В начале 16 в. это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Продолжающееся завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, владеющую гигантскими колониями. Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве. Но расцвет испанской живописи не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее.
У испанских художников было два основных заказчика: аристократия и католическая церковь, под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Но религиозные идеи в живописи Испании воспринимаются как образы реальной действительности. В испанском искусстве идеал национального героя выражен, прежде всего, в образах святых.
Блестящий расцвет живописи начинается в Испании в 1576 г.с приездом Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко (1541-1614). Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику), изучал в Риме произведения Микеланджело. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей. Истоками его творчества была византийская живопись и венецианская школа. В тематике произведений Эль Греко преобладают религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо). Значительно реже он обращается к античным мифам («Лаокоон»). Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Его картины на известные сюжеты производят неожиданное впечатление. Герои Эль Греко находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения, напряженного динамизма, переданного цветом. В композициях Эль Греко свет скользит по фигурам, вспыхивает и затухает, все кажется колеблющимся в беспокойном ритме. Лица героев Эль Греко все чем-то похожи друг на друга - всегда удлиненные, аскетические, с асимметрично посаженными, широко открытыми горящими глазами. Этих людей снедает внутренний огонь, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии, Эль Греко подчеркивает ничтожество человека перед силами природы. В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко много мистики и экзальтированности, даже ложной патетики и изломанности, в чем-то близкой маньеризму.
|
|
«Золотой век» испанской живописи означен именами таких художников, как Франсиско Рибальта, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран. Испанских художников первой половины 17 в. роднит с Караваджо интерес к жанровой живописи, образцами которой являются испанские «бодегонес» (от слова bodegоn — трактир, харчевня, кухня).
|
|
На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы (1591-1652) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. В его почерке много от караваджизма: он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, точную пластическую моделировку, подчеркнутую материальность формы, контрасты света и тени, сложные ракурсы фигур («Св. Себастьян»).
Его библейские и евангельские персонажи — простолюдины, но всегда полные достоинства, мужественные и гордые. Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Рибера предпочитает изображать сцены мученичеств; в них ярче предстает нравственная сила героев. Драматические сюжеты толкуются Риберой без внешних эффектов, и образы обретают истинную монументальность благодаря глубокой внутренней значимости. Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, а ракурс снизу придает ему величественность. Расцвет творчества Риберы относится к 30-40-м гг. 17 в. Его живопись становится светлее, исчезают резкие светотеневые контрасты. Образы теряют свою конкретность, но становятся более обобщенно-глубокими, идеальными, как, например, пленительная в своей чистоте и красоте «Св. Инесса» — юная христианка, отданная на поругание толпе, но чудесно спасенная Богом, или Мария Магдалина.
Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (1598-1664). Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажами—монахи. Спокойные, важные, благочестивые, они представлены обычно в рост, в белых одеждах на темном фоне, в застылой, статичной позе, что сообщало им оттенок вечного, незыблемого. Это всегда национальный, полный достоинства характер (Св. Лаврентий» с символом мученичества — жаровней в руках). До 30-х гг. плотные, темные краски, светотеневые контрасты живописи Сурбарана указывают на влияние караваджизма. Творчество зрелого Сурбарана совершенно самостоятельно и свободно от влияний. Образы величественны и просты («Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским»). Лаконизм и выразительность пластических средств Сурбарана особенно хороши в его натюрмортах, в которых художник умеет выявить материальное совершенство, красоту формы, фактуры, цвета изображаемых им предметов, создавая поистине монументальный образ «мертвой природы».
Самый значительный художник «золотого испанского века» — Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660). Веласкес учился у Пачеко, мастерская которого во многом напоминала итальянскую боттегу. Первые его самостоятельные работы показывают интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос»). В этих работах Веласкес соединил караваджистское «тенеброссо» с сурбарановским умением передать величие вещей и свое глубоким уважением к людям из народа.
У Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им как бодегонес («Христос в гостях у Марии и Марфы»). Так же своеобразно он трактует мифологические сюжеты. В конце 20-х гг. 17 в. Веласкес пишет картину «Вакх в гостях у крестьян», но чаще ее называют «Пьяницы». Особой идеализации нет даже в фигуре полуобнаженного Вакха. Возвышенное и низменное перемешалось здесь, как на ранних этапах античного искусства. Широкая моделировка формы, контрасты света и тени, золотистый тон — все это черты караваджизма, однако в картине уже видна индивидуальность Веласкеса. Формирование этой манеры связывают с влиянием Рубенса, который в 1628 г. приезжал в Мадрид и подружился с Веласкесом.
|
|
В 1629 г. Веласкес впервые едет в Италию, где самым большим впечатлением для него стала живопись венецианцев. Результатом изучения им классического искусства стала «Кузница Вулкана», но в толковании темы он остался верен собственным принципам, изобразив вместо античных героев вполне современных испанских крестьян, занятых кузнечным ремеслом.
В середине 30-х гг. Веласкес пишет картину «Сдача Бреды», посвященную единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Новаторской была сама композиция батальной сцены — без аллегорических фигур и античных божеств. Новаторским было и толкование темы: побежденные голландцы, сконцентрированные в левой части картины, представлены с тем же чувством достоинства, что и победители — испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название «Копья»). Лица портретны и одновременно типичны, что усиливает значимость происходящего, превращает небольшое событие в изображение исторически важного. Действующие лица размещены на фоне равнины, общо написанной линии войск и горящей крепости. Колористическое решение построено на немногочисленных тонах, объединенных серым цветом. Колористическое дарование Веласкеса по-настоящему было оценено только в 19 в.
Утверждение достоинства личности — основная черта портретной живописи Веласкеса. Как придворный художник, он почти сорок лет писал портреты Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и многих придворных. На всех портретах изображения неоднозначны и предполагают возможность размышления. Эта многогранность особенно видна на портрете премьер-министра графа Оливареса. Проницательный острый взгляд и коварная улыбка характеризуют модель, но многие нюансы дополняют и углубляют эту характеристику. Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам (конные портреты Филиппа IV, инфанта Балтазара Карлоса, графа Оливареса и др.).
|
|
Для искусства Веласкеса свойственны благородство и мера. Эти качества сказались и в портретах шутов 30- 40-х гг. Скорбно глядящий на зрителя Себастьян де Морра; задумавшийся над гигантским в его маленьких руках фолиантом любимый шут Филиппа IV Эль Примо; разряженный, как принц, карлик «Дон Антонио (Англичанин)», кажущийся еще меньше рядом с большой собакой; «Идиот из Кории» — все эти несчастные, развлекающие двор, переданы художником с большим тактом, достойными уважения и сочувствия.
Правдивость изображения и глубина проникновения в истинную сущность модели с особой силой проявились в портрете Папы Иннокентия X, который Веласкес уже прославленным художником написал в Италии в 1649 г. Сидящий в кресле остается как бы один на один со зрителем. пронизывающий умный взгляд холодных светлых глаз Иннокентия Х, его сжатые губы выдают характер волевой, целеустремленный, жестокий, беспощадный, незаурядную натуру, не знающую ни в чем преград и сомнений. Современники утверждали, что, увидев свой портрет, Папа воскликнул: «Troppo vero» («Слишком правдиво»).
Портрет демонстрирует сложнейшее искусство Веласкеса-колориста. Он написан в два цвета: белым и красным, но красный дан во множестве оттенков, от алого до розового. Мантия, кресло, головной убор, занавес — все написано в красных тонах, но красные рефлексы есть и на белом стихаре и даже на лице и руках. Красный цвет создает общий колорит, столь же праздничный, сколь и напряженный, что еще более обостряет многоплановую характеристику модели. Так, на смену портрету-идеалу эпохи Высокого Возрождения барокко выдвигает портрет человека во всей его сложности, со всеми темными и светлыми сторонами.
В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. Может быть, под впечатлением тициановской «Венеры» он написал свою «Венеру с зеркалом» — первое в испанском искусстве изображение обнаженного женского тела.
Венера написана со спины, и только в зеркале, которое держит амур, отражается ее простое милое лицо. Такая замкнутая в самой себе композиция, по мнению многих исследователей, является характерной чертой искусства барокко. Множество оттенков розового и золотистого лепят объем прекрасного обнаженного тела, растворяющегося в насыщенной воздухом среде. Предметы окутаны солнечном свете и в другой знаменитой картине Веласкеса — «Менины» (фрейлины).
Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. На переднем же плане изображена инфанта Маргарита в окружении фрейлин, карлицы, придворных и собаки. В дверях покоя художник поместил фигуру канцлера. Лицо инфанты, полное выражения детской надменности, ее легкие волосы, тщедушное тельце, закованное в парадное платье,— все пронизано воздухом, моделировано разными цветовыми оттенками, мазками разного направления, плотности, величины и формы. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.
Картина «Пряхи» также жанровая картина, поданная мастером монументально. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы. Они посмотреть гобелен, изображающий миф об Арахне. Этот сюжет, изложенный Овидием в «Метаморфозах», перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где изображены сами пряхи — арахны. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Фигуры дам почти растворяются в золотом свете, в то время как на первом плане — полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, выхватывая из полутьмы отдельные детали – головы и спины прях, колесо прялки. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство. В своих образах он поднялся до общечеловеческого, оставаясь истинным испанцем по мироощущению.
Самым крупным художником второй половины 17в. был младший современник Веласкеса — Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682), один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств. Его изображения «Мадонны с младенцем», «Вознесения мадонны», «Непорочного зачатия», «Святого семейства», в которых поэтичность нередко переходит в слащавость, снискали ему европейскую славу, равно как и изображения детей улицы, мальчишек в поэтических лохмотьях («Мальчик с собакой», «Едоки дыни винограда»).