Описанные ниже проблемы являются продолжением тех, которые по проявлению или происхождению уходят корнями в советский период. Некоторые из них усугублены условиями переходного периода:
1. Слабость судебной системы – одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах (последнее считалось почти неприличным). После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.
Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что:
· бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов;
· слабо исполняются судебные решения;
· низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;
· не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий.
· в противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства.
· отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.
2. Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной – укорененной при советском режиме системой партийного права. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление "низовой" коррупции.
3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно "интересов государства" и "общенародной собственности" – типично российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе – частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.
4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в России корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам, установленным несколько столетий тому назад. Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.
К общим причинам коррупции в России относятся:
· стремительный, непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;
· кардинальное изменение государственного устройства;
· необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалось незначительная часть новых собственников;
· неэффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
· изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
· состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;
· высокий разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями населения;
· правовая неграмотность подавляющей части населения страны;
· неэффективность функционирования большинства институтов власти;
· кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
· отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций;
· низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета;[2]
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ