Фламандское искусство 17 века

В 17 в. нидерландское искусство разделилось на две школы — фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части; на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании,— Фландрию (современная Бельгия) и на Голландию, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании. 

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому так популярны были картины для замков, для городских домов антверпенских аристократов и величе­ственные алтарные образа для богатых католических церквей. Сю­жеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюр­морты — основные жанры искусства Фландрии 17 в., в котором собственно нидерландские традиции смешались с испанскими и итальянскими, в итоге создав жизнерадост­ную, эмоционально-приподнятую, пыш­ную в своих изобильных формах традицию.

Центральной фигурой фламандского искусства первой половины 17 в. был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Универсальность таланта, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.

Рубенс получил хорошее образование в Антверпене в иезуитской школе, где изучал латынь, современные европейские языки и античную историю. Он был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Луки, и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. В 1600 г. он совершил путешествие в Италию, прежде всего в Венецию, «на встречу» с Тицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучал Микеланджело. Он пробыл в Италии до 1608 г., являясь придворным художником герцога Гонзага в Мантуе. Эти годы были периодом формирования его искусства. Из совре­менных художников наибольшее влияние на Рубенса имел Караваджо.

В 1608 г. Рубенс возвратился на родину и женившись, обос­новался в Антверпене. Атмосферу своей семейной жизни он прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт (жимолостная беседка)» (1609-1610), изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных костюмах, но естественными и лишенными всякой позы и нарочитости.

20 - 30-е гг. 17 в. — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Первой большой работой на родине был заказ Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610-1611) и «Снятие с креста» (1611—1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа 17 в., в котором сочетаются монументальность и декоративность. Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, об­ретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических его произ­ведений. В них нет мистики и экзальтации, свойственной итальянскому барокко. Им на смену пришли физическая сила и страстность, упоение природой. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел. Рубенс прославил национальный тип красоты – Дева Мария, Магдалина, предстают светловолосыми, голубоглазыми брабантками с пышными формами. Картины Рубенса насыщены бурным движением. Обычно для усиления динамики он использует диагональные направления, которые создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующими сложную про­странственную среду.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции («Похищение дочерей Левкиппы», «Вакханалия», «Охота на львов») — все, что дает повод выразить радость бытия, особенно привлекает художника. Обра­зы классической древно­сти обретают земную до­стоверность («Персей и Андро­меда»). Этому особен­но способствует торжественный и звучный колорит его картин, а также особая манера письма – переходы света и тени незаметны, четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха. Рубенс пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта.

В 1623-1625гг. Рубенс получает заказ от французской королевы Марии Медичи, вдовы Генриха IV, на цикл из 21 картины для украшения Люксембургского дворца. Малоинтересные темы бракосочетания и регентства короле­вы  гений Рубенса превратил в блистательное творение монумен­тально-декоративного искусства. Эти картины нельзя назвать в полном смысле историческими, поскольку в них реальные лица соседствуют с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями. Но все имеет характер убедительной правды изображенного мира. К этому периоду относится и наиболее известный тонкий по характеристике и изысканный по цвету портрет молодой женщины, известный как портрет каме­ристки (около 1625).  

 

В 1626 г. Рубенс потерял свою любимую жену. Тяготясь одиночеством, он принимает предложение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическими поручениями в Испанию и Англию. В Испании Рубенс изучает полотна Тициана, знакомится с молодым Веласкесом. В 1630 г. Рубенс после возвращения в Антверпен вступил в брак с Еленой Фоурмен, которая стала музой художника как живое воплощение его эстетического идеала. Он постоянно пишет ее («Прогулка», Портрет Елены Фоурмен в свадебном наряде», «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Вирсавия»).

   

В картине «Шубка» 1638) с потрясающей реалистической силой он пишет свою жену обнаженной. Это очень личное изображение, но в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину, как символ жизни.

  

В 30-е гг. Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, купил поместье со старинным замком Стэн, поэтому этот период его творчества часто называют «стеновским». В это последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем, но исполняет немало произведений и по заказу. Он пишет портреты, хотя этот жанр не самый главный в его творчестве. В основном в его наследии парадные барочные портреты, в которых величие передается позой модели, костюмом, аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (1638-1639) Рубенс сумел показать себя и тонким психологом.

У Рубенса была огромная мастерская, много учеников, в их числе были Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный. Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонис ван Дейк (1599—1641).

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологи­ческие и христианские, которые он трактует с присущимему лиризмом или грустно-элегически («Сусанна и старцы», 1618-1620; «Св. Иероним», 1620; «Мадон­на с куропатками», начало 30-х гг., «Юпитер и Антиопа»). Сын богатого антверпенского коммерсан­та, он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристокра­тизм модели, ее хрупкость и изысканность. Он пишет себя то Риналь­до, то Парисом, то. св. Себастьяном. Портретируя антверпенских богатых бюргеров, ван Дейк всячески старается аристократизировать модели.

В антвер­пенский период (конец 10-х -начало 20-х гг.) с тонким психологизмом в реалистической манере он пишет богатых бюргеров или сво­их товарищей. Но в Италии, снискав любовь генуэз­ской знати, ван Дейк получает множество заказов и создает парадный портрет, в котором прежде всего выражена сослов­ная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары бо­гатого костюма и обстановки усиливают это впечатление (портрет Паолы Адорно). В 1627 г. ван Дейк ненадолго вернулся в Антверпен и стал на неко­торое время главной художественной фигурой. Успех его как модного живописца-портретиста огромен (парные портреты супругов Стевенс; портрет художника Ф. Снейдерса и др.).

По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать с ним, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632), который пожаловал ему звание главного живописца короля и возвел в рыцарское достоинство. Ван Дейк создал галерею парадных портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в красочной одежде, явно приукрашенными (портрет Томаса Уортона; портрет Филиппа Уортона; портрет Карла I на охоте, ок. 1635).

 

  

Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Истинным последо­вателем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (1593-1678), искусство которого самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы на него также оказал большое влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»). Один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить и свои индивидуальные черты. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды. За какие бы темы он ни брался — мифологиче­ские, христианские, аллегорические,— он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюб­ленный его жанр — бытовой. Национальный «Праздник бобо­вого короля» много раз повторен Иордансом. В другом сюжете «Сатир в гостях у крестьянина» античная легенда тоже приобретает национальные фламандские черты. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, декоративная.

 

Особым жанром во фламандском искусстве 17в. был натюр­морт, как правило, служивший декоративным украше­нием больших богатых интерьеров, поэтому он обычно велик по размеру в отличие от голландского. Знаменитым мастером фламандского натюрморта был Франс Снейдерс (1579-1657). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, битая дичь. (например, знаменитые «Лавки» 1618-1621: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка»).

Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии иск­лючительно одаренным художником Адрианом Браувером (1601-1638), писавшим небольшого размера картины. Его герои — крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декора­тивности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Горький напиток», «Курильщик», «Деревенский лекарь»). Сюжеты иногда драматичны, ирония переплетается с горечью. В этом смысле Браувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соот­ношений.

В творчестве последователя Браувера — Давида Тенирса Млад­шего (1610-1690) крестьянская тема трактуется как сельские праз­днества. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с тан­цами, трапезами, мирными беседами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: