Саморегулирование в строительстве

 

25 июля 2008 года в силу вступил Федеральный закон №148-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», основная задача которого – урегулирование вопросов, связанных с отменой лицензирования в строительной отрасли и переходом к саморегулированию. Данный закон предусматривает, в частности, прекращение выдачи строительных лицензий – с 01.01.2009 г., прекращение действия всех выданных ранее лицензий – с 01.01.2010 г.

Таким образом, закон предусматривает, что устаревшая и неэффективная система лицензирования строительной отрасли будет заменена системой саморегулирования, при которой допуск на рынок строительных услуг фактически будут осуществлять сами профессиональные участники рынка, объединенные в Саморегулируемые организации (СРО). После перехода строительной отрасли к саморегулированию, строительные компании, не являющиеся членами СРО, не смогут осуществлять деятельность, оказывающую влияние на безопасность строительства.

Вопрос о создании СРО в строительстве решался на протяжении нескольких лет. Принятый в июле 2008 г. закон задолго до его подписания Президентом России Дмитрием Медведевым имел как сторонников, так и противников. Однако, по мнению руководителей Российской Федерации, нововведения, привнесенные в строительную область законом №148-ФЗ, позволят сделать ее более цивилизованной и высококачественной.

Основными целями саморегулируемых организаций являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 Градостроительного Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.

Допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации ею представляются в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, предусмотренные пунктами 1 – 6 части 8 статьи 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»:

1) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

2) копия устава некоммерческой организации;

3) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов – юридических лиц;

4) заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации ее членов – индивидуальных предпринимателей;

5) перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;

6) документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных настоящим Федеральным законом способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами; а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частями 1 и 2 статьи 55.4 Градостроительного Кодекса требований к некоммерческой организации.

Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации (ст. 55.4)

1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 000 рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 1 000 000 рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 000 рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.

Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить (часть 1 ст. 55.5):

1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также – свидетельство о допуске), – документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) правила контроля в области саморегулирования – документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

При этом в уставе некоммерческой организации должен быть указан вид саморегулируемой организации.

При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации и строительство.

Для приёма в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию следующие документы:

•   заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;

•   копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);

•   документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

•   копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ. Свидетельство о допуске выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия и без взимания платы.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в иных предусмотренных федеральными законами формах контроля.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится один раз в два года в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации может проводиться в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок ее деятельности. Решение о проведении внеплановой проверки также принимается органом надзора за саморегулируемыми организациями на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных федеральными законами.

Приказ Министерства регионального развития №624 от 30.12.2009 г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» зарегистрирован 15 апреля 2010 г. в Министерстве юстиции РФ.

В настоящее время подобные работы вправе выполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели только при наличии у них свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, официально зарегистрированной в реестре Ростехнадзора.

Приказ официально опубликован 26 апреля 2010 г. и вступил в силу 1 июля 2010 г. С этого дня прежний Перечень (№274 от 9 декабря 2008 г.) признается недействительным и применяться не будет.

Новый утвержденный Перечень по составу и видам работ во многом аналогичен классификатору видов деятельности, существовавшему при упраздненном институте лицензирования строительной деятельности. Разработчики Перечня уверены, что он станет более понятным для представителей строительного бизнеса, сняв многие возникавшие ранее вопросы по получению допуска.

 



Сертификация

саморегулирование строительный сертификация контроль качество

Сертификация – это контроль качества различных товаров или услуг, а также гарант безопасности здоровья и жизни людей.

Часто употребляющийся термин «сертификация», дословно переводящийся с латинского как «удостоверяю, подтверждаю», на практике представляет собой строгий контроль над качеством различной продукции или услуг. Основной задачей данного контроля является обеспечение безопасности жизни человека и борьба за чистоту окружающей среды.

Впервые понятие «сертификации» официально было утверждено в начале восьмидесятых годов прошлого века Международной организацией по стандартизации (ИСО), но специалисты, занимающиеся изучением истории науки, уже не сомневаются, что основы сертификации были заложены еще в далеком прошлом.

Согласно заключению ИСО/МЭК, вышедшему в свет в 1986 году, в настоящее время определение сертификации трактуется следующим образом:

Сертификация – это стандартный процесс подтверждения высокого качества реализуемой продукции или предлагаемых услуг. При этом правомочным считается только тот процесс сертификации, который был проведен специально назначенной государством третьей стороной, независимой ни от производителя, ни от покупателя. Результат процесса сертификации – сертификат соответствия, выдается на руки заинтересованной стороне. При этом независимая организация, которая проводит проверку качества продукции, в обязательном порядке должна пройти аккредитацию, чтоб получить права на свою деятельность.

Вся система сертификации основана на утвержденных нормах и стандартах и проверки соответствия этим параметрам.

Основные законодательно закрепленные функции сертификации:

Сертификация – это основной помощник и гарантия правильного выбора для покупателя.

Сертификация – это строгая защита от недоброкачественных товаров.

Сертификация – это строгий контроль безопасности производимой продукции или предлагаемых услуг.

Сертификат соответствия – это реальное подтверждение высокого качества продукции.

Сертификация – это основной регулятор товарных отношений на мировом рынке, гарант достаточного качества ввозимой и экспортируемой продукции и, бесспорно, лучший помощник потребителя.

Для защиты прав потребителей, а также с целью обеспечения условий безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и охраны окружающей среды в настоящее время в Российской Федерации действует система сертификации в строительстве. Принципы и порядок проведения сертификации должны соответствовать требованиям, изложенным в руководящих документах по сертификации в строительстве (РДС). Система РДС в строительстве включает следующие нормы:

· РДС 10–231–93* Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве;

· РДС 10–232–94 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции в строительстве;

· РДС 10–233–94 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к органам по сертификации в строительстве и порядок проведения их аккредитации;

· РДС 10–234–94 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям (центрам) в строительстве и порядок проведения их аккредитации;

· РДС 10–235–94 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок регистрации объектов, участников работ и документов по сертификации в области строительства в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р и выдачи аттестатов аккредитации и сертификатов соответствия;

· РДС 10–242–96 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аттестации.

Руководящие документы по сертификации в строительстве разработаны Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации министерства строительства Российской Федерации (Главтехнормированием Минстроя).

Объектом сертификационной деятельности в строительстве является:

· продукция предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов (промышленная продукция);

· проектная продукция;

· объекты строительства – здания и сооружения (строительная продукция);

· работы и услуги в строительстве;

· продукция, импортируемая в Россию, на которую распространяется действие утверждаемой Минстроем России или закрепленной за ним нормативной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: