Раздел 2. Оценочные средства для текущего контроля

Фонд оценочных средств

По дисциплине

 

 

Юридическая ПСИХОЛОГИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.05.01 – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСТ

 

 

Санкт-Петербург 2019

Составитель: Сексте Янис Артурович доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Рецензент:

Иванова Г.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России).

Фонд оценочных средств по дисциплине «Юридическая психология» является частью образовательной программы высшего образования – программы специалитета по специальности 40.05.01 «Правовые основы национальной безопасности», соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 40.05.01 Правовые основы национальной безопасности и содержит оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине«Юридическая психология»

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарный и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 от «30» августа 2019 г.

 

Одобрен на заседании Методического совета Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019

Содержание

 

Раздел 1. Примерный перечень оценочных средств

 и формы их представления в ФОС                                                           4

Раздел 2. Оценочные средства для текущего контроля                            5

Раздел 3. Оценочные средства для промежуточной аттестации              87

Раздел 1. Примерный перечень оценочных средств и формы их представления в ФОС

 

Вид (форма) контроля (аттестации) Форма оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Основное содержание оценочного средства, представленного в фонде

Текущий контроль

Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая алгоритмизировать (автоматизировать) процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося Типичные вопросы, задания теста
Решение ситуационных задач   Средство проверки умений и навыков применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности Комплект ситуационных практических заданий
Промежуточная аттестация (Зачет) Зачетные билеты Зачет по всей дисциплине или ее части дает возможность оценить знания, умения, навыки студента, полученные за семестр. Вопросы для подготовки к зачету;

Раздел 2. Оценочные средства для текущего контроля

 

Темы докладов и рефератов

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности

  Тема 1. Предмет юридической психологии  
  1. Место юридической психологии в системе психологической науки.
  2. Роль ЮП в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры, в правовом регулировании, в формировании правосознания граждан.
  3. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.
  4. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной психологией, а также с отраслями правовой науки: уголовным, гражданским и административным правом, уголовным, гражданским и административным процессом, криминалистикой, криминологией.
  5. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
  Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности 1. Понятие личности в психологической и правовой науке. 2. Среда и наследственность как ведущие силы развития личности. 3.  Социализации личности и десоциализация 4. Сознание в структуре личности. Обыденное, массовое сознание, их роль в жизни общества. Правовое сознание, его содержание и функции. 5. Психологические критерии оценки субъективной стороны преступного поведения.
2.1. Тема 3. Психические познавательные процессы, учет юристом их закономерностей в своей профессиональной деятельности 1. Системная организация сенсорно-перцептивной сферы личности. 2. Эмоционально-волевые процессы личности. 3. Проблемы использование юристом знаний об индивидуально-типологических особенностях и закономерностях высших форм психического отражения (памяти, мышления, воображения) в следственной практике.
2.2 Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка 1. Аффект, его психологическая характеристика и уголовно-правовое значение. 2. Стресс, фрустрация, посттравматические стрессовые состояния; их психологическая характеристика и правовая оценка. 3. Юридическое понятие «сильного душевного волнения» и его отношение с психологическими понятиями эмоциональных состояний. 4. Состояния психической напряженности (тревоги, страха, депрессии); их роль и значение в уголовном и гражданском процессе. 5. Психические и нравственные страдания; их психологическая характеристика и правовая оценка.
2.3 Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование юристом знаний о них в практической деятельности
  1. Основные элементы, формирующие направленность личности.
  2.  Мотивационная сфера личности, мотивы поведения.
  3. Влияние свойств темперамента на поведение основных участников судопроизводства.
  4. Акцентуации характера, их психологическая характеристика и распространенность; влияние дисгармоничного характера на формирование делинквентного (противоправного) и других форм девиантного поведения личности.
  5. Применение юристами знаний об индивидуально-типологических особенностях личности при организации различных форм взаимодействия с участниками судопроизводства.
  Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве 1. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). 2. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. 3. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом по делам различной категории в уголовном и гражданском судопроизводстве. 4. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы, о личности подэкспертного, о ситуации, имеющей отношение к исследуемому событию. Выбор эксперта-психолога. 5. Порядок проведения СПЭ. Требования, предъявляемые к заключению эксперта.

Раздел III. Криминальная психология

  Тема 7.Психология преступного поведения (психология преступления)    
  1. Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности
  2. Содержание, структура деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Виды действий, их психологическая характеристика. Мотивы деятельности.
  3. Психологическая характеристика, динамика совершения умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия.
  4. Оценка мотивационной сферы личности преступника. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях.
  5. Психологический критерий вменяемости: его интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
3.1. Тема 8. Психология личности преступника
  1. Формирование мотивации преступного поведения.
  2. Психологический анализ криминальной деятельности, противоправного поведения при различных формах вины.
  3. Психологическая характеристика отдельных категорий преступников..
  Тема 9.   Психология группового преступного поведения (психология преступной группы) 1. Понятие группы в социальной психологии. Групповые нормы поведения. Классификация групп. 2. Психологическая характеристика больших социальных групп.  3. Психологическая характеристика малой группы, ее структура, организация, признаки. 4. Групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. 5. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. 6. Типы преступных формирований.  
  Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста  
  1. Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.
  2.  Экстремальный характер правоохранительной деятельности.
  3. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в органах юстиции, суда, прокуратуры и др.
  4. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.
  5. Профессиограмма деятельности юриста.

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

4.1. Тема 11. Психология личности юриста
  1. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста и их оценка.
  2. Психологические особенности юристов, осуществляющих деятельность по различным направлениям.
  3. Психологические подходы к профилактике профессиональной деформации в юридической деятельности.
  Тема 12. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)
  1. Речь в профессиональном общении юриста. Виды и функции речи.
  2. Речевое поведение юриста. Требования, предъявляемые к устной и письменной речи юриста.
  3. Пространственная организация общения.
  4. Стратегия предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах.
 
4.2. Тема 13. Психология допроса
  1. Общие социально-психологические условия ведения допроса.
  2. Основные психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
  3. Психология допроса в конфликтной ситуации.
  4. Психологическая характеристика группового допроса.
  5. Психологические особенности ведения допроса на очной ставке.
  6. Определение, виды, признаки лжесвидетельства.
  Тема 14. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста 1. Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста. 2.  Особенности познавательной деятельности следователя (дознавателя) при расследовании преступлений 3. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. 4. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы распознавания их следователем, «ошибочные действия» преступника.
  Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста 1. Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры деятельности юриста. 2. Психология руководителя органа юстиции. Этика и стиль современного управления. 3. Человеческий фактор в системе управления, его роль в оптимизации управленческого воздействия руководителя в работе с персоналом. 4. Психологические особенности принятия решений в сфере правоохранительной деятельности. 5. Прогнозирование последствий принимаемых решений. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности. 6. Проблема профессионального риска в деятельности юриста.
  Тема 16. Психологические особенности судопроизводства
  1. Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании.
  2. Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел.
  3. Психологические особенности ведения допроса в суде. Психология перекрестного допроса в суде в условиях состязательности сторон.
  4. Психологические особенности суда, коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

 

Практические задания по темам:

    Тема 1. Предмет юридической психологии.

 

Задание 1. Определите предмет, задачи, место Криминальной психологии в структуре юридической психологии.

Задание 2. Теория Ч. Ломброзо о «криминальной предрасположенности» личности подверглась критике со стороны научного сообщества. В чем заключалась критика основных положений теории?

Задание 3. Дайте сравнительный анализ классификаций личности преступников в зарубежной и отечественной психологии.

Задание 4. Определите основные социально- психологические характеристики преступных групп (по видам, механизмам образования, структурирования и функционирования).

Задание 5. Распределите по должностям 4 кандидатов на службу в полицию исходя из типов темперамента.

Тема 2. Психические явления в личности, учет юристом их закономерностей в своей профессиональной деятельности

 

Задание 1. Как называют положительные качества ума, определение которых дается ниже?

1. Способность проникнуть в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков.

2. Умение охватить мысленно большой круг вопросов и фактов, используя знания из различных областей науки и практики.

3. Способность мобилизовать и продуктивно использовать знания в сложных условиях, в критической обстановке.

4. Умение решать задачи в минимально короткое время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры.

5. Способность к самостоятельной постановке целей и задач, умение находить их решение и путь к достижению без посторонней помощи.

6. Волевая направленность мышления к решению определенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании и последовательно, планомерно ее решать.

7. Умение анализировать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, вскрывая причины их возникновения.

8. Умение подходить к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимость и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Задание 2.  Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях?
а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.
б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.
в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.
д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

Задания 3. Познакомьтесь с данным случаем. Убедитесь, что психология личности в данной ситуации важна в процессе расследования преступления. Следы преступления превращаются во фрагменты портрета личности преступника, определяющие оперативно-розыскную работу. Какую роль может сыграть психология личности в этом случае? Летом в­ 1987 г. на озере Цимлянском около автомашины «жигули» был обнаружен труп молодого мужчины с огнестрельным ранением, лежащий лицом вниз, руки в карманах. Смерть наступила ночью мгновенно. Рядом нет следов. Версия следователя такова: потерпевший убит знакомым во время выяснения отношений, при разговоре он нападения не ожидал. Убит из обреза. При расследовании было установлено следующее: Два друга детства, оба спортсмены любили одну девушку, она встречается с Вячеславом, который впоследствии был убит. Второй из друзей, Фарид, ­ приглашает Кристину в ресторан и просит ее бросить Вячеслава и встречаться с ним. Она отвечает, что не может и добавляет: «Ты бы хоть бы его убил бы». После того как Кристина ответила согласием Фариду ждать его в случае совершения преступного деяния, он отправился на озеро, где находился Вячеслав. Перед выстрелом он произнес: «Я не виноват, Слава. На меня не обижайся».

  Тема 3. Психические познавательные процессы, учет юристом их закономерностей в своей профессиональной деятельности.

Определите типы профессиональной мотивации юридической деятельности.

Определите роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: