Методические указания

Каждому участнику дается лист индивидуальной работы и 15 минут на выполнение упражнения.

Каждой группе дается один лист групповой работы. Причем:

а) участникам не разрешается менять что-либо в листах индивидуальной работы в результате группового решения;

б) каждый член группы должен записать результаты группового решения, принятого методом консенсуса, в свой лист;

в) участникам дается 30 минут на заполнение листа групповой работы. Каждому участнику дается контрольный лист для подсчета баллов. На эту операцию отводится от 7 до 10 минут.

 

Участники:

а) подсчитывают индивидуальные баллы;

б) передают свои листы с вычисленными баллами человеку, ведущему групповой протокол, для подсчета среднего индивидуального балла. Причем этот же человек подсчитывает групповой балл.

в) Группа сравнивает средний индивидуальный балл с групповым и обсуждает смысл упражнения. На этот шаг отводится от 7 до 10 минут.

г) Результаты выписываются на доске по образцу, приведенному ниже, и ведущий направляет дискуссию на обсуждение вопроса о значении и путях нахождения в ходе переговоров консенсуса, способного обеспечить при принятии решения учет наиболее убедительной аргументации со стороны любых членов группы.

 

Таблица 1. Итоговая таблица

 

  Группа 1 Группа 2 Группа 3
Количество баллов, полученное в результате решения, принятого методом консенсуса      
Средний балл (среднее арифметическое индивидуальных баллов)      
Размах индивидуальных баллов (максимальный и минимальный)      

Образцы материалов

Лист для индивидуальной работы участника

 

Инструкция: вы – член экипажа космического корабля, который, согласно первоначальному плану, должен был встретиться с ранее посланным кораблем на светлой стороне Луны. Однако, в результате механических затруднений, вашему кораблю пришлось прилуниться в 200 милях (примерно 370 км) от места назначения. Во время посадки многое оборудование на борту пострадало и, поскольку ваша жизнь зависит от того, попадете вы или нет на корабль, который вас ждет, необходимо выбрать принципиально важные вещи для подхода на 200 миль. Ниже приведены 15 предметов, которые не были повреждены после посадки. Ваша задача состоит в том, чтобы проранжировать их в порядке важности для того, чтобы ваш экипаж смог добраться до места встречи. (1 – приписывается наиболее значимому предмету, 2 – второму по степени важности и т.д., до 15 для наименее важного предмета.) У вас есть 15 минут для этого этапа упражнения.

Список предметов:

1. коробок спичек,

2. пищевой концентрат,

3. 20 метров капроновой веревки,

4. парашютный шелк,

5. портативный нагреватель,

6. 2 револьвера,

7. одна упаковка сухого молока,

8. два 100-литровых баллона с кислородом, 120 кг,

9. звездная карта,

10. надувной плот,

11. компас магнитный,

12 20 литров воды,

13. сигнальные ракеты,

14. аптечка первой помощи с иглами для инъекций,

15. радиоприемник-передатчик на солнечных батареях.

Лист для групповой работы участников

Инструкция: это упражнение на групповое принятие решений. Ваша команда должна принять решение методом консенсуса, что означает, что со степенью предполагаемой важности каждого из 15 предметов, необходимых для выживания, должны согласиться все члены команды перед тем, как это станет частью коллективного решения. Согласия достичь нелегко. Следовательно, не любой вариант ранжирования вызовет всеобщее одобрение. Постарайтесь, работая, как единая команда, определять и принимать каждый номер лишь при условии, что все члены команды хотя бы частично с ним согласны. Ниже приводятся рекомендации по достижению консенсуса.

 

1. Избегайте споров, в которых стараетесь доказать правоту собственных суждений. Подходите к задаче с позиции логики.

2. Избегайте изменения своего мнения только для того, чтобы прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. Избегайте таких конфликтов методом разрешения спортивных споров, как-то: голосование, усреднение или торг при принятии коллективного решения.

3. Принимайте разницу во мнениях как нечто полезное, а не как помеху для принятия решения.

 

Список предметов: тот же.

Таблица 2. Контрольный лист для подсчета баллов

Название предмета     Правильный номер Инд. Степень правоты Групповая Степень правоты Объяснение
Коробок спичек     15     На Луне нет кислорода
Пищевой концентрат     4     Можно некоторое время прожить без еды
50 футов капроновой веревки     6     Может пригодиться для похода по неровной местности
Парашютный шелк     8     Чтобы что-то нести
Портативный нагреватель     13     На светлой стороне Луны жарко
2 револьвера       11     Для использования силы толчка  
Одна упаковка сухого молока     12     Нужна вода, а ее мало
Два 100-литровых баллона с кислородом     1     На Луне нет воздуха
Звездная карта (карта лунного созвездия)     3     Нужна для навигации
Надувной плот     9     Представляет некоторую ценность как укрытие или для того, чтобы что-то нести
Компас магнитный     14     Магнитное поле луны отличается от магнитного поля Земли
20 литров воды     2     Охлаждение скафандра. Без этого долго не прожить
  Сигнальные ракеты       10     Нет кислорода, можно использовать лишь для силы толчка
Аптечка первой помощи с иглами для инъекций       7     Аптечка первой помощи может понадобиться, но иглы бесполезны
Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях     5     Для коммуникации  

 

Лист инструкций для подсчета баллов

Человек, ведущий групповой протокол, отвечает за правильный подсчет баллов, контролирует этот процесс. Участники должны:

1. Подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами.

2. Просуммировать все разницы в индивидуальном задании.

3. Вычислить средний балл, для чего сложить все

индивидуальные баллы и разделить на число человек в группе.

4. Подсчитать абсолютную разницу в баллах между групповыми

ответами и правильными ответами.

5. Просуммировать все разницы в групповом задании.

6. Сравнить индивидуальный и групповой счет и попытаться

объяснить, почему некоторые из наиболее правильных

индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах.

7. Выявить трех победителей в индивидуальном соревновании.

 

Оцените результаты по рейтингу:

0 – 20 баллов – отлично;

21 – 30 баллов – хорошо;

31 – 40 баллов – посредственно;

Критерии оценки:

  1. оценка «отлично» выставляется студенту, если студент обладает полнотой знаний о: культуре поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе; стремлении к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; основных этапах возникновения и развития Психологии и Юридической психологии; имеет систематизированные знания о структуре психических явлений в личности; имеет представление о социально-психологических процессах; уверенно ориентируется в психологии общения; умеет применять техники делового общения; о сущности социально–психологического правового регулирования; психологических особенностях поведения людей в сфере отношений, регулируемых правом; закономерностях взаимодействия человека со средой; условиях формирования социально адаптивного и девиантного поведения личности; психологических факторах криминализации личности. Способен: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые проблемы и процессы; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; личности в сфере правоохранительной деятельности; осознавать значимость знаний Криминальной психологии в целях профилактики, раскрытия и расследования преступлений; выявлять дефекты правовой социализации личности; прогнозировать особенности поведения личности в системе правовых отношений; определять степень влияния наследственной и социальной среды, национальных и культурно–исторических факторов в правовом воспитании; пользоваться основными методами воздействия и исследования юридической психологии; владеть навыками психологического анализа реальных ситуаций и состояний; базовыми понятиями психологии; методами юридической психологии; приемами психической саморегуляции; имеет представления об Психологии профессиональной деятельности юриста, основных способах совершенствования и самосовершенствования.
  2. оценка «хорошо» - Обладает базовыми знаниями о: культуре поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе; стремлении к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; основных этапах возникновения и развития Психологии и Юридической психологии; о структуре психических явлений в личности; представление о социально-психологических процессах; ориентируется в психологии общения; умеет применять техники делового общения; социально–психологической сущности правового регулирования; психологических особенностях поведения людей в сфере отношений, регулируемых правом; закономерностях взаимодействия человека со средой; условиях формирования социально адаптивного и девиантного поведения личности; психологических факторах криминализации личности Способен: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые проблемы и процессы; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; личности в сфере правоохранительной деятельности; в состоянии осознавать значимость знаний Криминальной психологии в целях профилактики, раскрытия и расследования преступлений; выявлять дефекты правовой социализации личности; прогнозировать особенности поведения личности в системе правовых отношений; определять степень влияния наследственной и социальной среды, национальных и культурно–исторических факторов в правовом воспитании; пользоваться основными методами воздействия и исследования юридической психологии; психологического анализа реальных ситуаций и состояний; базовыми понятиями психологии; методами юридической психологии; приемами психической саморегуляции; имеет базовые представления об Психологии профессиональной деятельности юриста, основных способах совершенствования и самосовершенствования.
  3. оценка «удовлетворительно» - Имеет представление культуре поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе; стремлении к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; Психологии и Юридической психологии; обладает знаниями о личности и группе; имеет представления о правовой и криминальной психологии, о психологии личности юриста; навыках психологического анализа реальных ситуаций и состояний; методах юридической психологии; приемах психической саморегуляции.
  4. оценка «неудовлетворительно» - Не имеет четкого представления о культуре поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе; стремлении к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; основных закономерностях Психологии и Юридической психологии. Недостаточно полно усвоил структуру психических явлений в личности и группе, социально–психологическую сущность правового регулирования; психологические особенности поведения людей в сфере отношений, регулируемых правом; закономерности взаимодействия человека со средой; условия формирования социально адаптивного и девиантного поведения личности; психологические факторы криминализации личности; выявлять дефекты правовой социализации личности; прогнозировать особенности поведения личности в системе правовых отношений; определять степень влияния наследственной и социальной среды, национальных и культурно–исторических факторов в правовом воспитании; пользоваться основными методами воздействия и исследования юридической психологии; Затрудняется в оценке Психологии профессиональной деятельности юриста. Не владеет навыками психологического анализа реальных ситуаций и состояний; базовыми понятиями психологии; методами юридической психологии; приемами психической саморегуляции.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: