В 17 в. нидерландское искусство разделилось на две школы — фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части; на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании,— Фландрию (современная Бельгия) и на Голландию, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании.
Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому так популярны были картины для замков, для городских домов антверпенских аристократов и величественные алтарные образа для богатых католических церквей. Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии 17 в., в котором собственно нидерландские традиции смешались с испанскими и итальянскими, в итоге создав жизнерадостную, эмоционально-приподнятую, пышную в своих изобильных формах традицию.
Центральной фигурой фламандского искусства первой половины 17 в. был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Универсальность таланта, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.
Рубенс получил хорошее образование в Антверпене в иезуитской школе, где изучал латынь, современные европейские языки и античную историю. Он был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Луки, и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. В 1600 г. он совершил путешествие в Италию, прежде всего в Венецию, «на встречу» с Тицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучал Микеланджело. Он пробыл в Италии до 1608 г., являясь придворным художником герцога Гонзага в Мантуе. Эти годы были периодом формирования его искусства. Из современных художников наибольшее влияние на Рубенса имел Караваджо.
В 1608 г. Рубенс возвратился на родину и женившись, обосновался в Антверпене. Атмосферу своей семейной жизни он прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт (жимолостная беседка)» (1609-1610), изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных костюмах, но естественными и лишенными всякой позы и нарочитости.
20 - 30-е гг. 17 в. — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Первой большой работой на родине был заказ Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610-1611) и «Снятие с креста» (1611—1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа 17 в., в котором сочетаются монументальность и декоративность. Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических его произведений. В них нет мистики и экзальтации, свойственной итальянскому барокко. Им на смену пришли физическая сила и страстность, упоение природой. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел. Рубенс прославил национальный тип красоты – Дева Мария, Магдалина, предстают светловолосыми, голубоглазыми брабантками с пышными формами. Картины Рубенса насыщены бурным движением. Обычно для усиления динамики он использует диагональные направления, которые создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующими сложную пространственную среду.
Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции («Похищение дочерей Левкиппы», «Вакханалия», «Охота на львов») — все, что дает повод выразить радость бытия, особенно привлекает художника. Образы классической древности обретают земную достоверность («Персей и Андромеда»). Этому особенно способствует торжественный и звучный колорит его картин, а также особая манера письма – переходы света и тени незаметны, четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха. Рубенс пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта.
В 1623-1625гг. Рубенс получает заказ от французской королевы Марии Медичи, вдовы Генриха IV, на цикл из 21 картины для украшения Люксембургского дворца. Малоинтересные темы бракосочетания и регентства королевы гений Рубенса превратил в блистательное творение монументально-декоративного искусства. Эти картины нельзя назвать в полном смысле историческими, поскольку в них реальные лица соседствуют с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями. Но все имеет характер убедительной правды изображенного мира. К этому периоду относится и наиболее известный тонкий по характеристике и изысканный по цвету портрет молодой женщины, известный как портрет камеристки (около 1625).
В 1626 г. Рубенс потерял свою любимую жену. Тяготясь одиночеством, он принимает предложение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическими поручениями в Испанию и Англию. В Испании Рубенс изучает полотна Тициана, знакомится с молодым Веласкесом. В 1630 г. Рубенс после возвращения в Антверпен вступил в брак с Еленой Фоурмен, которая стала музой художника как живое воплощение его эстетического идеала. Он постоянно пишет ее («Прогулка», Портрет Елены Фоурмен в свадебном наряде», «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Вирсавия»).
В картине «Шубка» 1638) с потрясающей реалистической силой он пишет свою жену обнаженной. Это очень личное изображение, но в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину, как символ жизни.
В 30-е гг. Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, купил поместье со старинным замком Стэн, поэтому этот период его творчества часто называют «стеновским». В это последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем, но исполняет немало произведений и по заказу. Он пишет портреты, хотя этот жанр не самый главный в его творчестве. В основном в его наследии парадные барочные портреты, в которых величие передается позой модели, костюмом, аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (1638-1639) Рубенс сумел показать себя и тонким психологом.
У Рубенса была огромная мастерская, много учеников, в их числе были Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный. Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонис ван Дейк (1599—1641).
В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущимему лиризмом или грустно-элегически («Сусанна и старцы», 1618-1620; «Св. Иероним», 1620; «Мадонна с куропатками», начало 30-х гг., «Юпитер и Антиопа»). Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то. св. Себастьяном. Портретируя антверпенских богатых бюргеров, ван Дейк всячески старается аристократизировать модели.
В антверпенский период (конец 10-х -начало 20-х гг.) с тонким психологизмом в реалистической манере он пишет богатых бюргеров или своих товарищей. Но в Италии, снискав любовь генуэзской знати, ван Дейк получает множество заказов и создает парадный портрет, в котором прежде всего выражена сословная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают это впечатление (портрет Паолы Адорно). В 1627 г. ван Дейк ненадолго вернулся в Антверпен и стал на некоторое время главной художественной фигурой. Успех его как модного живописца-портретиста огромен (парные портреты супругов Стевенс; портрет художника Ф. Снейдерса и др.).
По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать с ним, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632), который пожаловал ему звание главного живописца короля и возвел в рыцарское достоинство. Ван Дейк создал галерею парадных портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в красочной одежде, явно приукрашенными (портрет Томаса Уортона; портрет Филиппа Уортона; портрет Карла I на охоте, ок. 1635).
Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (1593-1678), искусство которого самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы на него также оказал большое влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»). Один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить и свои индивидуальные черты. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды. За какие бы темы он ни брался — мифологические, христианские, аллегорические,— он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр — бытовой. Национальный «Праздник бобового короля» много раз повторен Иордансом. В другом сюжете «Сатир в гостях у крестьянина» античная легенда тоже приобретает национальные фламандские черты. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, декоративная.
Особым жанром во фламандском искусстве 17в. был натюрморт, как правило, служивший декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому он обычно велик по размеру в отличие от голландского. Знаменитым мастером фламандского натюрморта был Франс Снейдерс (1579-1657). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, битая дичь. (например, знаменитые «Лавки» 1618-1621: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка»).
Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии исключительно одаренным художником Адрианом Браувером (1601-1638), писавшим небольшого размера картины. Его герои — крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Горький напиток», «Курильщик», «Деревенский лекарь»). Сюжеты иногда драматичны, ирония переплетается с горечью. В этом смысле Браувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений.
В творчестве последователя Браувера — Давида Тенирса Младшего (1610-1690) крестьянская тема трактуется как сельские празднества. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с танцами, трапезами, мирными беседами.