Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка

Нарисуйте психологический портрет «Психолог-консультант».

Определите юридическое основание для производства судебно-психологической экспертизы

    Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование юристом знаний о них в практической деятельности

Определите типы профессиональной мотивации юридической деятельности.

Определите роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

    Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве

Нарисуйте психологический портрет «Психолог-консультант».

Определите юридическое основание для производства судебно-психологической экспертизы

    Тема 7.Психология преступного поведения (психология преступления)

Опишите психологический портрет преступника-манипулятора.

 

Опишите психологические типы преступников.


    Тема 8. Психология личности преступника


Кейс-задача

Выполнить упражнение:

Условие задачи: Парижская полиция долго и безуспешно ищет похищенное министром Д. в королевском дворце письмо, которое содержит данные, компрометирующие одну высокопоставленную особу, и владение которым давало интригану Д. власть над нею. Было известно, что Д. должен был прятать письмо в своем доме или во дворе дома. В течение трех месяцев в моменты отсутствия Д. в его доме тайно проводились обыски. Дом был разделен на пронумерованные участки, которые были обследованы один за другим. Наличие незамеченных тайников практически исключалось, так как все поверхности были осмотрены с помощью сильных луп, а складная мебель разделялась на составные части. Поиски были безрезультатными. Примерно такая ситуация описана в рассказе Эдгара Алана По «Похищенное письмо» к моменту, когда в действие вмешался Огюст Дюлен. Спросив префекта полиции о внешнем виде письма, он через некоторое время принес ему это письмо. Дюлен рассказывал: «Чем больше я думал о дерзком, блестящем и тонком остроумии Д., тем вернее я приходил к убеждению, что министр избрал остроумный и простой способ скрыть письмо, не пряча его вовсе…

…Взгляд мой, блуждая по комнате в доме Д., упал на дрянную плетеную сумочку для визитных карточек: она была обвязана …лентой и болталась на медном гвозде над камином. В сумочке … хранилось несколько карточек и какое-то письмо… Оно было надорвано почти до половины, как будто его хотели разорвать и бросить, как ненужную бумажку, но потом раздумали. На нем была черная печать… Письмо было адресовано самому Д….

При первом взгляде на это письмо я решил, что его-то я и ищу. Конечно, вид его совершенно не соответствовал описанию префекта. Тут печать была большая, черная… там – маленькая, красная… Тут стояло имя Д., и адрес был написан мелким женским почерком, там – имя королевской особы, написанное смело, размашисто; только размером они походили одно на другое. Но этот контраст лишь усилил мои подозрения. Письмо, грязное и засаленное – что никак не вязалось с методическими привычками Д., - было надорвано, словно пытались внушить мысль о его ненужности, и оно лежало, как я и ожидал, на самом виду».

Вопросы:

1. Знание каких психологических закономерностей использовал Д. для надежного сокрытия важного документа?

2. Какие психологические факторы необходимо учитывать обыскивающему при проведении обыска?

3. Поставьте себя на место преступника и подумайте, какие способы сокрытия подобного документа, учитывая психологию проводящего обыск, вы могли бы предложить?

Задание. Отработать тест Горшенина.

    Тема 9.   Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)

Определите факторы, способствующие формированию преступных групп.

Определите признаки преступной группы.

    Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Кейс-задача

Задание: Из характеристики агента Тригона, составленной Смитом Хэвилэндом:

«Умный, подвижный, с широким кругозором. Легко и органично находит контакт с людьми, независимо от их возраста, половой и социальной принадлежности.

Имеет вкус к просчитанному риску, азартен, вместе с тем обладает развитым механизмом эмоционального самоконтроля.

Его общая жизненная установка очень конструктивна. Не считаясь со средствами, умеет достигать поставленной цели. Очень рационален, внутренне организован и собран. К нему вполне подходит определение «self-made man» — человек, который сам себя сделал, или «герой с нуля».

Склонен к рефлексии и самоанализу. Очень энергичен, обладает повышенной работоспособностью.

Пользуется успехом у женщин всех возрастных групп и социальных прослоек.

Обладает даром убеждения. В спорах красноречив, логичен, уверен и внешне искренен. Собственную точку зрения готов отстаивать до конца. В последующем может быть использован в качестве агента-вербовщика.

Выявленные недостатки: излишне самоуверен, болезненно переносит критические замечания в свой адрес.

Эгоистичен до крайности, злопамятен, коварен и безжалостен в актах мести.

Гедоник, любит всякого рода излишества, склонен к избыточным удовольствиям. Вместе с тем ярый противник алкоголя и табакокурения.

Неразборчив в установлении сексуальных связей с женщинами, предпочтение отдает младшим по возрасту. В отношениях с ними деспотичен. Возможно, это вызвано тем, что в детстве он был лишен в необходимой мере материнской ласки».

Вопрос: Проанализируйте психологическое заключение на разрабатываемый объект?

Вопрос: Исходя из психологической характеристики объекта, разработайте свою линию ролевого поведения с ним.

Вопрос: Какие методы психологического воздействия целесообразно использовать в процессе работы с объектом, исходя из его психологического портрета?

Вопрос: В чем заключаются особенности разработки ролевого образа для успешной работы с объектом?

Задание 2.

«Экстравертированная личность сангвинического темперамента. Обладает хорошими умственными способностями с развитым логическим мышлением. Быстро схватывает и понимает новое. Образованный, эрудированный, начитанный. Проявляет упорство. Эмоционально чувствителен, обладает хорошим воображением и эстетическим вкусом. Склонен к тонкому восприятию мира, имеет образное, художественное мышление.

Исключительно доминантный и властный человек с ярко выраженными лидерскими наклонностями. Веселый, жизнерадостный. Самоуверенный и самонадеянный. Эгоцентричный и капризный до эгоизма. Легко нарушает правила общественной морали и бравирует этим. Свое поведение контролирует полностью, легко переключается на новые занятия. Стиль действий характеризуется быстротой и энергичностью.

Имеет богатое воображение, склонен к лицедейству и перевоплощениям. Умеет использовать свое актерское мастерство во вред окружающим.

В аргументации убедителен, красноречив, способен навязать оппоненту свою точку зрения. В поведении присутствует безусловная ориентация на успех, причем в выборе средств достижения этого успеха неразборчив и вероломен».

Группа следователей работала с Герцогом «на контрасте», то есть «злой — добрый» следователь. Если «злой» добивается правдивых показаний грубостью, угрозами и унижением подследственного, то «добрый» согласно сценарию должен расположить его к себе показным пониманием его участи, заботой и вниманием.

Через некоторое время мы отказались от этой тактики, так как стало ясно, что Герцог осведомлен о методах ведения следствия и скептически воспринимает наши артистические потуги.

Вопрос: Разработайте модель ролевого поведения с объектом.

Вопрос: Как Вы построите сценарий первого общения с ним?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: