Некоторые итоги исследования коррупции в России

    Отвечая на вопрос «Какие проявления коррупции наиболее часто встречаются?», половина опрошенных практических работников органов внутренних дел и прокуратуры назвали взаимовыгодную сделку взяткодателя и взяткополучателя. 38,3% респондентов отметили при этом факт «использование полномочий служащего на постоянной основе», за что регулярно получает вознаграждение.

     Вопреки распространяемому мнению об алчности и ненасытности чиновников, которые без предварительного подношения и «чихнуть» не захотят, факты вымогательства отмечены лишь в 16,6% случаев. Чаще 25% опрошенных, отвечали, что инициаторами дачи взятки выступают вовсе не государственные служащие, а их посетители.

    В средствах массовой информации неоднократно приводились примеры того, что количество уголовных дел, возбужденных по фактам подкупа, исчисляются тысячами, а получают реальные наказания – единицы. Причин тому множество, но самым неприятным для сотрудников правоохранительных органов, конечно же является продажность, предательство служебных интересов, со стороны коллег. Последствия этого пагубны для всей системы правосудия, ибо граждане теряют доверие к людям в форме. И у них есть для этого основания.

    Предприниматели платят «за безопасность» не только представителям преступных формирований, не только различным контролерам и инспекторам, но и сотрудникам правоохранительных органов. 30% респондентов отметили случаи регулярных выплат сотрудникам органов внутренних дел. Такая же цифра названа в отношении представителей других правоохранительных органов. Каждый третий занимающийся предпринимательством время от времени платит дань сотрудникам милиции, каждый пятый - представителям других правоохранительных органов. Сложилась даже определенная система «фиксирования ставок». Например, за недопущение возбуждения уголовного дела сумма долларов США колеблется от тысячи до десяти тысячи. За изменение меры пресечения на не связанную с лишением свободы эта сумма значительно выше и составляет 20-25 тысяч американских долларов. Смягчение меры наказания – от 5 до 15 тысяч долларов. Дорого обходятся и услуги таможенных служб. Нереагирование  на таможенные нарушения «стоит» взяткодателю 10-20 тысяч долларов США, либо 20-25% от суммы таможенных сборов и налогов.

    Есть выражение, что «человечество пока не придумало лучшей меры профилактики, чем наказание». С ним можно в известной мере согласиться. Как показывает многовековой опыт, именно беззаконность развращает больше всего. К сожалению, распространению коррупции способствуют значительные трудности в расследовании, отсутствие четкой нормативной базы.

    Не способствуют успеху не только продажность иных сотрудников правоохранительных органов, но и незаинтересованность «пострадавшего» в собственном разоблачении. Оставаться безнаказанными преступникам позволяет и несовершенное законодательство. Семь лет кочует по коридорам власти проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией». И с каждым днем, учитывая масштабы и быстроту распространения такой опасной «болезни», как коррупция, у закона остается все меньше шансов быть принятым. Да, именно тем, что все большее число людей не заинтересовано в его появлении, можно объяснить бесконечные отправки этого правового акта «на доработку». Ведь за рубежом специалисты США, Франции, Германии, Италии других стран, давно и успешно отправляющие на скамью подсудимых госчиновников очень высокого ранга, наш, российский проект закона о борьбе с коррупцией, оценили очень высоко.[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: