Коррупционный потенциал отдельных регионов Российской Федерации

    Эксперты выделяют коррупционный потенциал отдельных регионов Российской Федерации. Коррупция наиболее распространена в тех регионах, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества субъектов хозяйственной деятельности.

    К числу наиболее коррумпированных территорий относятся: крупные города, транспортные узлы, прибрежные и приграничные города, порты.

    В то же время специалисты утверждают, что в России нет зон, свободных от коррупции.

    Как показывает большинство социологических опросов, наиболее коррумпированными являются: здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы.

    Наибольшую опасность представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в экономике.

    Здесь получают распространение такие проявления коррупция, как:

· завышение затрат на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования;

· развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты так называемых «откатов» врачом за направление пациентов в конкретную организацию, зачастую возглавляемую их родственниками;

· получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур;

· создание подконтрольных чиновниками муниципальных образований управляющих компаний, фирм по оказанию населению коммунальных услуг, сдача муниципальных нежилых помещений за вознаграждение коммерческим структурам;

· с введением системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали отмечаться факты взяток за обеспечение высоких баллов. Причем основная их часть переместилась в школы. Например, по итогам ЕГЭ в 2007г. наивысшие баллы по русскому языку получили выпускники республик Северного Кавказа;

    По мнению большинства экспертов, среди ветвей власти в России самой коррумпированной является исполнительная власть.

    При непосредственном участии чиновников происходит передел собственности: путем заказных банкротств, недружественных слияний и поглощений, всевозможных корпоративных конфликтов, связанных с захватом чужого бизнеса, в том числе с распространившимся в последнее время рейдерскими захватами собственности.

    По оценкам экспертов, прибыль рейдеров соизмеримо с доходами от торговли наркотиками. И если выгода от рейдерства в промышленности оценивается в 500%, то в сельском хозяйстве – в 1000%.

    В результате громадные сельскохозяйственные угодья выводятся из оборота. Это ведет к дальнейшему обнищанию сельских жителей, сокращению производства продуктов питания, их удорожанию, торможению реализации национального проекта «Развитие АПК».

    Размах нынешнего криминального российского рейдерства был бы высокой коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления.

    В корыстном потворстве сомнительным сделкам с землей и прямом нарушении законов, по данным Генеральной прокуратуры России, уличены судьи, судебные приставы, сотрудники правоохранительных, налоговых, исполнительных органов власти, местных администраций.

    Кроме того, в экономике признаются наиболее взяткоемкими: кредитно-финансовая сфера, денежное обращение, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгоценных металлов и камней.

    Менее подвержены коррупции малопрактикующая частная медицина, мелкий бизнес, а также инновационный бизнес, эффективность которого коррупционеры пока затрудняются оценить.

    Одной из наиболее коррупционных сфер является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в системе госзаказа.

    Наиболее критической является ситуация в банковской сфере, так как через лжебанки, создаваемые на 1-3 месяца, легализуются многомиллиардные суммы с помощью подставных фирм. Большая часть средств – выручка от незаконного бизнеса. Обналиченные, «живые» деньги идут на подкуп чиновников и политиков, расширение теневой экономики, воспроизводство организованной преступности, закупку оружия для террористических и экстремистских центров.

    В области социального обеспечения получило широкое развитие выселения из квартир одиноких пенсионеров  через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. В этом случае происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур. Но без участия должностных лиц региональной и муниципальной власти расхищаются средства, выделяемые на содержание инвалидов и стариков. Скрытые формы такого хищения – закупка медикаментов, продуктов питания и других   предметов потребления по завышенным ценам, а также с истекающим или истекшим сроком годности.

    Коррупционные явления получили распространение в судебной системе. Известны факты, когда судьи в арбитражных и судах общей юрисдикции решают дело в пользу более обеспеченной стороны. Отмечаются случаи затягивания дел по ходатайством заведомо проигрывающей стороны процесса, что часто используется для удержания незаконно захваченной собственности и извлечения и извлечения максимальной прибыли из нее. Приводимые социологические опросы показывают, что лишь 14% респондентов ответили, что нынешний суд объективен, более 21% полагают, что он не объективен, а свыше 57% считают, что «все дело в цене».

    Эксперты отмечают, что в России достаточно велика коррумпированность избирательного процесса.

    Коррупция здесь выражается в незаконном финансировании избирательных компаний, информационным обеспечении выборов организациями и СМИ из корыстной или иной заинтересованности, подкупе лиц, призванных обеспечивать открытость и гласность избирательного процесса.

    В последние годы лидерами крупных организованных преступных формирований проводится активная деятельность по внедрению своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней для лоббирования своих интересов. Имея обширные возможности и связи, они активно осваивают выборную систему, направляя значительные фонды своих представителей. Наиболее активные из них сами баллотируются на разные выборные посты.

    Об актуальности этой проблемы говорят и результаты социологических исследований. Так, по данным опроса ФОМ, 76% россиян уверены, что в органах власти их регионов есть лица, связанные с организованной преступностью. При этом 63% респондентов считают, что это весьма распространенное явление, а 45% отметили, что по сравнению с началом 90-х годов криминальных элементов во власти стало значительно больше.

    Как показывает статистика коррупционных скандалов, наиболее привлекательной для организованной преступности является муниципальная власть из-за сравнительной немногочисленности электората и значительности неконтролируемых финансовых потоков, вызванных передачей государственных полномочий на муниципальный уровень.

    Проникновение представителей организованной преступности в органы власти способствуют: деформация общественного сознания, низкая правовая и политическая культура населения, его недостаточная политическая активность.

    Не оправдывают своей роли в противодействии коррупции средства массовой информации. Заказные статьи, зависимость от владельцев, погоня за «жареными», но непроверенными фактами, скрытая реклама - свидетельства того, что и СМИ вовлечены в общий коррупционный процесс.

    Таким образом эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности России. С учетом того что в молодежной среде существует весьма терпимое отношение к взяткам, эта проблема еще долгое время останется актуальной.

    Нельзя утверждать, что борьба с коррупцией в стране не ведется.

    Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации антикоррупционные инициативы встречаются гораздо чаще, чем на федеральном уровне (имеется в виду создание как самостоятельных антикоррупционных центров, комитетов, коалиций, советов, так и при главах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований). Более двух десятков регионов приняли законы о противодействии коррупции или аналогичные региональные программы.

    МВД России ежегодно приводит проверки законности реализации национального проекта. В какой-то мере это способствует снижению коррупционной составляющей в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве, аграрном комплексе. Но огромные денежные ресурсы, поступающие из бюджетов всех уровней на реализацию национальных и региональных проектов, представляют особый интерес для коррупционеров и мошенников. Придумываются все новые и новые схемы увода и распыления государственных средств.

    В правовой сфере началась работа над имплементацией в российское законодательство положений, предусмотренных подписанными Россией Конвенцией ООН против коррупции и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Первым таким шагом стало возвращение  в национальное законодательство института конфискации имущества за коррумпированное деяние. Усилена уголовная ответственность за такие должностные преступления, как «служебный подлог» и «халатность», заканчивается разработка проекта федерального закона о противодействии коррупции.

    Неэтично и огульно обвинять всех чиновников в нечистоплотности и вымогательстве взяток. В стране достаточно много людей, которые стремятся работать честно и прозрачно.

    В то же время, учитывая, что коррупция в России является системным явлением, эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических, правовых, социальных и информационно- пропагандистских мер. [3]

 

      

        

 

             

 

 

    

 

 

  §2.2 Меры противодействия коррупции

    Противодействие коррупции – вопрос политической воли. Эффективное противодействие коррупции возможно при условии наличия политической воли со стороны высшего руководства страны. Коррупция - это прямое следствие неэффективности государственного управления, а не ее причина. Поэтому в качестве первоочередных стратегических целей развития государства должны быть – эффективно работающие государственные институты, стабильный рост экономики, повышение качества жизни населения, а не лозунги борьбы с коррупцией.

    Обеспечение права граждан на информацию – главная антикоррупционная мера. Сегодня государство неподотчетно обществу, власть не прозрачна в своих действиях и механизмах принятия решений – эти условия наиболее благоприятны для процветания коррупции. Для того, что обеспечить прозрачность власти, необходимо принятие закона о праве граждан на информацию. Понадобится пересмотр законодательства о государственной тайне, которое сейчас позволяет подводить под эту категорию слишком много. Наконец, понадобится внесение изменений в бюджетное законодательство. Многие бюджетные статьи должны стать более дробными и перейти в открытую зону.

    В рамках административной реформы уже принимаются действенные меры, позволяющие не допустить встречи потенциальных взяткодателя и взяткополучателя. Имеется в виду система «одного окна», доказавшая свою эффективность в ряде регионов. В ближайшее время планируется начать работу по унификации стандартов оказания государственных услуг в различных регионах. Начата большая работа по сокращению избыточных и дублирующих ФГУ и ФГУП, передаче ряда их функций (в частности по отдельным вопросам лицензирования) отраслевым общественным объединениям.

    Все эти меры должны дать реальный эффект уже в 2006-2007 году. Например, повышение прозрачности системы государственных закупок способно дать ежегодную экономию бюджетных расходов на 20%, что в ценах 2005 года составляет около 160 млрд. рублей. Весьма показательный случай экономии бюджетных средств имел место весной 2005 года в Воронеже: областная администрация провела действительно прозрачный и открытый конкурс на закупку машин «скорой помощи». В результате область за те же деньги получила на 7 машин больше, чем планировалось.

    В масштабах России осуществление административной реформы способно дать разовый прирост ВВП на 2%, или на 340,6 млрд. руб., и ежегодный прирост доходов консолидированного бюджета на 114,9 млрд. руб., или на 1,8% в ценах 2005 года.

    С коррупцией нельзя бороться – ей можно и нужно противостоять. Бороться с коррупцией должна прокуратура и другие силовые органы. Открытость власти, эффективность государственного управления, единые стандарты государственных услуг – вот первоочередные меры, позволяющие снизить уровень коррупции в России до приемлемого. Разумеется, не нужно забывать о решении и более масштабных задач: создание независимой судебной системы, обеспечение свободы СМИ, построения работающих институтов гражданского общества. Дальнейшая интеграция России в работу международных организаций (ООН, ОЭСР, ВТО и др.) наравне с ратификацией международных конвенций по минимизации коррупционного поля будет служить эффективным механизмом противодействия коррупции. Противодействие коррупции также должно сопровождаться массированной информационно-просветительской работой, имеющей своей конечной целью формирование в обществе антикоррупционных ценностей и установок.

    В России будет создан специальный совет по борьбе с коррупцией, который возглавит президент России Дмитрий Медведев. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на слова главы президентской администрации Сергея Нарышкина. Сам Нарышкин станет руководителем межведомственной группы по борьбе с коррупцией.

    Кроме того, 19 мая стало известно, что в России будет разработан национальный план по борьбе со взяточничеством. Предполагается, что его напишут в течение месяца.

    Необходимость национального плана Медведев объяснил тем, что при борьбе с коррупцией необходимы не точечные меры, а комплекс мер. Кроме того, президент говорил и об изменении отношения ко взяточничеству. "Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет", - заявил Медведев на совещании по противодействию коррупции.

    В свою очередь, генеральный прокурор России Юрий Чайка отметил, что не исключает ужесточения уголовного законодательства в борьбе с коррупцией. Детали изменений Чайка не озвучил.

    Коррупция считается одной из главных бед российской экономики. На борьбу с ней как на первоочередную свою задачу указывал, в частности, бывший премьер-министр Виктор Зубков.[4]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: