Искусство Проторенессанса

Тема 5. Возрождение

Искусство итальянского Возрождения (Ренессанс)

Хронологическая таблица

Проторенессанс

1. Эпоха дученто конец 13 в. 1280-1320 гг.
2. Эпоха треченто 14 в. 1320-1390 гг.

Ранний Ренессанс

3. Эпоха кватроченто 15 в. 1400-1490 гг.

Высокий Ренессанс

4. Эпоха чинквеченто рубеж 15-начало 16 в. 1490-1530 гг.

Поздний Ренессанс

5. Позднее возрождение Венеции 16 в. 1530-1600 гг.

 

Раннее развитие культуры Возрождения в Италии было связано с особыми обстоятельствами ее политической и экономической жизни: из-за борьбы за первенство между папством и германскими императорами страна не имела централизованной власти, в ходе этой борьбы возникли партии гвельфов (торговцев и ремесленников) и гиббелинов (феодального дворянства). В результате борьбы партий в конце 12-начале 13вв. произошли коммунальные (городские) революции, уничтожившие в городах власть феоладов, установилась республиканская форма управления. Выгодное географическое положение Италии позволило развивать международную торговлю, которая сопровождалась подъемом ремесел и зарождением ранних форм капиталистического производства. Наиболее передовая область – Тоскана (Флоренция и Пиза, Сиена). На севере Италии крупнейший центр торговли – Венеция.

Особенности искусства итальянского Возрождения

1. широкое использование античного наследия ( изучение рукописей, рельефов, статуй, фресок ), что обогащает искусство новыми мотивами и приемами, вносит оттенок героической идеализации.

2. рационалистичность, создание научных основ искусства.

Искусство Проторенессанса

Рубеж 13 и 14 вв. – блестящий подъем искусства. В произведениях изобразительного искусства начинается формирование основ нового стиля.

Скульптура. Скульптура дученто не только усвоила прогрессивные черты французской готики, но и открыла в античной пластике гуманистический пафос и полноту бытия, воплотила новые представления и идеалы, пластические принципы.

Никколо Пизано – основоположник нового направления, органично соединивший античное богатство и энергию языка античной скульптуры и христианскую иконографию: мадонна напоминает античную богиню, Геркулес – средневековую аллегорию силы. Он возродил античную технику обработки мрамора с помощью буравчика, заменил низкий рельеф высоким.

Арнольфо ди Камбио – его творчество отличает цельность, одухотворенное богатство пластики человеческого тела. Новая, более эмоциональная религиозность переведена в масштабы конкретных, искренне выраженных чувств: тихое горе Иоанна в «Успении Марии» - рельеф фасада флорентийского собора; благоговейная взволнованность волхва из сцены «Поклонение волхвов» - рельеф римской церкви Санта Мария Маджоре. 

 

Джованни Пизано первый итальянский скульптор, тесно соприкоснувшийся с готической традицией, органически усвоивший характерные элементы ее пластического языка (гротескные угловатые силуэты с резкими изгибами, напряженный ритм суховатых линий, эмоциональная экзальтация). Его произведения отличает колоссальная внутренняя энергия, героическая активность – монументальные мраморные скульптуры пророков и пророчиц из сиенского собора. Круглая скульптураДжованни Пизано разнообразна – колоссальные, мощно и суммарно вырубленные скорбно-патетические фигуры святых и пророков пизанского баптистерия, утонченные, ювелирно проработанные миниатюрные скульптуры из слоновой кости (мадонна из пизанского собора). Мадонна делла Чинтола из собора Прато. Он ввел в итальянское искусство новый образ мадонны – прекрасной матери с ребенком.

В живописи становление новых художественных принципов началось позже, чем в скульптуре и протекало более замедленно. Но перелом в живописи оказался более глубоким и радикальным – в течение нескольких десятилетий была ниспровергнута византийская изобразительная система. Живопись обратилась к человеку и реальности – произошло «открытие мира». Традиционные персонажи религиозных легенд воплощают новое представление о значительности личности, мир, окружающий религиозных персонажей, наделяется свойствами реальности – материальная вещественность, объем, пространственная глубина. Начинается эпоха поисков системы передачи объема на плоскости – возрождается античный принцип светотеневой моделировки форм. Овладение приемами передачи трехмерного пространства начинается с византийских образцов – с условного обозначения места действия. Шаг вперед – «античная перспектива», дающая возможность создать иллюзию геометрически упорядоченного конечного пространства на картинной плоскости: уходящие в глубину горизонтальные линии сходятся не в одной точке, а попарно на вертикальной оси. Наглядное применение этого приема – мастер святой Цецилии, Джотто (фрески капеллы дель Арена в Падуе). Но в эпоху дученто представление о действительности выражалось суммарно – приметы реальности обозначаются немногими постоянными признаками, нередко заимствованными из византийского искусства, без натурных штудий. Значительные центры развития живописи дученто – Флоренция, Рим, Ассизи (Базилика Сан Франческо).

Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) – первый итальянский живописец эпохи Возрождения, соединивший византийскую традицию с новой, более человечной религиозностью. Самая значительная работа: серия росписей на темы из Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в трансепте и хоре верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи. Чимабуэ стремился придать изображению не только монументальную обобщенность и экспрессию, но и объемность, пространственную глубину. Первым применил «античную перспективу», достигнув иллюзии пространства. Алтарные композиции восходят к византийским прототипам, но обладают возвышенной красотой образов. «Мадонна со святыми» – фигура мадонны очерчена пластичными линиями, наклон головы мягкий и сдержанно эмоциональный, ясность и плавность линий. Трактовка ангелов реалистична – прекрасные юные существа, ясно соразмерные и телесные. Мозаика «Иоанн Евангелист» – идеально-возвышенное изображение в изысканной гамме лиловых и сине-голубых тонов.

Пьетро Каваллини ввел принцип объединения отдельных композиций иллюзорными ордерными элементами для гармонической упорядоченности и соединения их с архитектурным пространством. Мозаичный цикл абсиды церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме – соединяет типичные византийские черты (золотой фон, иконографию) с новой конкретностью видения мира, вещественностью моделировки форм и пафосностью изображения персонажей. Фреска «Страшный суд» – одно из самых замечательных произведений позднего дученто: человечность персонажей, наделенных античной величавостью, использование светотеневого контраста для передачи вещественности изображения.

Росписи базилики Сан Франческо в Ассизи (90-е гг. 13 в.) – единственный сохранившийся памятник итальянской монументальной живописи, отражающий переход от эпохи Чимабуэ и Каваллини к эпохе Джотто. Авторство фресок спорно. Смысловой и композиционный центр росписей – «История святого Франциска» на стенах продольного нефа. Мастер «Истории святого Франциска» связан с традициями школы Каваллини – владеет светотеневой моделировкой форм, античной перспективой, угловыми ракурсами. Первым решительно отходит от трактовки темы в пределах византийских формул. Мастер с почти документальной точностью воссоздает облик построек средневекового Рима и Ассизи. Фрески уподоблены окнам в реальный мир – расположены невысоко, в один ряд, обрамлены изображенными в перспективном сокращении карнизами и колоннами. Опыт итальянского искусства позднего дученто получает новое преломление в творчестве Джотто.

Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). Сформировался под влиянием школы Каваллини, но несомненна связь живописи Джотто с школой Чимабуэ и Пизано. Утвердил в своем творчестве новый убедительный образ мира, наделенного нравственной значительностью. Приметы мира Джотто обозначает суммарно. Цельность и четкость структуры сценического пространства достигнута с помощью ракурсов и античной перспективы. Высветление выпуклых частей придает скульптурную ощутимость изображениям – этот прием стал господствующим в монументальной живописи Италии вплоть до конца 15 в.

Цикл фресок капеллы дель Арена в Падуе (капелла дельи Скровеньи). Задача художника – ритмическая организация интерьера. Фронтальная (западная) стена – традиционно трактованная роспись «Страшный суд». Цоколь продольных стен (нижний ярус) – изображения пророков и добродетелей. Росписи средней части продольных стен, посвященные жизни Марии и Христа, разбиты на небольшие композиции (2,31х2,02м), расположены в три яруса, упорядочены узкими горизонтальными тягами и широкими вертикальными полосами с мозаичным геометричным орнаментом, что сообщает всему интерьеру четкую и стройную структуру. Джотто ввел новый принцип создания монументальной живописи - сочетание декоративной целостности общего решения с концентрированной содержательностью каждой отдельной сцены.Образы героев Джотто естественны, наделены нравственным величием. Художник передает богатство человеческих взаимоотношений с помощью жестов, взглядов, но облик героев передается суммарно: «Встреча Марии и Елизаветы», «Явление Христа Марии Магдалине», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа», «Встреча Иоакима и Анны» и др.

 

Фресковые циклы Джотто – росписи капелл Санта-Кроче. Капелла Барди – цикл, посвященный св. Франциску, решен в эпическом тоне, основан на строгом композиционном равновесии. Капелла Перуцци – фрески, посвященные жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.

Мадонна Оньисанти «Мадонна на троне» – новое решение традиционного типа алтарной картины: величавая широта композиции, материальная ощутимость, декоративность светлых плотных красок.

Дуччо ди Бонинсенья – сиенский мастер, современник Каваллини. Родоначальник второй линии развития ренессансной живописи – открытие мира в его многообразии, через достоверные детали и лирическую сосредоточенность чувств. Характерные черты его работ – утонченная выразительность легких силуэтов, каллиграфия линий. Мадонна Ручеллаи,. Алтарь «Маэста» (Величание Мадонны) сиенского собора – величайший памятник живописи 14 в. Центральная картина «Мадонна на троне» обрамлена 13-ю сценами из жизни Марии и Христа, трактованными с необыкновенной силой лирического сопереживания.. На обратной стороне алтаря изображено 42 композиции, посвященные жизни Христа. Краски яркие, чистые, преобладают красные и золотые. Линии силуэтов плавные. Трактовка пространства уникальна – Дуччо стремится объединить планы картины.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: