Положительные и теневые аспекты специальности

 

Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, к окружающей природе, социальной среде.

В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:

 Сбор и анализ информации о личности;

 Диагностика микросреды;

 Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

 Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;

 Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

 Охранно-правовая защита;

 Образовательно-воспитательные задачи;

 Составление и ведение документации;

 Работа с педагогическим коллективом.

Социальный педагог занимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используя специальные профессиональные методы.

Теперь это стало реально, но возникла новая проблема - угроза дискредитации профессии.

Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он - посредник в контексте: «человек - семья - общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

Одновременно работник социальной сферы - защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

 

Массовость и уникальность профессии

 

Профессия социального работника в первую очередь требует высокого уровня гуманности, развитую интуицию, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную сложившуюся ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи. Личностные качества должны также включать порядочность, честность, бескорыстие. Для получения желаемых результатов работник должен быть целеустремлённым, трудолюбивым и ответственным. Вместе с этим эмоциональная устойчивость, спокойствие и приятный голос помогут добиться доверия нуждающихся в помощи людей. Риски профессии:

Главный минус профессии представлен недостаточным уровнем заработной платы, но социальным работникам так же предоставлены некоторые государственные льготы, и об этом не стоит забывать.

Профессия социальный педагог

 


 


Источники и литература

 

1) http://soc-work.ru/article/191 - информационный портал для социальных работников

2) Šiļņeva L. Sociālā darba izglītības vēsture Latvijā: „Attīstība”.// Sociālā darba vēsturiskā attīstība Latvijā 20.gs. – Rīga: SDSPA „Attīstība”, 2006, 32.-33..lp.

3) www.gorod.lv – Даугавпилссий информационно-новостной портал. Новость от 23 июля 2007 года.

4) Информация взята с официального сайта NVO: www.nvo.lv

5) Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. стр.15-22

6) Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. – стр.103

7) «Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы»

8) http://www.kto-kem.ru/professiya/socialnyi-rabotnik/ - сайт-опросник по профессиям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: