Маркетинговая характеристика товара. Уровни товара. Маркетинговая классификация товаров

Товар – это все то, что предлагается на рынке и все то, что может удовлетворит потребность человека.

В основе любого товара лежит необходимость удовлетворять потребность, поэтому сердцевину товара, его сущность представляет так называемый замысел, основное назначение товара, выгоду.

Для того, чтобы разделить всю массу товаров на отдельные группы, используется классификационные признаки. Классификационный признак позволяет определить, чем выделенные группы будут отличаться друг от друга. В качестве классификационного признака может быть использована цель применения товара. В соответствии с целью применения различают товары производственного назначения и потребительские товары.

Товары производственного назначения – это продукты, которые используются для создания других товаров, т.е. потребляются в процессе производства. Классификация товаров промышленного назначения на группы, отличающиеся по степени потребления в процессе производства, представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1. 1. Классификация товаров промышленного назначения.

 

 

 


Потребительские товары – это продукты, которые приобретаются домохозяйствами для личного потребления. Классификация потребительских товаров представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Классификация потребительских товаров.

Примеры Моющие средства, продукты Бытовая техника, одежда Мебель, видеофильмы Ремонтные работы, стрижка Табачные изделия, газеты Средства гигиены Журналы, бижутерия, жевательная резинка Зонтики, лекарства Мебель, подержанные автомобили, бытовые приборы Модные товары, драгоценности, предметы роскоши
Общая характеристика поведения потребителей в отношении группы товаров Полностью потребляются за один или несколько циклов использования Обычно выдерживают многократное использование Товары, имеющие материальное воплощение Действия, выгоды или удовлетворение, которые получает потребитель без материального обладания товаром Покупаются часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение Покупаются регулярно Приобретаются без предваритель-ного планирования и поиска, под воздействием минутного желания Покупаются при возникновении острой нужды в них Сравниваются между собой в процессе выбора по показателям пригодности, качества, цены и др. Обладают уникальными харак-теристиками, ради их приобретения значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия и средства
Выделяемые классификационные группы Товары краткосрочного пользования Товары длительного пользования Физические товары Услуги

Товары повседневного спроса:

1. Основные товары постоянного спроса

2. Товары импульсной покупки

3. Товары для экстренных случаев

Товары предварительного выбора Товары особого спроса
Классификационный признак

Характер потребления

Степень материальности

Характер поведения потребителей при покупке

 

 

Примеры Страхование, энциклопедии Сливочное масло и заменители масла, вино и пиво Автомобиль и бензин
Общая характеристика поведения потребителей в отношении группы товаров Об их покупке потребитель обычно не задумывается в силу малого знакомства или легкомыслия Рассматриваются потребителями как схожие продукты, являющиеся альтернативными для удовлетворения определенной потребности Их совместное наличие является необходимым условием для процесса потребления
Выделяемые классификационные группы Товары пассивного спроса Взаимозаменяемые товары (субституты) Взаимодополняющие (комплиментарные) товары
Классификационный признак  

Степени совместимости в процессе потребления (комплиментарность)

 

Специалистами в области маркетинга разработано несколько подходов к представлению характеристик товара. Из наиболее известных следует указать многоуровневые модели товара (напрмер, Ф. Котлера и В. Беелагоева); мультиатрибутивные модели (например, модель Ж.-Ж. Ламбена); блочные модели (модель «4Р», «4Р+1S» и др.). Все модели объединяет представление товара как совокупности выгод или благ, приобретаемых для удовлетворения нужд и потребностей. Но точки зрения на то, какие именно блага являются в товаре важными для потребителя, у разных авторов расходятся. Рассмотрим эти модели более подробно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: