Искусство от начала 1320 гг. до конца 14 века – треченто

С начала 14 в. развитие ренессансной культуры приобретает сложный характер: сохраняется мощный пласт христианской культуры, усиливается авторитет церкви, укрепляются внешние связи Италии. Новые тенденции культуры треченто: развитие философского течения – гуманизма, стержнем которого становится изучение античного наследия. В 14 в. гуманизм еще не создал развернутого учения о личности, но изменилось отношение к личности. Треченто – новый этап эстетического открытия мира: реальная действительность приобретает в искусстве более конкретный облик. В 14 в. сформулирована ренессансная идея о цели искусства – подражать природе: «Наиболее совершенный вожатый, какого ты можешь себе выбрать… - это рисование с натуры» (Ченнино Ченнини).

Скульптура утрачивает пластическую силу дученто, становится более камерной и декоративной, связанной с готикой. Ведущий жанр – монументальное скульптурное надгробие. Покойный изображается дважды – мертвым и живым. Развивается монументальный рельеф, мелкая пластика – небольшие статуи святых, украшения алтарей.

Сиенская школа. В 14 в. самая значительная. Андреа Пизано (Андреа да Понтедера) – в творчестве соединил влияние французской готики и флорентийской школы, нашел ряд решений, ставших классическими для итальянского искусства: готическая стилизация сочетается с ясностью и величавостью. Двери флорентийского баптистерия (кристаллическая архитектоника). Рельефы кампаниллы флорентийского собора посвящены свободным и механическим искусствам, ремеслам (энциклопедия трудов человека).

В итальянской живописи 14 в. дальнейшее развитие принципов Джотто: появляется новая светская тематика. Натурных штудий до конца 14в. нет. Трактовка форм и пространства остается суммарной, реалистичность достигается за счет светотени и перспективы. Живопись становится более утонченной и декоративной. Школа Джотто 14 в. - Мазо ди Банко автор фресок капеллы Барди-Вернио флорентийской церкви Санта Кроче – эпическое величие, совершенство архитектоники, великолепный колорит.

Таддео Гадди (уп.1327-1366) – росписи на темы из жизни Марии капеллы Барончелли церкви Санта Кроче, светлые, динамичные, реалистичные. В сцене благовещения Иоакиму и пастухам Гадди предпринял смелую попытку передать эффекты ночного освещения. Написал первый в истории итальянской живописи натюрморт.

Сиенская школа. Реформы Джотто восприняты частично, больше обращения к традиции Дуччо и готики. Симоне Мартини – выдающийся живописец 14в. «Маэста» – фреска главного зала сиенского Палаццо Пубблико. Алтарь св. Людовика Тулузского. «История св. Мартина»  – фресковый цикл капеллы базилики Сан Франческо в Ассизи. Благовещение. Это сближает живопись Мартини Мартини – единственный художник треченто, отразивший красоту неповторимой личности, первый портретист в итальянской живописи.

Фресковое панно главного зала сиенского Палаццо Пубблико «Гвидориччо да Фольяно» – монументальный конный портрет правителя на фоне покоренных замков Монтемасси и Сассофорте, проникнутый новым пониманием величия личности. Соединение лаконизма с декоративной нарядностью красок и отточенным рисунком.

Амброджо Лоренцетти – вторая линия развития сиенской живописи. А. Лоренцетти приверженец флорентийской традиции: скупые, лаконичные линии, монолитность форм, интерес к перспективным построениям, но одновременно тяготение к живой конкретности деталей. «Мадонна с младенцем», «Сцены из жизни св. Николая из Барии», «Принесение во храм». «Аллегория Доброго правления» Росписи Зала Девяти сиенского Палаццо Пубблико – воплощение политической программы правительства города, построены на противопоставлении Доброго и Злого правления. Символ благоденствия – танцующие девушки. Он отказывается от разбивки стен на отдельные композиции-окна – создает единый фриз. Принцип фриза заимствован из готики, но подчеркнутая телесность, пространственность, сдержанность цвета и рисунка – от итальянской традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: