем покупки тепловой энергии у сторонних производителей (Qпокуп.);

· Потери тепловой энергии в тепловых сетях (Qпотерь.);

· Объем полезного отпуска тепловой энергии, всего (Qпол.отпуск):

в том числе:

a) объем отпуска тепловой энергии на нужды подразделений предприятия (Qпот.подр.);

b) объем реализации потребителям тепловой энергии, всего (Qреализ.):

в том числе: населению,

                                организациям;

Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия – водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение существуют особенности формирования производственной программы, присущие каждому предприятию.

 

Первой особенностью составления производственной программы является балансовый метод ее подготовки. Сам термин баланс предполагает равновесие или сопоставимость показателей какой-либо системы. То есть все показатели производственной программы взаимосвязаны и не могут существовать сами по себе. В целом они составляют единую систему, каждый из которых соподчинен с остальными показателями. Кроме того, балансовый метод подразумевает сопоставимость показателей не только в структуре, но и в динамике. То есть планируемые показатели должны быть сопоставимы с фактическими и наоборот.

 

Второй особенностью подготовки производственной программы является порядок ее разработки. Формирование производственной программы начинается с конечных показателей, то есть с объемов реализации. Далее, как бы поднимаясь вверх, добавляются объемы потребления тепловой энергии, электрической энергии, воды, отведения стоков, газа собственными подразделениями предприятия, потери в сетях, технологические нужды, получая в конце объемы производства.

То есть, расчет производственных показателей должен строиться по следующей последовательности:

1. Qреализ.питьев.+ Qпот.подр.= Qпол.отпуск

2. Qпол.отпуск.+ Qпотерь.= Qпокуп.+ Qотпуск

3. Qотпуск+ Qтех.= Qпр.

 

Третьей особенностью формирования предприятием объемов производства и реализации является то, что объемы производства могут быть в составе одной или нескольких программ в зависимости от следующих условий:

1) состава технологических стадий процесса производства тепловой энергии, электрической энергии, воды, газа, отведения стоков, результатом которых является реализация потребителям услуг или их передача между подразделениями предприятия;

2) вида систем: например для водоснабжения – централизованная и децентрализованная, для теплоснабжения – закрытая или открытая система водоразбора;

3) способа присоединения потребителей к централизованной инженерной системе. Например, для водоснабжения непосредственное или дистанционное (подвоз воды, водопроводные колонки, вывоз жидких нечистот);

4) вида реализуемой потребителям и передаваемой между структурными подразделениями предприятия продукции: например для водоснабжения питьевая или техническая вода, для теплоснабжения в зависимости от вида теплоносителя – горячая вода или пар.

Каждое из приведенных условий предопределяет составление отдельной программы формирования объемов производства и реализации соответствующей одному из условий. Исходными показателями объемов производства и реализации по каждой из таких программ должны стать показатели сводной для предприятия программы объемов производства и реализации, в которой указываются общие по предприятию объемы производства и реализации.

Перейдем к рассмотрению порядка формирования каждого элемента производственной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: