Особенности бухгалтерского дела на разных стадиях функционирования предприятия

 

Любая организация представляет собой своеобразный организм. Трактовка организации как организма имеет очень давнюю историю. И как каждый организм, каждая организация проходит четыре стадии жизненного цикла:

 1.Детство (создание);

2.Юность (рост);

3.Зрелость (зрелость);

4.Старость (спад).

 Первая стадия - это возникновение организации и первое время ее работы. Здесь, как правило, наблюдается рост продаж и убытков, т.к. организация завоевывает рынок.

 Начало деятельности характеризуется ограниченным капиталом собственника. На момент инициализации бухгалтерского учета к активам организации относится реальное имущество собственника. Затраты покрываются за счет уменьшения денежных активов. Кредиторская задолженность наращивается. Финансовый результат деятельности – убыток, т.е. реализационные расходы не обеспечены доходами.

 Бухгалтерский учет нацелен на рост активов и продаж.

 Вторая стадия характеризуется стремительным ростом продаж и некоторым ростом прибылей. Затраты организации на приобретение разного рода материальных ценностей и услуг, необходимых для функционирования, высоки. Активы организации усиленно амортизируются. Деятельность организации может иметь три варианта финансовых результатов: 

прибыли и убытки одинаковы; 

прибыль превалирует над убытками; 

убытки не перекрываются прибылями.

Третья стадия - это стабильность финансово-хозяйственной деятельности организации, высокие экономические показатели. Администрация занята поддержанием сложившихся показателей. 

Активы в этой стадии развития организации достигают величины, превышающей взносы участников и кредиторскую задолженность. Убытки возможны лишь в результате нерационального потребления ресурсов и неэффективного менеджмента. Прибыль реинвестируется в резервный капитал, в фонды накопления и потребления.

На этой стадии деятельность организации характеризуется как социально - ориентированная.

Четвертая стадия характеризуется падением объема продаж и сокращением прибыли.

Для этой стадии развития характерна изношенность производственных и других фондов. Малый объем продаж и реализации обеспечивает скудные финансовые потоки.

Умение пользователя бухгалтерской отчетностью определить, на какой стадии развития находится организация — его важная задача.

На всех стадиях и, особенно, на стадии начальной, очень важно выбрать обоснованную учетную и балансовую политику и стремиться к тому, чтобы организация находилась как можно дольше в стадии № 3.

Бухгалтерская служба, занимаясь профессионально бухгалтерским делом, должна помочь обеспечению устойчивого и эффективного функционирования организации.

Аналитическая интерпретация бухгалтерских данных дает достаточно убе­дительную картину о предстоящих нежелательных событиях.

 Важными составляющими сути аналитической интерпретации отчетности, проводимой бухгалтером являются: а) сравнения с требо­ваниями нормативных документов; б) сравнения с данными других предприятий; в) сравнения данных одного предприятия, но за разные отчетные периоды; г) сравне­ния с нормативами.                                                                                 Очень важны сравнения показателей финансовой деятельности за различные периоды в рамках одной организации. Эти сравнения позволяют обнаруживатьсо­крытия многих негативных явлений, а главному бухгалтеру увидеть как благопри­ятные, так и тревожные тенденции в развитии организации. Эти же тенденции по­зволяют прогнозировать успешное развитие.

 Сравнения с нормативами представляют собой самое эффективное решение проблемы оценки успешности работы организации.                         

Учетная политика, формируемая главным бухгалтером, открывает беспредельный простор для выбора методологических приемов, использование которых может ра­дикально менять всю картину финансового положения организации.

Помимо этого, успех деятельности организации во многом зависит еще от двух обстоятельств:

1.внешняя экономическая среда;

2. кадровая политика администрации.

Любая организация, являющаяся юридическим лицом, не может существовать вечно. Обычно в конце четвертой стадии жизненного цикла организации неминуема ее ликвидация. Хотя ликвидация может произойти   не только на последнем этапе жизненного цикла организации, а и на всех других его стадиях.

При ликвидации предприятия возни­кает необходимость определения его реальной рыночной сто­имости. Ликвидация включает процессы конечного перерас­пределения собственности, процессы погашения обязательств перед кредиторами.

Процесс ликвидации предусматривает отказ от одного из допущений бухгалтерского учета - непре­рывности деятельности.

В процессе ликвидации возникает необходимость в бухгалтерском отражении, аудиторском под­тверждении собственности. При этом отказ от использова­ния допущения непрерывности деятельности предприятия, предусмотренного ПБУ 1/98, предполагает изменения в ме­тодологии учета, и, в частности, в способах оценки имуще­ства предприятия. Профессор Жак Ришар отмечает: «Лик­видация - это даже не нулевой баланс или негативный ре­зультат деятельности. Это тот момент, когда предприятие не в состоянии больше функционировать».

Причиной для ликвидации организации могут быть как вне­шние факторы макросреды, так и внутренние факторы мик­росреды. При оценке ситуаций, когда возможна ситуация ликвидации, важная роль принадлежит информации, формируемой в системе бухгалтерского учета.

Возможные причины ликвидации организации отражены в таблице 6.1.

  Таблица 6.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: